ИСТОРИЯ НАБЛЮДЕНИЙ НЛО: ВОЛНА 1896-97 ГОДА
|
Джером Кларк
|
|
|
«Великая волна» 1896-1897 года началась в Калифорнии. Рано вечером 17 ноября 1896 года, как писала на следующий день газета «Sacramento Evening Bee», свет, напоминающий «электрическую дуговую лампу, движимую некоей загадочной силой», пролетел над Сакраменто. Сотни людей видели, как он летел на небольшой высоте и, как если бы им кто-то управлял, уклонялся от столкновения со зданиями и холмами. Некоторые очевидцы заявили, что смогли хорошо рассмотреть объект и слышали доносящиеся оттуда голоса. Жители пригорода Оак-Парк сказали репортерам, что днем раньше этот объект кружил над городом на большой высоте, оставляя за собой дымный след.
|
|
Воздушный корабль повторно появился над Сакраменто в двадцатых числах ноября. А на следующий вечер пассажиры трамвая из Окленда увидели «странно выглядевшую машину» высоко в небе. Спереди у нее была фара, из-под днища светил луч прожектора. Один очевидец сказал, что она «отчасти напоминала воздушный шар, летящий концом вперед… и у которого было что-то вроде крыльев как впереди, так и позади света, бьющего из днища» («San Francisco Call», 22 ноября).
|
|
«Call» сообщила, что по меньшей мере одно наблюдение произошло в начале октября: девушка, проезжая на велосипеде вдоль Телеграф-Авеню, увидела некий «странно выглядевший объект» с мощной лампой, пролетавший над ней.
|
|
Тем временем конкурент «Call», «San Francisco Chronicle», вышла под заголовками, описывающими заявления местного адвоката Джорджа Д. Коллинза. Тот сказал, что отныне представляет интересы изобретателя воздушного корабля, богатого человека, который переехал в Калифорнию из штата Мэн семь лет назад. Цитировались слова Коллинза (хотя он вскоре стал это отрицать), что он видел саму машину – 150-футовую металлическую «новинку» с двумя парусиновыми крыльями 18 футов ширины и «рулем, по форме напоминающим птичий хвост». Построенный за 60 миль от города, в Оровилле, он пролетел над Сакраменто; теперь его прячут где-то в окрестностях Сан-Франциско, пока изобретатель разбирается с некоторыми техническими проблемами. Но вскоре он пролетит «дюжину раз» на своем корабле над городом, так что каждый сможет на него посмотреть. В ответ еще одна газета Сан-Франциско, «San Francisco Examiner», послала репортера в Оровилль. Он узнал, что жители этого города смеются над рассказами Коллинза.
|
|
24 ноября Коллинз обратился к «Call» с жалобой, что скептически настроенная «Examiner» напечатала ложь и неправильно его цитировала. В тот день «Examiner» опубликовала интервью с адвокатом Фредериком Брэдли, другом Коллинза. Брэдли сказал, что Коллинз говорил ему о том, что видел воздушный корабль спрятанным в сарае; затем его изобретатель забрался в корабль и взлетел в воздух. Вскоре после этого он с легкостью приземлился в нескольких футах от Коллинза.
|
|
Коллинз поклялся, что эта история – ложь, и что на самом деле он никогда не видел корабль, а только слышал о нем от изобретателя. «Chronicle» от 24 ноября высмеяла внезапное изменение поведения адвоката, пошедшего на попятный, и процитировала его более раннее заявление, в котором на вопрос, может ли он дать «слово чести», что лично видел корабль, Коллинз поклялся, что видел.
|
|
Вскоре подозрение пало на странствующего зубного врача Е. Х. Бенджамина, который был уроженцем Кармела (шт. Мэн), коммивояжером и изобретателем. Когда репортеры, наконец, встретились с Бенджамином, тот признался, что Коллинз был его адвокатом, но настаивал, что его изобретения «имеют отношение только к зубоврачебной практике» («Call» от 24 ноября). Выведенный из себя вопросами насчет воздушного корабля, Бенджамин предпочел скрыться, бросив большую часть своего имущества. Репортеры и рабочие, которые разбирали его вещи, не нашли ничего более волнующего, чем медные зубные коронки.
|
|
24-го же «Oakland Tribune» объявила, что выдающийся гражданин города Джордж Карлтон знает имя изобретателя, но связан обещанием держать его в тайне. Он узнал его от своего друга-масона, «который говорил с человеком, видевшим эту машину» во время ее испытаний в окрестностях Оровилля.
|
|
На следующий день «Call» вышла в свет с еще более сенсационным заявлением. У.Г. Харт, бывший министр юстиции шт. Калифорния, сказал, что теперь он представляет изобретателя, который отстранил Коллинза от дела за излишнюю болтливость. Но Коллинз был сама осторожность по сравнению с Хартом, который, казалось, решил разболтать все, что знал (или говорил, что знает), за исключением имени изобретателя. К этому времени уже ходили слухи, что изобретатель, должно быть, д-р Кэтлин, коллега д-ра Бенджамина. Харт сказал, что существуют два воздушных корабля, и его роль – «защитить интересы их создателей». Один из них был построен «в одном из восточных штатов», и Харт особенно знаком с этим кораблем, который видел своими глазами. Он добавил, что корабль, летавший над Калифорнией, предполагается использовать в военных целях – сбрасывать динамит на Гавану.
|
|
В той же самой статье цитировался рассказ одного тайного информатора о том, как изобретатель провел недавно поздний вечер, слетав из района Оровилля к Сакраменто. Тот сказал, что «где-то часа в три утра изобретатель приземлился во дворе фермы, расположенной в одном из округов на побережье залива. Он поставил свой воздушный корабль в сарай и запер ворота… Это был самый первый полет нового воздушного корабля. С тех пор он вылетал оттуда почти каждую ночь…»
|
|
Впоследствии Харт, как и Коллинз, взял назад свои слова, утверждая, что не видел корабля, а только встречался с человеком, «который заявил, что он изобретатель», показав ему рисунки и чертежи корабля. Так называемый изобретатель, сказал Харт, «был двоюродным братом мистера Линна, электрика при Антонио Марко», т.е. Линн состоял в свите известного кубинского революционера. Вскоре Уильям Харт исчез со страниц газет.
|
|
Сто лет спустя невозможно судить, была ли хоть доля истины в заявлениях Харта и Коллинза. Возможно, их клиенты пытались построить воздушный корабль и хотели воспользоваться шумихой вокруг неизвестных «кораблей» (а также доверчивостью своих адвокатов), заявляя о них как о своих. Если даже их собственные «корабли» существовали, они никогда не летали.
|
|
Тем временем сообщения о наблюдениях продолжали поступать со всего штата. Большинство из них было «ночными огнями», и по крайней мере некоторые из них были лишь неправильно опознанными планетами и звездами. Другие оказывались освещенными воздушными змеями, которые были запущены шутниками. Но то, что осталось, не имеет столь явного объяснения, если верить сообщениям в газетах и приведенным там рассказам очевидцев. Например, вечером 25 ноября загадочный свет кружил над Сакраменто с большой скоростью. Среди очевидцев были такие официальные лица, как помощник губернатора штата Джордж Э. Мак-Кэлви, окружной прокурор Фрэнк Д. Райан и Е. Д. Мак-Кейд, личный секретарь губернатора. Объект наблюдался одновременно с Венерой, но был, как пишет «Call» от 26 ноября, «раза в три больше». Его поведение было явно не таким, как у небесного тела:
|
|
«Когда он появился впервые, увидели, как он быстро движется с северо-востока, направляясь в юго-западном направлении. Приблизившись к южной окраине города, он развернулся и, пролетев над городом строго на запад, направился на юг. Его отчетливо видели в вышине в течение двадцати минут летящим с гораздо большей скоростью, нежели во время двух предшествующих визитов», хотя «в это время не было ни малейшего дуновения ветра». Свет появился во второй раз позднее вечером, появившись с запада и скрывшись на северо-востоке. Один из очевидцев сказал, что видел «очертания темного тела» над источником света.
|
|
26 ноября между 8.00 и 8.30 вечера электрик Кейс Джилсон и трое других очевидцев видели неосвещенный воздушный корабль в ясном небе на высоте 1000 футов над Оклендом. Корабль прилетел с юго-востока и летел в северном направлении, против ветра. Джилсон сказал в интервью газете «Oakland Tribune» от 1 декабря, что тот «выглядел, как большая черная сигара с хвостом, наподобие рыбьего… Его корпус был по меньшей мере 100 футов длиной, и к нему крепился треугольный хвост одной из своих вершин. Поверхность корабля выглядела так, словно он был сделан из алюминия, почерневшего под воздействием ветров и погоды… Воздушный корабль летел с огромной скоростью. Когда он достиг Лорина, он быстро развернулся и скрылся по направлению к Сан-Франциско. В половине девятого мы снова его увидели; он летел примерно в том же направлении и скрылся».
|
|
Газета «Stockton Evening Mail» от 27 ноября подробно рассказала о том, что может оказаться первым опубликованным заявлением о попытке похищения на борт НЛО. Статья гласит, что очевидцем был некто Шоу, «бывший сотрудник редакции «Мail», который «сейчас занимается сбором денег для выставки Стоктоновской коммерческой ассоциации; она будет представлена на Цитрусовой ярмарке во Фресно [т. е. Лос-Анджелесе] в следующем месяце». Возможно, история была придумана им ради рекламы или просто является хорошей шуткой. Каково бы ни было объяснение, его история интересна, поскольку открывает другую грань тех событий: хотя почти все говорили о земных изобретателях, были и такие, кто говорил об инопланетных посетителях. История Шоу – первая, недвусмысленно связывающая внеземных существ с неизвестными воздушными кораблями.
|
|
Шоу сказал, что он со своим попутчиком выехал из Лоди примерно в шесть часов 25 ноября. Он «спокойно ехал вперед, когда лошадь вдруг замерла, храпя от страха. Подняв глаза, мы увидели трех странных существ… почти или даже целых семи футов ростом, очень худых». Существа, которые выглядели более-менее человекоподобными, казались дружелюбными и необычайно красивыми. Шоу спросил, откуда они прибыли. «Они, похоже, не поняли меня, – рассказывал он потом, – но стали издавать звуки; это были скорее птичьи трели, нежели разговор». Шоу разглядел их вблизи, обратив внимание на маленькие, нежные руки без ногтей и длинные, узкие ступни. Когда он коснулся одного из существ ниже локтя, то обнаружил, что оно весило меньше унции.
|
|
«На них не было какой-либо одежды, – продолжал Шоу, – но они были покрыты шерстью, мягкой на ощупь, словно шелк; их кожа была, как бархат. Их лица и головы были безволосыми, уши – очень маленькими. Нос выглядел, как полированная слоновая кость, в то время как глаза были огромными и блестящими. Рот, однако, был маленьким, и мне показалось, что у них не было зубов. Это и другие вещи привели меня к мысли, что они не едят и не пьют, поддерживая свою жизнь каким-то газом. У каждого из них под левой рукой болталась сумка с носиком; через короткие промежутки времени то один, то другой подносил носик ко рту, и в этот момент я слышал звук, как от выходящего газа».
|
|
Каждое из существ имело по фонарю в форме яйца, который, будучи включен, испускал «яркий, но не неприятный свет». Затем они, по словам Шоу, попытались «…поднять меня, возможно, с намерением утащить», но у них не хватило сил даже шелохнуть его или его попутчика. Отказавшись от этих попыток, они повернулись и направили свои фонари в сторону близлежащего моста. Двое мужчин увидели 150-футовый воздушный корабль, зависший неподалеку. Шоу сказал, что «эта троица быстро пошла к кораблю раскачивающейся походкой; их ступни касались земли через каждые 15 футов… Немного подпрыгнув, они забрались на машину, открыли дверь в ее борту и скрылись внутри». Корабль быстро полетел и скрылся из виду.
|
|
Под конец Шоу выдвинул теорию, что «те, кого мы видели, были обитателями Марса, которых послали на Землю с целью заполучить одного из ее обитателей». Возможно, с еще более глубоко упрятанной усмешкой, он яростно напал на «россказни некоторых адвокатов из Сан-Франциско», объявив их «топорными выдумками», в которые вряд ли кто-нибудь может поверить.
|
|
К второй половине недели декабря Калифорния начала приходить в себя от «воздушной лихорадки», хотя отдельные наблюдения продолжались вплоть до января.
|
|
2 февраля 1897 года сообщение из Хастингса, Небраска, которое было опубликовано в газете «Omaha Daily Bee», поведало о наблюдении воздушного корабля на юге центральной части штата. Оно гласило, что первое наблюдение состоялось еще в конце прошлого года, когда корабль «видели летящим по небу примерно в пятистах футах над землей. Повисев неподвижно около получаса, он начал кружиться. Пролетев на север около двух миль, корабль вернулся на прежнее место и скрылся». 1 февраля корабль вернулся. Он выглядел как «огромный ослепительный свет», который зависал, поднимался, спускался и летел «…с самой удивительной скоростью».
|
|
4 февраля группа верующих, возвращавшихся с общей молитвы в Инуэле (40 миль к югу от Хастингса) увидели яркий свет, пролетавший высоко в небе. Десять минут спустя он вернулся, но на этот раз был гораздо ближе к земле. Свидетели смогли увидеть коническую конструкцию длиной 30 или 40 футов, «с ярким головным огнем и шестью огнями поменьше – по три с каждой стороны, а также два ряда крыльев с каждого бока и большой руль в форме веера». Оттуда доносились голоса и смех («Omaha Daily Bee», 6 февраля).
|
|
Весь этот месяц истории о воздушных кораблях циркулировали по штату, как бы подготавливая сцену для волны, которая пронесется по стране в конце марта. Насколько мы можем судить по сообщениям в газетах, многие, если не большинство наблюдений были неправильно опознанной Венерой, метеорами, воздушными шарами и змеями. Чаще всего «воздушный корабль» видели как большой свет, но очевидцы изо всех сил старались дополнить увиденное недостающими деталями.
|
|
К концу февраля странные огни появились в небесах северного Канзаса. 28 марта «Kansas City Star» писала насчет «легковерных корреспондентов со всех концов Канзаса», которые принимали Венеру, которая тогда сияла на северо-западном небосклоне, за воздушный корабль. В этом нет никаких сомнений, но Венера не могла быть ответственна за объект, который появлялся над Беллевиллем поздно ночью по крайней мере дважды в конце марта; он летел со скоростью 75 миль в час, «освещая дома и город, как огромный метеор; он, казалось, застыл немного севернее города, оставаясь почти неподвижным в течение 20 или 30 минут, после чего, быстро двигаясь вверх и вниз, направился на северо-запад, а затем на юг. Он пролетал ниже, а потом выше немногочисленных рассеянных облаков… и, наконец, скрылся вдали. Снова появившись в два часа ночи, он направился на юг и вернулся на север примерно в пять часов утра» («Topeka Daily Capital» от 28 марта).
|
|
Наблюдения воздушных кораблей, максимум которых пришелся на апрель, распространились по множеству штатов. Они в основном прекратились к концу мая. Полный рассказ о них занял бы толстую книгу.
|
|
Обычные сообщения о воздушных кораблях таковы. Для многих наблюдателей «воздушный корабль» был очень ярким огнем в ночи, чаще всего сравниваемый со светом вольтовой дуги, летящим по небу со значительной скоростью. Часто объект поначалу появлялся как свет, а потом в какой-то момент становился виден сам корабль. Например, в Куинси, шт. Иллинойс, поздно вечером 10 апреля 1897 года сотни зрителей увидели «яркий белый свет» с зеленым и красным огнями по обеим его сторонам. Он летел низко над рекой Миссисипи на западной окраине города, взмыл в воздух, направился на восток, пролетая над Куинси, потом на юг и, наконец, на восток. Он менял направление полета и скрылся в южном направлении «с огромной скоростью».
|
|
«Quincy Morning Whig» от 11 апреля писала, что «иногда он, казалось, был не более чем в 400 или 500 футах над землей, и яркий лунный свет отчетливо очерчивал его силуэт на фоне ясного неба. Люди, которые видели эту штуку, описывают ее как длинное, тонкое тело, формой напоминающее сигару, сделанное из какого-то светлого металла, быть может, алюминия, блестящего в лунном свете. С обеих сторон корпуса вверх и в стороны простиралось то, что выглядело как крылья, а над ним можно было разглядеть смутные очертания чего-то вроде надстройки, но рассмотреть ее целиком мешали крылья. Спереди этой штуки горела фара, по яркости и силе льющегося из нее потока света весьма похожая на прожекторы, используемые на пароходах. Примерно посередине корпуса находились огни меньшего размера – зеленый по правому борту, или с правой стороны, и красный по левому борту, или с левой стороны». Оценка его длины колебалась от 50 футов до вдвое большей.
|
|
Кохрансвилль, шт. Огайо, 19 апреля: «Он был конической формы, 180 футов длиной, а на носу вспыхивали красный, белый и зеленый огни» («Cincinnati Commercial Tribune» от 20 апреля).
|
|
Миннеаполис, шт. Миннесота, 11 апреля: понаблюдав за воздушным кораблем в бинокль, Р.Г. Адамс описал его как объект «18 или 20 футов длиной. По форме он напоминал сигару, а посередине сверху горел квадратный огонь. Этот свет становился красным, зеленым и снова красным» («St.-Paul Pioneer Press» от 12 апреля).
|
|
Декатур, шт. Иллинойс, 11 апреля: очевидцы рассказали, что воздушный корабль «выглядел как две чудовищные сигары с тремя яркими фарами» («Decatur Evening Republican» от 12 апреля).
|
|
Восток Айовы, 8 апреля: «Сотни людей… все описывают его одинаково. Яркий, ослепительный головной огонь, высвечивающий отблескивающий стальной корпус, смутно различимые выступы по обеим его сторонам, наподобие крыльев, и свистящий звук, когда он скользил по воздуху» («Chicago Record» от 9 апреля).
|
|
Дентон, шт. Техас, примерно 14 апреля: воздушный корабль пролетел на фоне Луны, и астроном, который наблюдал это через мощную подзорную трубу, сказал, что «он плыл примерно в половине мили над землей и, казалось, был около 50 футов длиной, сигарообразной формы с двумя большими крыльями по бокам; широкий хвост или управляющий парус сзади и длинный клюв или лопасть, напоминающая форштевень судна, спереди. В месте, где клюв соединялся с корпусом, мощный прожектор прорезал ночную тьму, испуская свои лучи далеко вперед; рядом с ним даже яркость луны была бледной. Ряд окон, идущий вдоль борта, сиял похожим светом» («Dallas Morning News» от 15 апреля).
|
|
Необычные сообщения. Линкольн, шт. Иллинойс, 12 апреля: в 8 часов вечера более чем 50 очевидцев увидели необычную воздушную машину, пролетевшую над их головами. Один из них сообщил, что большой, яркий головной огонь горел «на носу V-образного объекта» («Lincoln Weekly Courier» от 13 апреля).
|
|
Форт Уэйн, шт. Индиана, середина апреля: быстро движущийся объект желтого цвета выглядел, по словам очевидца Ф. Крокера, «грушевидным, верхушкой вниз». Р.Т. Тритуэй описал его как «круглый с V-образным хвостом. Он, казалось, был ярко-желтого цвета; мощные лучи того же цвета постоянно исходили из его корпуса» («Fort Wayne Weekly Gazette» от 15 апреля).
|
|
Цинцинатти, шт. Огайо, 4 мая: д-р Луис Дамхофф и другие очевидцы рассказали, что объект «летел по зигзагообразной траектории, сначала вверх, а потом вниз». Он был «яйцевидной формы, красного цвета, и выглядел так, словно часть его была закрыта завесой; из центра и с обеих его концов исходили лучи» («Cincinnati Enquirer» от 5 мая).
|
|
Посадки и контакты. Запад Айовы, 4 апреля: примерно в 12.15 ночи фермер Дик Батлер, возвращаясь домой из деловой поездки в Сиу-Сити, увидел свет в кукурузном поле около своего дома. Свет исходил, как писала газета, из «черного корпуса через окна, из которых бил свет». Корабль выглядел как «длинный, узкий вагон, напоминающий по форме корсетную коробку, но, быть может, 30 или 35 футов в длину и 6-7 футов в высоту и ширину. Над ним горизонтально располагалась сигарообразная оболочка примерно такой же длины и 8-10 футов толщины в месте с наибольшим диаметром». В этот момент лошади Батлера понесли, и он был сброшен в канаву. Когда же он снова встал на ноги, объект уже взлетел и удалялся («Marshalltown Evening News-Republican» от 9 апреля).
|
|
Озеро Элмо, шт. Миннесота, 13 апреля: двое мужчин, ехавшие вечером в Гудзон из близлежащего Лэйкленда, в 11 часов вечера заметили фигуру на вырубленном участке леса. «Он ходил кругами, словно что-то искал», – сказал Фредерик Чемберлен. Очевидцы услышали треск, словно ломались ветки и кусты, после чего раздался прерывистый звук. «Через секунду, – рассказал Чемберлен, – мы смогли разглядеть длинный, высокий объект серовато-белого цвета. Эта штука поразила меня: она больше всего напоминала верх «степного судна» – повозки переселенцев, крытой брезентом. В сей же миг мы увидели два ряда огней – четыре огня, разделенные по две пары, причем каждая пара состояла из красного и зеленого огня. Эта штуковина быстро взлетела под прямым углом, едва не задев верхушки деревьев. Когда она пролетала над деревьями на юг, мы увидели еще несколько белых огней. Однако мы не смогли увидеть каких-либо механизмов, крыльев, колес, руля и людей на борту, и даже четких очертаний этой штуки». В грязи очевидцы нашли «14 отпечатков… каждый два фута длиной, шесть футов шириной, расположенных по семь с каждой стороны». Фермер из этого района независимо от них сообщил, что видел темный объект с зелеными и красными огнями, пролетевший в вышине примерно в то же самое время («St.-Paul Pioneer Press» от 15 апреля).
|
|
В общем контексте истории уфологии сообщения, подобные этим, не более невероятны, чем современные сообщения об НЛО, которые они весьма напоминают. Различия, существующие между ними, относительно невелики. В ХХ веке о сигарообразных НЛО, в том числе и с крыльями, сообщают менее часто, нежели о дисках («летающих тарелках»), но, вне всякого сомнения, среди наиболее часто наблюдаемых аномальных явлений в воздухе. В некоторых историях говорится о серебристых, несветящихся объектах в форме дирижабля, часто несущих огни и прожекторы. Это могут быть те же самые разновидности объектов, о которых сообщали очевидцы в конце прошлого века.
|
|
Есть, однако, и другие разновидности историй о «воздушных кораблях», которые выделяются из сообщений прессы того времени; их трудно подогнать под феномен НЛО в его нынешнем понимании. Они изложены мною ниже – по возрастающей степени невероятности и без смягчающих слов «якобы» и «предположительно», не употребляемых для лучшей читаемости. Замечу, что истории о том, как аэронавтов слышали, видели и общались с ними, являющиеся очевидными розыгрышами, здесь не приводятся.
|
|
Аэронавтов слышат. Хаварден, шт. Айова, 11 апреля: когда конический «воздушный корабль» 60 футов длиной с четырьмя крыльями пролетал над людьми на небольшой высоте, очевидцы услышали «шум работающих механизмов и звуки человеческих голосов… среди коих примешивался женский смех» («Des Moines Leader» от 13 апреля).
|
|
Джексонвилль, шт. Иллинойс, 10 апреля: «Многие заслуживающие доверия лица утверждают, что они отчетливо слышали голоса людей», когда длинный, узкий, металлический корабль с прожектором пролетал над городом («Quincy Morning Whig» от 11 апреля).
|
|
Аэронавтов видят. Миннетонка, шт. Миннесота, 11 апреля: поздно вечером велосипедист увидел «летящую машину, по форме напоминающую обычную лодку» с красным и зеленым огнями с каждой стороны и мощной фарой на носу. Внутри корабля были «живые люди – мужчины, женщины и дети. Они перемещались там, словно чем-то усиленно занимались» («Minneapolis Tribune» от 13 апреля).
|
|
Дэнверс, шт. Иллинойс, 16 апреля: вскоре после полуночи «воздушный корабль» и меньший «трейлер, который следовал за ним на очень близком расстоянии», увидели многие жители. «Корабли были сделаны из какого-то светлого материала, а его пассажиры одеты в западном стиле» («Bloomington Pantagraph» от 17 апреля).
|
|
Лайонс, шт. Небраска, 19 апреля: в 9.30 вечера воздушный корабль появился в миле над городом. Он имел большие колеса или пропеллеры. Один из очевидцев, который смотрел на него в театральный бинокль, увидел «большого человека, закутанного в большую шубу, по-видимому, управляющего чем-то вроде рулевого механизма» («Logan Valley Sun» от 21 апреля).
|
|
Аэронавтов встречают. Близ Перу, шт. Небраска, 6 апреля: разыскивая отбившихся от стада животных, Джеймс Саутхард заблудился. В два часа ночи он увидел свет на отмели реки Миссисипи. Он исходил от приземлившегося воздушного корабля длиной 200 футов; члены его экипажа чинили прожектор. Аэронавты любезно ответили на все вопросы Саутхарда. Они сказали ему, что «корабль нагружен несколькими тоннами динамита и готов отправиться на Кубу», где он будет бомбить военные лагеря и корабли испанцев («Auburn Grander» от 9 апреля).
|
|
Близ Элбурна, шт. Иллинойс, начало апреля: фермеры натолкнулись на приземлившийся воздушный корабль, «сделанный из некоего легкого материала, наподобие алюминия». Двое аэронавтов, которые чинили корабль, сказали о себе немного: они заявили, что пересекают страну от тихоокеанского побережья до Атлантики, «…следуя вдоль Северо-Западной железной дороги» («Rockford Daily Republic» от 12 апреля).
|
|
Близ Сиско, шт. Техас, 15 апреля: поздно вечером, увидев свет там, где, как он знал, нет ферм, Патрик Бернс отправился туда посмотреть и увидел 200-футовый «воздушный корабль», испугав его экипаж, который чинил прожектор. Аэронавты сказали ему, что «корабль нагружен несколькими тоннами динамита и готов отправиться на Кубу» (Обратите внимание на идентичную фразу в истории из шт. Небраска, приведенной выше). Корабль продолжил свой полет в час ночи («Fort Worth Register» от 18 апреля).
|
|
Близ Бомонта, шт. Техас, середина апреля: услышав, что что воздушный корабль приземлился на ферме в двух милях от города, раввин А. Леви отправился проверить, так ли это. В темноте он «…мало что смог увидеть, за исключением очертаний корабля» 150 футов длины со 110-футовыми крыльями. «Я разговаривал с одним из членов экипажа, когда он вошел в дом фермера, и пожал ему руку… Да, я слышал, как он говорил, где был построен корабль, но я не могу вспомнить название места или имя изобретателя. Он сказал, что они много путешествуют, испытывая машину. Я был так ошеломлен, что не смог придумать для него разумных вопросов» («New Orleans Daily Picayune» от 25 апреля).
|
|
Аэронавты или космонавты? Хотя пресса в основном склонялась к тому, что загадка воздушных кораблей имеет земное (как правило, американское) происхождение, были рассуждения и даже сообщения об инопланетянах. Некоторые из них опять-таки были явными розыгрышами. Другие статьи были напечатаны, по крайней мере с виду, как серьезные истории.
|
|
Близ Рейнольдса, Мичиган, 14 апреля: в 4.30 утра «летающая машина» пошла на посадку в полумиле к юго-западу от города. Дюжина фермеров, которые наблюдали ее маневры в вышине, бросились туда. Внутри корабля был гигант, человекоподобная фигура 9,5 футов ростом, которая «была почти голой и, казалось, страдала от жары». Один из фермеров, который попытался подойти к существу, получил от него удар, сломавший бедро («Saginaw Courier-Herald» от 17 апреля).
|
|
Близ Линн-Гров, шт. Айова, 15 апреля: большой воздушный корабль медленно пролетел над городом, направляясь на север; пятеро человек преследовали его на протяжении пяти миль, пока он не приземлился. Но когда они подъехали на расстояние 700 ярдов к кораблю, тот выдвинул четыре массивных крыла и улетел. Его пассажиры выбросили за борт два камня «неизвестного состава». По словам очевидцев, существа имели необычно длинные бороды и «странно выглядели», делая «…отчаянные попытки спрятаться» («Indianapolis Journal» от 17 апреля).
|
|
Близ Кассвилла, шт. Индиана, 3 мая: возвращаясь домой верхом в час ночи, Эдвин Шеффер проехал мимо карьера, где сидел сигарообразный «корабль» длиной 40 футов. Он был «прекрасно отделан изнутри; экипаж воздушного корабля состоял из говорящих не по-нашему карликов» («Kokomo Daily Tribune» от 4 мая).
|
|
Что же это было? Любая попытка раскрыть правду про «воздушные кораблей» конца XIX века сталкивается с нехорошими обстоятельствами: освещение случившегося в газетах ненадежно; независимые исследователи не могут поговорить с очевидцами и попытаться подтвердить или опровергнуть их истории; за одним неудовлетворительным исключением, ни один из очевидцев не был опрошен даже в 50-е годы, когда некоторые из них были все еще живы.
|
|
Этим единственным исключением стал бывший сотрудник газеты «San Francisco Chronicle», с которым капитан Эдвард Руппельт, в то время возглавлявший «Голубую книгу», долго разговаривал по телефону в 1952 году. Руппельт, который умер в 1960 году, написал только следующее:
|
|
«Он тогда был еще мальчиком, но помнит случившееся, хотя время и стерло подробности. Он сказал мне, что вместе с редактором газеты и людьми из отдела новостей видел «корабль», как они называли НЛО. Его история, хотя ей уже 56 лет, напомнила мне другие, которые я слышал, когда он сказал, что никто из сотрудников газеты даже не рассказывал никому о том, что он видел; журналисты не хотели, чтобы люди думали о них как о свихнувшихся».
|
|
В 1952 году базирующаяся в Лос-Анджелесе уфологическая группа «Гражданское исследование тарелок» («Civilian Saucer Investigation») призвала очевидцев сообщать о своих наблюдениях. Среди полученных писем, как впоследствии отметили уфологи из этой группы, были истории о наблюдениях в 30-х годах и «несколько случаев» за 1896 и 1898 годы. К сожалению, если эти письма все еще существуют, их местонахождение неизвестно.
|
|
В 1990 году журнал «Fate» опубликовал письмо от читательницы, которая заявила, что ее покойная мать Хильда Столл Уоллес видела «воздушный корабль» близ Беатрис, шт. Небраска, в 1897 году. Одри М. Вагнер сообщала, что ее матери тогда было «девять лет от роду». «Я слышала ее рассказ о странном воздушном корабле сигарообразной формы, который она и ее семья много раз видели медленно пролетающим над их фермой». Когда ее спросили о деталях, Вагнер сказала: она помнит лишь слова матери, что НЛО «напоминал дирижабль и был серебристого цвета».
|
Мы не ошибемся, придя к выводу, что в 1896-97 гг. над Америкой не летали «изобретатели воздушных кораблей». Разумно быть скептически настроенным к сообщениям газет об «аэронавтах», но, даже если изъять подобные сообщения, приходится признаться: о том, что же это было, мы никогда в точности не узнаем…
|
|
(Окончание следует)
|
|
УфоНавигатор #53 / апрель 2003
|