Марсоход исследует породу в поисках деталей
|
|
3 июня марсоход NASA "Персеверанс" обработал часть поверхности скалы, сдул образовавшийся мусор, а затем приступил к изучению ее нетронутой внутренней части с помощью набора инструментов, предназначенных для определения ее минералогического состава и геологического происхождения. "Кенмор", как прозвала его научная команда марсохода, - это 30-я марсианская скала, которую Perseverance подвергла столь тщательному изучению, начав с бурения абразивного участка шириной в два дюйма (5 сантиметров).
|
|
"Кенмор был странной, не склонной к сотрудничеству скалой", - сказал заместитель научного сотрудника проекта Perseverance Кен Фарли из Калифорнийского технологического института в Пасадене, Калифорния. "Визуально это выглядело нормально — камень такого типа, на котором мы могли бы провести хорошую абразивную обработку и, возможно, если научные данные верны, провести отбор образцов. Но во время абразивной обработки он вибрировал повсюду, и от него откалывались небольшие куски. К счастью, нам удалось проникнуть достаточно глубоко под поверхность, чтобы продолжить анализ".
|
|
Научная команда хочет проникнуть под выветренную, пыльную поверхность марсианских скал, чтобы увидеть важные детали о составе и истории породы. Шлифовка абразивного слоя также создает плоскую поверхность, которая позволяет научным приборам Perseverance приблизиться к скале вплотную.
|
|
|
|
Время для шлифовки
|
|
Марсоходы НАСА Spirit и Opportunity, предназначенные для исследования Марса, оснащались шлифовальными станками с алмазной крошкой, называемыми rock abrasion tool (RAT), которые вращались со скоростью 3000 оборотов в минуту, когда роботизированная рука марсохода погружала их глубже в породу. Затем двумя проволочными щетками был сметен образовавшийся мусор (хвосты) в сторону.
|
|
Марсоход Curiosity, принадлежащий агентству, оснащен инструментом для удаления пыли (DRT), проволочные щетинки которого сметают пыль с поверхности породы перед тем, как марсоход начнет бурение в скале. В то же время, компания Perseverance использует специальное шлифовальное долото, которое очищает отходы с помощью устройства, превосходящего проволочные щетки: устройства для удаления газовой пыли (gDRT).
|
|
"Мы используем gDRT от Perseverance для распыления азота плотностью 12 фунтов на квадратный дюйм (около 83 килопаскалей) на хвосты и пыль, покрывающие свежеобработанную породу", - сказал Кайл Каплан, инженер-робототехник из Лаборатории реактивного движения НАСА в Южной Калифорнии. "Пять затяжек на каждую ссадину — одна для продувки баков и четыре для устранения ссадины. И gDRT предстоит пройти долгий путь. С момента приземления в кратере Езеро более четырех лет назад мы затянулись 169 раз. В емкости осталось примерно 800 затяжек."
|
|
Метод gDRT обладает ключевым преимуществом по сравнению с методом чистки щеткой: он позволяет избежать попадания любых земных загрязнений, которые могут быть на щетке, на исследуемую марсианскую породу.
|
|
Собрав данные об истертых поверхностях более 30 раз, команда марсохода значительно сократила объем научных исследований на месте (изучение чего-либо на его первоначальном месте или позиции). После того, как gDRT сдувает отходы, УОТСОН марсохода Тепловизор (широкоугольный топографический датчик для эксплуатации и проектирования) (который, как и gDRT, находится на конце манипулятора марсохода) позволяет делать снимки крупным планом.
|
|
Затем, находясь высоко на мачте марсохода, SuperCam посылает тысячи отдельных лазерных импульсов, каждый раз используя спектрометр для определения состава шлейфа микроскопического материала, выделяющегося после каждого удара. SuperCam также использует другой спектрометр для анализа видимого и инфракрасного света, отражающегося от материалов в области истирания.
|
|
"Камера SuperCam проводила наблюдения за участком истирания и за порошкообразными хвостами рядом с участком", - сказала член команды SuperCam и научный руководитель кампании "Край кратера" Кэти Квантин-Натаф из Лионского университета во Франции. "Анализ хвостов показал нам, что эта порода содержит глинистые минералы, которые содержат воду в виде молекул гидроксида, связанных с железом и магнием, что относительно типично для древних глинистых минералов Марса. Спектры истирания позволили нам определить химический состав породы, показав увеличение содержания железа и магния".
|
|
Позже в Кенморе появились приборы SHERLOC (сканирующие пригодную для жизни среду с помощью комбинационного рассеяния света и люминесценции для определения органических веществ и химикатов) и PIXL (планетарный прибор для рентгеновской литохимии). Наряду с подтверждением открытий SuperCam о том, что в породе содержится глина, они обнаружили полевой шпат (минерал, который придает Луне ослепительную яркость при солнечном свете). Прибор PIXL также обнаружил в абразивном материале минерал гидроксид марганца — впервые за время миссии был обнаружен материал такого типа.
|
|
Завершив сбор данных в Кенморе, марсоход отправился на новые территории, чтобы исследовать горные породы — как совместимые, так и несогласованные — вдоль края кратера Езеро.
|
|
"Работая с марсоходами, рано начинаешь понимать, что не все породы на Марсе созданы равными", - сказал Фарли. "Данные, которые мы получаем сейчас о таких породах, как Кенмор, помогут будущим миссиям, чтобы им не приходилось думать о странных, несговорчивых породах. Вместо этого у них будет гораздо лучшее представление о том, можно ли легко проехать по нему, взять пробы, выделить содержащиеся внутри водород и кислород для использования в качестве топлива или его можно использовать в качестве строительного материала для обитания".
|
|
Дальнемагистральные путешествия
|
|
19 июня (1540-й марсианский день, или сол, миссии) "Персеверанс" побил свой предыдущий рекорд по расстоянию, пройденному за один автономный переход, преодолев 1348 футов (411 метров). Это примерно на 210 футов (64 метра) больше, чем его предыдущий рекорд, установленный 3 апреля 2023 года (753 Сол). В то время как проектировщики намечают общие маршруты марсохода, Perseverance может сократить время в пути между областями, представляющими научный интерес, используя свою автономную систему AutoNav.
|
|
"Perseverance проехал четыре с половиной футбольных поля и мог бы проехать еще дальше, но именно на этом месте научная команда хотела, чтобы мы остановились", - сказал Кэмден Миллер, водитель марсохода Perseverance в JPL. "И мы точно определили место нашей остановки. Каждый день, работая на Марсе, мы узнаем больше о том, как извлечь максимальную пользу из нашего марсохода. И то, что мы узнаем сегодня, будущим марсианским экспедициям не придется изучать завтра."
|
|
Источник
|