НЛО, инопланетяне и неизвестные существа
|
|
Когда я только начинал вести блог для Psychology Today, я опубликовал статью (2010) о феномене НЛО (ныне UAP), к которой более полутора десятилетий спустя я хочу вернуться и дополнить ее. С годами эта тема становится все более захватывающей для некоторых, в том числе и для меня, особенно после недавнего опубликования правительством США подтвержденных военными видеозаписей так называемых UAP (см. статью в New York Times), и я считаю, что она заслуживает дальнейшего анализа. В чем психологическое значение этого странного явления?
|
|
Как утверждает стэнфордский психиатр Ирвин Ялом (Irvin Yalom, 1980), одной из "главных проблем" человечества является наше экзистенциальное состояние отчуждения и изоляции, часто выражающееся в вопросе: одни ли мы во Вселенной? Традиционно религия (то есть вера в бога или богинь, или в какое-то сверхчеловеческое существо) помогала некоторым, как индивидуально, так и коллективно, избавиться от чувства полного одиночества в холодном и безразличном космосе. Однако сегодня для многих традиционная религия больше не выполняет этой функции.
|
|
Тем не менее, несмотря на этот светский поворот от религии к более научному мировоззрению, для все большего числа людей ответом на этот извечный вопрос, тем не менее, является категорическое "НЕТ". Почему? Потому что они горячо верят в существование разумной внеземной жизни. (Смотрите, например, мою предыдущую статью в невероятно популярной телевизионной программе "Древние пришельцы".) Создается впечатление, что вера в некое божественное начало была заменена верой в инопланетные формы жизни, посещающие Землю на необычных транспортных средствах, недоступных нашему современному технологическому пониманию. Это квазирелигиозное убеждение в объективной реальности посещения земли инопланетянами порождает несколько важных вопросов, не последний из которых: Кто они? Почему они здесь? Чего они хотят?
|
|
|
|
В 1958 году К.Г. Юнг опубликовал очень противоречивую работу об НЛО, которые в то время в народе называли "летающими тарелками". Позже, посмертно, под названием "Летающие тарелки: современный миф о том, что можно увидеть в небе" (Издательство Принстонского университета, 1979), Юнга в то время больше интересовало не столько то, существуют ли эти НЛО объективно, физически или материально-вещественным образом, сколько их субъективная, феноменологическая внутренняя реальность, психологический смысл и духовное значение. (Смотрите мои предыдущие посты о субъективной и объективной реальности.)
|
|
Экзистенциальный акцент Юнга на фундаментальной потребности человека в обретении смысла перед лицом кажущейся случайной и бессмысленной вселенной - это то, чем он поделился с такими психотерапевтами, как Отто Ранк, Виктор Франкл и Ролло Мэй (смотрите мой предыдущий пост). Действительно, смысл и проблема отсутствия смысла - это, как утверждает Ялом (1980), еще одна важнейшая проблема экзистенциальной психотерапии.
|
|
Экзистенциальный аналитик Виктор Франкл (1946/1984) считал, что все мы обладаем врожденной, инстинктивной "волей к смыслу", то есть внутренней потребностью придавать смысл жизни, находить какое-то значение и цель.(Смотрите мой предыдущий пост). Когда эта базовая потребность хронически не удовлетворяется или фрустрируется, когда мы обнаруживаем, что живем в кажущемся абсурдным, бессмысленным мире, такое состояние ума, которое он назвал "экзистенциальным вакуумом", часто приводит к чувству отчаяния, ярости, депрессии и озлобленности. Как выразился Юнг, "Человек не выносит бессмысленной жизни".
|
|
Экзистенциальный психоаналитик Ролло Мэй в своей последней крупной работе "Взывание к мифу" (1991) ясно иллюстрирует жизненно важное психологическое значение мифов (или личных или архетипических повествований), которые помогают придать смысл человеческому существованию и страданиям. Сорен Кьеркегор, философ-предшественник экзистенциальной терапии, считал, что жизнь в основе своей наполнена смыслом и что наша задача - раскрыть этот загадочный смысл.
|
|
В то же время, как и Жан-Поль Сартр, экзистенциальная терапия признает возможность того, что жизнь может быть по сути бессмысленной или абсурдной, за исключением тех случаев, когда мы мужественно и творчески наполняем ее смыслом. Что жизнь не имеет никакого внутреннего скрытого смысла, кроме того, который мы сами решаем ей придать. И что, не имея возможности мириться с частичной или полной бессмысленностью жизни, мы становимся опасно восприимчивыми к вере практически во что угодно, каким бы фантастическим оно ни было, чтобы развеять нашу экзистенциальную тревогу или беспокойство по поводу неизвестного и удовлетворить нашу ненасытную психологическую и духовную потребность в смысле.
|
|
Это могло бы частично объяснить психологию, лежащую в основе феномена НЛО. Неизвестное может для большинства, если не для всех существ, быть пугающим и ужасающей новостью. Подобно первобытным народам, наблюдающим такие природные явления, как солнечные или лунные затмения, пожары, наводнения, гром, молнии, извержения вулканов, землетрясения, извержения вулканов или торнадо, мы склонны бояться неизвестного и создавать сложные истории или мифы, чтобы попытаться объяснить его, сделав менее пугающим. Религию, как правило, можно рассматривать как один из таких мифов. Наука - это другой миф. Они оба служат психологической цели смягчения нашей экзистенциальной тревоги перед лицом этих загадочных и наводящих ужас явлений.
|
|
Источник
|