Учения помогут понять и избежать конфликтов на Луне
|
|
По мере того, как различные страны начнут проводить операции на поверхности Луны, склонность человечества к геополитической борьбе, вероятно, будет расти. Напряженность в отношениях между странами и/или корпорациями может возрасти. Существует несколько правил и договоров, которые могут ослабить эту потенциальную растущую напряженность. Какие конфликты могут возникнуть и как их можно предотвратить?
|
|
Люди проявляют неумелость, когда речь заходит о справедливом разделении имущества. Во многих случаях государства пытаются силой отнять то, что можно было бы разделить мирным путем. То же самое верно и в отношении компаний, конкурирующих друг с другом. Исследователи разработали настольное упражнение, чтобы изучить, как может развиваться конкуренция на Луне.
|
|
Статья "Потенциал конфликта в окололунном пространстве: результаты настольного упражнения" была опубликована в журнале Space Policy. Ведущим автором является Мариэль Боровиц из Школы международных отношений имени Сэма Нанна при Технологическом институте Джорджии.
|
|
"Чтобы изучить возможность возникновения конфликтов в результате деятельности на Луне, мы разработали тактико-технические задания, которые будут проведены в 2029 году, всего через пять лет с точки зрения участников", - пишут авторы. "В ходе учений страны и частные организации оказываются в гипотетическом сценарии, связанном с конфликтом интересов в отношении претензий на коммерческую "зону безопасности".
|
|
|
|
Настольная игра была основана на противоречивых определениях зоны безопасности среди вымышленных конкурентов. Один из вымышленных конкурентов называется "Чандра Лтд." и базируется в Индии. Чандра приземляет космический корабль вблизи кратера Шеклтон на южном полюсе Луны. Это выдающийся кратер диаметром около 21 км. Он примечателен тем, что его части находятся в постоянной тени и там сохраняются желательные отложения водяного льда, в то время как его край получает много солнечного света, необходимого для выработки солнечной энергии.
|
|
Приземлившись возле кратера Шеклтон, "Чандра" объявляет зону безопасности диаметром 50 км, которая охватывает весь кратер.
|
|
Затем на экране появляются две другие вымышленные коммерческие организации, китайская и американская. Их называют Yuecai и Space Harvest соответственно. Оба самолета ранее объявили о своих предполагаемых местах посадки, но теперь оба находятся в пределах объявленной зоны безопасности "Чандры".
|
|
Здесь начинаются ТТХ.
|
|
"Использование ТТХ актуально как для политологии, так и для политики в целом", - пишут авторы. "Настольные упражнения, военные игры, анализ сценариев и симуляции являются частью растущей тенденции в изучении международных отношений. В частности, ТТХ, разновидность военных игр, были разработаны для военных стратегов и моделируют реальную обстановку с использованием гипотетических сценариев."
|
|
Разработка ТТХ проходила в два этапа. На первом этапе команды обсуждали сценарий и реагировали на него в небольших группах. На втором этапе команды уточнили свои позиции и приняли участие в дискуссии, модератором которой выступил Комитет Организации Объединенных Наций по использованию космического пространства в мирных целях (КОПУОС). КОПУОС был создан в 1959 году для содействия международному сотрудничеству в области использования космического пространства в мирных целях.
|
|
Всего в тестировании приняли участие 24 участника, восемь команд по три человека в каждой. По словам авторов, все участники являются экспертами в области "космической и региональной динамики". Команды представляют Соединенные Штаты (военные), Соединенные Штаты (гражданские/коммерческие), Европу, Индию, ОАЭ, Россию, Китай и Бюро Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях (КОПУОС ООН). Члены исследовательской группы присутствовали в качестве наблюдателей и делали заметки на протяжении всего процесса. (На самом деле, США почти наверняка у них была бы одна консолидированная позиция, но они были разделены на две части, чтобы определить уникальные перспективы в ТТХ.)
|
|
На первом этапе участники реагировали на сценарий и определяли, примет ли их страна или организация зону безопасности Чандры или нет, и причины, по которым они соглашаются с этим или нет. Затем они собрались в двух многосторонних группах для обсуждения. Один из них был основан на соглашениях Артемиды и включал Соединенные Штаты, Европу, Индию и ОАЭ. Вторым блоком была Международная исследовательская станция на Луне (ILRS), в которую входили Россия и Китай.
|
|
Военная группа США расценила создание Индией зоны безопасности как попытку предотвратить вмешательство Китая. Они сослались на "агрессивное поведение в Южно-Китайском море вопреки претензиям других государств региона" и призвали международное сообщество следовать существующему законодательству. Команда предложила следующее заявление: "США военные просят все страны учитывать принципы, изложенные в Соглашениях Артемиды, относительно важности операций, проводимых на поверхности Луны, и воздерживаться от любых преднамеренных действий, которые могут создать вредное вмешательство в использование космического пространства друг другом в их деятельности в соответствии с этими Соглашениями".
|
|
Гражданско-коммерческая группа Соединенных Штатов потратила много времени на изучение того, как зона безопасности повлияет на будущую коммерческую деятельность. Они были обеспокоены тем, что зона безопасности может привести к тому, что Chandra Ltd. по умолчанию заявит о своем праве собственности, и призвали к более формальному процессу создания зон безопасности и выяснению того, что именно они означают. Они также рассмотрели вопрос о том, требует ли зона безопасности постоянной деятельности, а не просто наличия какого-либо объекта.
|
|
Европейские страны согласились со многим из того, что сказала гражданская/коммерческая группа США. Они поддержали идею о том, что, хотя зоны безопасности имеют определенную цель, они не должны быть изолирующими. Они подчеркнули важность взаимодействия и прозрачности между всеми группами и необходимость создания зон безопасности для предотвращения сбоев в научной деятельности. (Следует отметить, что существует долгая история государств, заявляющих, что их действия носят научный характер, хотя это не так. См. Японский китобойный промысел.)
|
|
Понятно, что индийская команда была сосредоточена на оправдании действий "Чандры". Они считали, что "Чандра" соответствует космической политике Индии, которая поддерживает коммерческое освоение космоса. Они считали, что безопасная зона "Чандры" также соответствует соглашениям Артемиды, и ее реализация соответствовала этим соглашениям. Они заявили, что зона безопасности была создана в целях уведомления и что они по-прежнему придерживаются принципа свободного доступа к Луне и что размер зоны "основан на техническом анализе потенциальных проблем, связанных с вмешательством в миссию".
|
|
Команда из ОАЭ пришла к выводу, что их самым большим вкладом было бы проведение бесед, основанных на их взаимоотношениях с другими группами. Они предложили провести международную конференцию по управлению космическим пространством для урегулирования конфликтов.
|
|
По сценарию ТТХ, Китай планировал приземлиться в том же регионе, что и зона безопасности. Китайская команда отказалась принять зону безопасности "Чандры" и сочла ее незаконной и неисполнимой. Они заявили, что зона безопасности не имеет юридической основы и что китайская компания не признает эту зону и не изменит свои планы посадки.
|
|
Они также с осторожностью отнеслись к нормализации права частных субъектов объявлять такие вещи, как зоны безопасности, и выдвигать другие требования, чтобы не подрывать авторитет государств. Китай также призвал к более инклюзивному подходу и "рассматривал Организацию Объединенных Наций как единственный законный способ разрешения споров по лунному вопросу, стремясь к более "глобальному процессу"". Возможно, цинично, но они призвали к более прозрачному подходу.
|
|
Россия категорически отрицала, что Chandra Ltd. у него были полномочия объявить зону безопасности. Они рассматривали это как посягательство на суверенные права других стран. Они критиковали Артемисские соглашения как просто усилия под руководством США, которым не хватало всеохватности.
|
|
"Хотя об этом прямо не говорилось, по-видимому, существуют глубинные опасения, что России может быть трудно эффективно конкурировать с американскими и другими частными компаниями, учитывая бремя войны на Украине и технические и финансовые проблемы, с которыми сталкивается ее космическая программа", - пишут авторы. Они предупредили, что Луна может превратиться в своего рода капиталистический сценарий "Дикого Запада", если США будут устанавливать правила.
|
|
Команда Организации Объединенных Наций потратила немало времени на определение того, в чем именно должна заключаться их роль. Они сосредоточились на том, как они могли бы помочь странам разобраться в этом вопросе, и обсудили, как КОПУОС мог бы работать над уточнением определения зоны безопасности и заставить участников прийти к консенсусу относительно того, являются ли они временными или постоянными, можно ли их перемещать, а также связанные с этим вопросы.
|
|
"С чем команда столкнулась больше всего, так это с определением роли COPUOS в ситуации, подобной той, которая была описана в упражнении — может ли он выступать в качестве арбитра, может ли он только помочь определить условия или это просто форум для обсуждения в том случае, если вовлеченные национальные государства принимают решение им нужна третья сторона", - пишут авторы.
|
|
На втором этапе команды собрались в двух многосторонних подразделениях, Artemis и Международной лунной исследовательской станции, для обсуждения под руководством команды ООН. Обсуждения были слишком глубокими, чтобы охватить их полностью, но некоторые темы были затронуты.
|
|
Представления об исследовании Луны все еще развиваются, и участники подчеркнули, что для стран, которые поддерживают коммерческие проекты на Луне, необходимы определенные барьеры. "Один из участников предположил, что нынешняя позиция США, заключающаяся в том, что они разрешают практически все за определенную цену, может подорвать их репутацию лидера в области космической безопасности и устойчивого развития", - пишут авторы.
|
|
Были высказаны заметные призывы к более активному обсуждению и усилиям по разъяснению и построению системы управления. "Такой подход может способствовать диалогу и генерировать новые идеи", - пишут исследователи. "Создание Инициативной группы UNCOPUOS по координации лунной деятельности (ATLAC), которое произошло в реальности вскоре после того, как было принято это техническое решение, хорошо согласуется с этой идеей".
|
|
ТТХ показали, что участники приступили к упражнению без четких правил, которые они хотели установить. Из сценария ничего не вытекало. "Вместо этого основное внимание было уделено процессу разработки правил — обеспечению того, чтобы он был справедливым, инклюзивным и адаптируемым, — а не конкретному содержанию правил", - пишут авторы. Несмотря на желание установить нормы и правила, участники, похоже, не знают, какими они должны быть.
|
|
В своем заключении авторы поясняют, что "участники получили представление о том, как простое заявление государства, пытающегося устранить конфликт между деятельностью одной из своих коммерческих компаний и планами других государств и их компаний, может привести к международному кризису из-за отсутствия в настоящее время международно признанной процедуры". Интересно, что наибольшую обеспокоенность вызвала не сама зона безопасности, а отсутствие прозрачного многостороннего процесса ее объявления. Некоторым странам также не понравилась идея о том, что негосударственные субъекты могут объявлять зоны безопасности.
|
|
"В конечном счете, предотвращение конфликтов, связанных с деятельностью на Луне, будет зависеть от воспринимаемой легитимности этих процедур", - пишут авторы в своем заключении. Нам повезло, что еще есть время проработать эти вопросы, прежде чем исследование и освоение Луны действительно начнется.
|
|
"Но время идет, и было бы гораздо лучше создать режим управления до возникновения будущих конфликтов, чем пытаться создать его постфактум", - заключают исследователи.
|
|
Источник
|