История гаданий и предсказаний
|
|
В чем разница между гаданиями, прорицанием и ворожбой? Чем грозило несбывшееся пророчество? Почему людей, которые видели будущее, не только почитали, но и проклинали? В книге «История гаданий и предсказаний. От ворожей и подблюдных песен до астрологии и карт Таро» (издательство «Манн, Иванов и Фербер») Марина Голубева рассказывает, какими способами люди пытались заглянуть в будущее. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о магии, которая должна была изменить судьбу человека, — ворожбе.
|
|
Что такое ворожба
|
|
Пожалуй, главной особенностью русской традиции гаданий является такой своеобразный тип предсказательной магии, как ворожба. Есть поговорка: «Хорошо тому жить, кому родная бабушка ворожит». Понятно, что бабушка внукам только добра желает, но ведь гадание лишь показывает судьбу, уже предопределенную человеку. И если будущее трагично, то знание об этом радости не принесет и ничего в будущем не изменит.
|
|
Да, это так, если речь идет о мантике, то есть об обычном гадании или пророчестве. А ворожба имеет существенные отличия, хотя современный человек, зная это слово, не задумывается о его сути. О происхождении слова «ворожба» до сих пор идут споры. Можно выделить три версии, которые, скорее всего, связаны между собой.
|
|
|
|
Первая версия выдвигается в этимологическом словаре Григория Александровича Крылова, согласно ей, происхождение слова прозрачно и выводится от существительного «ворог» («враг»). Первоначальное значение глагола «ворожить» — «совершать враждебные действия с помощью магии», «колдовать во вред». Правда, такая трактовка имеет слабые места — есть производные глаголы «приворожить», «заворожить», «обворожить», которые не связаны непосредственно с вредом.
|
|
Однако не исключено, что словом «ворожба» христианские священники называли любые магические действия, направленные на людей, подчеркивая, что это колдовство идет от нечистого духа — врага рода человеческого. И слово «ворожба» было синонимом более древнего существительного «волхование», которое обозначало магические действия, связанные с язычеством и осуждаемые церковью. Просто гадание (без ворожбы) тоже осуждалось, но не считалось преступлением, а вот волхование и ворожба рассматривались как большой грех. Николай Михайлович Гальковский (1868–1933) приводит выдержку из 13-го правила церковнославянской трактовки «Номоканона»*
|
|
: «Чародей, сиречь волхв и прорицатель, восколей и оловолей... или чародействующий в бурю — да не причастятся двадцать лет».
|
|
Таким образом, ворожба, она же волхование, — это не просто гадание, а чародейство, предполагающее союз с нечистой силой.
|
|
Вторая версия (по этимологическому словарю Николая Максимовича Шанского) выводит слово «ворожба» от древнерусского и, вероятно, диалектного термина «ворoжа» — «жребий» — и старославянского глагола «вршти» — «бросить». То есть изначально ворожить — это гадать с помощью жребия. В «Слове о полку Игореве» в оригинальном варианте есть фраза: «На седьмъмъ веце Трояни връже Вьсеславъ жребий о девицю себе любу». В современных текстах эта фраза переводится по-разному, но дословно она означает, что Всеслав с помощью жребия выбрал (выгадал) себе любую девушку. Кстати, интересно одно из значений слова «выгадал» — «выбрал из нескольких вариантов лучший». И это тоже помогает понять смысл традиционного русского гадания, о чем будет рассказано чуть ниже.
|
|
Согласно третьей версии, слово «ворожба» связано с глаголом «врать». В прошлом, даже сравнительно недалеком, это слово не было связано с обманом, а означало то же, что и «говорить», «рассказывать», правда, часто при этом подразумевались сказки или небылицы. В значении «говорить» слово «врать» употреблялось еще во времена Александра Сергеевича Пушкина. И поговорка такая есть: «Не любо — не слушай, а врать не мешай». Существительное «врач» тоже происходит от глагола «врать» — так когда-то называли знахаря, заговаривающего болезни.
|
|
Если объединить все три версии, получается, что ворожба — это вид предсказания, включающий в себя магическое воздействие на человека или на реальность в форме заговоров и заклинаний. Ворожить — значит не просто угадывать судьбу, а предопределять ее, как бы сейчас сказали, программировать или изменять. И если принять такое определение этого древнерусского вида гадания, то становятся понятны на первый взгляд странные фразы, которые можно встретить в книгах и сказках: «наворожи мне жениха хорошего», «мне гадалка удачу наворожила», «приворожи мне богатую невесту» и так далее.
|
|
Отсюда произрастает и крайне негативное отношение церкви к ворожеям и ворожбе, которая рассматривалась как вмешательство в Божье провидение, как попытка переиграть, изменить судьбу, уготованную человеку Богом.
|
|
Особенности этого вида магического прорицания нашли отражение в древних летописных источниках, достаточно вспомнить случай с предсказанием волхва вещему Олегу. Этот случай прекрасно описан Пушкиным. Но с самим предсказанием не все так просто, особенно если прочитать о нем в первоисточнике — «Повести временных лет». В отличие от пересказа Николая Михайловича Карамзина (его версия легла в основу «Песни о вещем Олеге» Пушкина), где случай представлен как пророчество волхва, увидевшего судьбу князя, летописное описание дает намек на другую трактовку. У Пушкина слова волхва звучат так: «Но примешь ты смерть от коня своего». А в летописи глагол, указывающий на смерть, имеет форму древнего повелительного наклонения: «Конь, егоже любиши и ездиши на нем, от того ти умрети». Дословно можно перевести так: «Конь, которого ты любишь и ездишь на нем, от него тебе умереть!» Так что смысл здесь двоякий — волхв, предсказав участь князя, одновременно наделил его такой судьбой, «наворожил» ее.
|
|
Подробнее читайте:
|
Голубева, Марина. История гаданий и предсказаний. От ворожей и подблюдных
|
песен до астрологии и карт Таро / Марина Голубева ; [науч. ред. Т. Мастюгина]. — Москва : МИФ, 2025. — 352 с.
|
|
Источник
|