Опровергли один из величайших мифов острова Пасхи
|
|
На протяжении веков сотни загадочных памятников на маленьком острове Рапа—Нуи, включая культовые монолитные статуи, известные как моаи, позволяли заглянуть в прошлое, которое мы до сих пор до конца не понимаем. Хотя исследователи в целом сходятся во мнении, что полинезийцы впервые заселили остров, мигрируя с запада на восток, новое исследование предполагает, что то, что произошло дальше, возможно, было не таким изолированным, как считалось ранее.
|
|
Как отмечает Phys.org, трудно поверить, что все эти острова развивались независимо друг от друга после первой волны экспансии на восток — особенно учитывая поразительное сходство их памятников и свидетельства общих ритуальных практик.
|
|
Чтобы определить, как именно возникли эти сходные практики, Пол Уоллин и Хелен Мартинссон-Уоллин из Университета Уппсалы проанализировали и сравнили данные радиоуглеродного анализа и археологические данные из ритуальных мест и других памятников по всей Восточной Полинезии.
|
|
Их выводы, опубликованные издательством Cambridge University Press, классифицируют развитие ритуальных практик в Восточной Полинезии на три различных периода активности, которые бросают вызов традиционному представлению о единовременной колонизации с запада на восток и идее о том, что Рапа-Нуи развивались в полной изоляции.
|
|
|
|
Первая фаза, которая, по словам ученых, произошла между 1000-1300 годами нашей эры, связана с этим первоначальным расширением с запада на восток. В этот период, резюмируют они, “мы видим, что ритуальное пространство выражается через такие действия, как похороны и пиршества, и эти пространства обозначаются вертикальным камнем”. По мере заселения каждой новой территории они демонстрировали сходство в “структуре и организации поселения, ритуальном пространстве и использовании языка”.
|
|
Но, что особенно важно, Уоллин и Мартинссон-Уоллин обнаружили, что “во время первоначального расширения поселений в Восточной Полинезии были созданы сети взаимодействия, которые во многих случаях поддерживали постоянный контакт с населением их родины”.
|
|
На втором этапе, датируемом приблизительно 1300-1600 годами нашей эры, “ритуальные действия материализовались в четко видимые и более сложные структуры аху/марае”. Уоллин и Мартинссон-Уоллин предполагают, что эта эволюция ритуальных практик была направлена на увековечение памяти не только различных божеств, но и потерянных близких.
|
|
“Идеи, связанные с материализацией идеологии, распространились через созданные сети в юго-восточной части Тихого океана, от островов Питкэрн на востоке до островов Общества”, - отмечают они. “Генетические исследования также указывают на контакты между центральной частью Тихого океана и Рапа-Нуи в четырнадцатом веке”.
|
|
Это означает, что в течение этих первых двух этапов Рапа-Нуи контактировал с другими островами “по крайней мере дважды” и что “очевидны связи с островами к западу от Рапа-Нуи”.
|
|
На третьем этапе взаимосвязанность этих островов, по-видимому, ослабевает в пользу “внутренних вертикальных иерархий” и борьбы за власть на них. Ученые отмечают, что, хотя эти внутренние иерархии уже начали проявляться на некоторых островах на втором этапе (в соответствии с иерархическими проявлениями Рапа-Нуи, возникшими около 1350-1450 гг. н.э.), на этом этапе иерархии “развивались независимо и быстро в крупных группах плодородных островов, таких как острова Общества, около 1600-1767 гг., и Гавайи".- i, 1580-1640 годы нашей эры.”
|
|
На этом этапе островные ритуальные сооружения превратились в мегалитические сооружения, поскольку местная власть распространилась по всем отдельным островам.
|
|
“В то время как на островах с первыми поселенцами распространялась общая идеология, - заключают авторы исследования, - на втором этапе на развитие ритуальных мест повлияли внешние факторы, а на третьем они превратились в очень заметные, монументальные ритуальные места из камня благодаря социальной иерархии в местных условиях”.
|
|
Источник
|