Фотографируем галлюцинации?
|
|
|
"Наука и религия", 15.01.2003, Москва, n1, стр.24-25
|
|
Автор: Виталий Правдивцев, к.т.н.
|
|
Похмельный "опыт" Пьера Буше
|
|
Один из первых, кто зафиксировал на фотопластинке загадочное излучение из глаз, был парижский художник Пьер Буше. Он подрабатывал входившими тогда, в конце XIX века, в моду фотосъемками. И как-то вечером фотограф упился, что называется, "до чертиков", причем в самом прямом смысле: как он сам рассказывал, всю ночь его преследовали галлюцинации - за ним гонялись два мерзких черта с вилами в руках. Поутру он поплелся в свою лабораторию: нужно было срочно проявить отснятые накануне фотопластинки. На рабочем столе царил хаос: экспонированные кассеты валялись вперемежку с чистыми. Долго и упорно художник рассматривал их, пытаясь сообразить, какие из них требуется проявить. В конце концов он бросил это безнадежное занятие и проявил все подряд. Начал проверять качество и остолбенел: с пластинок на него глядели те самые мерзопакостные рожи ночных гостей. Но это уже была не галлюцинация: с негативов получились вполне сносные фотографии. Приятель художника, естествоиспытатель, чрезвычайно заинтересовался этим загадочным явлением и после экспертизы негативов даже направил во Французскую академию наук научную статью о возможности фотографирования алкогольных галлюцинаций. Как и следовало ожидать, маститые ученые опубликовать эту "крамолу" не решились. Но феноменом заинтересовался известный астроном, один из первых популяризаторов науки и исследователей аномальных явлений Камилл Фламмарион (1842-1925). Он опубликовал несколько статей о "психических фотографиях", о "лучах, исходящих из глаз".
|
|
Вскоре появились новые результаты, подтверждавшие реальность подобных фотографий. О "лучах из глаз" при зрительных галлюцинациях и даже их проекции вовне в конце XIX века сообщил известный русский врач-психиатр В.X. Кандинский (1849-1889): "Картины, спроецированные на экране... невидимы в ярком освещении, но стоит затемнить комнату, как они выступают весьма резко и ярко".
|
|
Множество "психофотографий" сделал в 1915 году известный японский сенситив Тенсин Такеути. На его снимках хорошо просматриваются не только индуцированные из глаз на пленку отдельные иероглифы, но даже целые абзацы книги.
|
|
Другой японский экстрасенс Когити Мита в те же годы демонстрировал не менее впечатляющий эффект: он вызывал в воображении пейзажи и здания, которые ему заказывали "экспериментаторы", а затем, пристально глядя на фотопленку, запечатлевал их на ней.
|
|
Феномен Тэда Сериоса
|
|
Мистический рубеж столетий, как всегда, сменился характерным для середины веков материалистическим этапом, и в исследованиях психофотографий на несколько десятилетий наступило затишье. Нарушил его в начале 60-х годов XX века американский торговый моряк Тэд Сериос, списанный на берег. Он случайно обнаружил, что своим взглядом может засвечивать фотопленку. Более того - проецировать на нее собственные мыслеобразы. На потеху публике он стал с помощью мысли фиксировать на пленке разнообразные картины. Камеру направляли ему на лицо, щелкали затвором и... вместо сосредоточенной физиономии "пьянчужки Тэда" на проявленной фотопленке обнаруживались какие-то (чаще всего общеизвестные) здания, сооружения, пейзажи...
|
|
Заинтригованные ученые уговорили Тэда бросить должность коридорного в чикагском отеле "Хилтон" и стать оплачиваемым "подопытным кроликом". В течение четырех лет около восьмисот экспериментов с Тэдом провели американские исследователи Дж. Пратт и Айен Стевенсон в лаборатории известного американского психиатра Джула Айзенбада в Денвере (штат Колорадо). Во избежание жульничества ученые опечатывали "Полароид" и сами заказывали Тэду "картинки": здания, пейзажи... И в девяноста процентах случаев он исполнял заказ с ошеломляющей точностью. Ни о каком мошенничестве не могло быть и речи.
|
|
Впрочем, не обходилось и без курьезов. Иногда полуграмотный Тэд на воображаемых им объектах проецировал надписи с грамматическими ошибками. На реальных зданиях этих ошибок не было. Иногда на пленке возникали картины из прошлого. Так, однажды исследователи долго искали на натуре фасад и странную вывеску "Wid Gold Store" какого-то магазина, проявившегося на целой серии снимков мыслеформ Тэда. Сам Тэд ничем помочь не мог - он этого магазина никогда не видел. И все-таки здание нашли - в сорока милях от Денвера в городе Сентрал-Сити. Но оказалось, что вывеска на "снимках" Тэда уже устарела - старую надпись "Old Gold Store" поменяли на другую - "Old Wells Fargo Store". Возможно, в результате этого на "мыслеграфии" Тэда появилось нечто среднее - причудливое "Wid". Объяснить природу феномена Тэда Сериоса тогда не смогли...
|
|
Женщины рисуют мыслью
|
|
В 1970-х годах эстафету Тэда Сериоса подхватила Маргарет Флеминг. Но в отличие от предшественника она прекрасно обходилась без фотоаппарата. Во время экспериментов ей было достаточно мысленно сосредоточиться на каком-нибудь образе и затем мысленно спроецировать его на фотопленку или фотобумагу, которую держали перед ее глазами. Таким удивительным способом ей удавалось создавать поистине художественные "психофотографии": портреты людей, обнаженную натуру... Некоторые из этих "мыслеграфий" в июне 1976 года опубликовал журнал "FATE".
|
|
В нашей стране примерно в те же годы подобные качества демонстрировала знаменитая Нинель Сергеевна Кулагина (1926-1990). По просьбе ученых она не только засвечивала мыслью фотоматериалы, но и экспонировала на фотопленку заказанные ей фигуры и символы: звезды, кресты, буквы... Все это тщательно задокументировано независимыми комиссиями, состоявшими из авторитетных ученых.
|
|
Совпадения поражали...
|
|
В 1973 году 32-летний пермский врач-психиатр Геннадий Павлович Крохалев взялся экспериментально подтвердить существовавшую не одно десятилетие версию о том, что зрительные образы возникают в мозгу и передаются на сетчатку глаза, откуда излучаются в пространство.
|
|
Специально для этой цели было сконструировано немудреное устройство: на лицо больного, страдающего галлюцинациями, надевали маску для подводного плавания. К ней подсоединяли растяжной мех от фотоаппарата "Фотокор", суженная часть которого состыковывалась с объективом кинокамеры или фотоаппарата. Фотографирование (или киносъемка) зрительных галлюцинаций проводилось в полной темноте на расстоянии 15-45 сантиметров от глаз больного.
|
|
Кроме этой, использовалась и другая, еще более простая методика: к лицу больного (на расстоянии 20-35 сантиметров от глаз и без всякой аппаратуры) на 10-15 секунд подносили негативную фотопленку или фотопластинку, вложенную в светонепроницаемый черный пакет.
|
|
Казалось бы, совершенно незамысловатые эксперименты, но уже на первых этапах исследований у 87 из 203 пациентов пермской больницы были сфотографированы образы, возникавшие в их мозгу во время галлюцинаций.
|
|
Во время фотографирования или киносъемки исследователи просили больных вслух описывать свои видения. Эти рассказы протоколировали и затем сравнивали с изображениями, возникавшими на фотопленке. Совпадения поражали. На фотографиях довольно четко было видно то, о чем в момент съемки рассказывали больные: "рога животных", "рыбы", "озеро и лось", "дорога, танки и солдаты", "фабрика", "елка", "черт", "змея", "подсолнечник" и многое другое. Контрольные кадры, когда галлюцинаций не было, никаких засветок и изображений не имели.
|
|
Гипотеза излучения из глаз блестяще подтвердилась на практике.
|
|
Глаз - "биолазер"?
|
|
Итак, факт более ни у кого не вызывал сомнений. Наступило время его осмысления. Гипотез о природе феномена "психофотографий" на сегодняшний день не так уж много.
|
|
Доктор физико-математических наук М. Герценштейн (ВНИИ оптико-физических измерений) считает, что результаты описанных опытов психиатров совершенно не противоречат законам физики. Он вполне допускает, что чувствительные клетки сетчатки глаза - палочки и колбочки - обладают свойством обратимости. Не исключено, что они работают подобно полупроводниковым фотодиодам, которые могут не только воспринимать свет, но и становиться его излучателями - светодиодами, если через них пропустить ток. Другими словами, рецепторы сетчатки глаза могут быть и приемниками, и генераторами какого-то излучения.
|
|
Доктор биологических наук профессор Ю.Г. Симаков согласен с этой версией: "Из глаз идет не видимый свет, а скорее всего электромагнитные волны с частотой колебаний, не доступной нашему глазу... Можно предположить, что в сложно устроенных палочках сетчатки возникает что-то наподобие рентгеновского биолазера, действующего очень короткими вспышками. Роль кристалла при этом может выполнять наружный членик палочки... Проведенные мною исследования показали, что если в место стыковки волокон хрусталика, так называемый шов, ввести лазерный луч, то далее по волокну он движется как по световоду... Возможно, по этому пути и передается информация от сетчатки в окружающее пространство... Глаз работает как биолазер, как "волшебный фонарь", способный писать мысли на экране..."
|
|
Сегодня проблема "мыслефотографий" занимает ученых самых разных стран. И хотя направления и результаты паранормальных исследований в связи с их стратегическим значением обычно не афишируются, кое-какие сведения время от времени становятся достоянием гласности. Например, не так давно промелькнуло сообщение, что японские ученые уже создали высокочувствительный экран, на котором возникают контуры изображений или людей, когда кто-то пристально смотрит на него. Есть сведения о подобных разработках и в других странах.
|
|
Гипотеза излучения из глаз вполне вписывается в сегодняшнюю научную парадигму и потому уже не считается особой ересью. Впрочем, традиционных ученых смущает диапазон излучения. Дело в том, что засвечивание и экспонирование фотопленки мыслеобразами происходит даже в тех случаях, когда она помещена в светонепроницаемый конверт. Исходя из этого, доктор технических наук А. Чернетский предположил, что "излучение из глаз формируется не только в видимом диапазоне волн, но и в каком-то другом, в котором черная бумага пакета является прозрачной". Исследования последних лет подтвердили эту гипотезу: доказано, что человеческий глаз способен испускать слабые рентгеновские и когерентные ("лазерные") излучения. Остается продолжить логическую цепочку: если эти лучи промодулированы какой-либо информацией (мыслеобразами), то вполне вероятна фиксация этих образов на фотопленке или фотобумаге.
|
|
Но вот загадка: экспонирование фотопленки мыслеобразами нередко происходит и без участия глаз! Как это может быть?.. Ответ на это внимательный читатель может отыскать в наших прошлых публикациях о феномене зеркал...
|