У всенародно любимой Бабы-яги вполне могла быть внеземная прописка
|
«Эх, залетные!» - может сегодня воскликнуть человек не только в отношении коней, но и по части знаменитых сказочных персонажей - Бабы-яги и Змея Горыныча. Долгие годы их считали нечистью, близкой к покойникам, а их действия ассоциировали с ритуалами погребения усопших. Но в эпоху освоения космоса все слышнее голоса тех, кто полагает: прообразом для этих сказочных персонажей послужили инопланетяне, некогда посещавшие Землю. |
Так ли далеки от истины эти догадки? Попробуем разобраться. При всей яркости образа Змея Горыныча, авторитетности Кощея Бессмертного и необычности ряда иных персонажей личность Бабы-яги многим исследователям представляется все же глубже и значимее. На ней и остановимся. |
Причем заметим, что автор Этимологического словаря русского языка Макс Фасмер еще в начале прошлого века считал: «яга» и «йога» являются однокоренными словами и происходят от индоевропейского слова, определявшего человека, находящегося в состоянии наивысшей физической силы и разума. А Геродот упоминал о Бабе-яге как о прародительнице скифов. |
Красавица или чудовище Считается, что первые упоминания о Бабе-яге встречаются в мифах древних славян VI-IX веков нашей эры. Упоминания, касавшиеся внешности, надо сказать, противоречивы. Одни легенды донесли до нас сведения о молодой и красивой женщине, другие – о старой даме с необычным лицом, телом и той самой «костяной ногой». Но в описании ее привычек изначально сходились все – она умела лечить и ворожить, жила обособленно, летала на ступе, любила детей. И – немаловажная деталь – была проводницей между миром мертвых и живых. |
Начиная с семнадцатого века прообразом Бабы-яги стали считать покойницу, а все ее привычки свели исключительно к отзвукам поминовения усопших. |
Так было удобно политически – нарождавшаяся российская монархия опиралась, во-первых, на патриархальный уклад, отрицавший ведуний и врачевательниц, и, во-вторых, на православие, не признававшее никаких баб-яг. Да и исследовать сподручнее одиозные персонажи, а не личности, стоящие на грани добра и зла, личности, людям непонятные, но им активно помогающие. |
Литературно излагая народные сказы, красок для обрисовки жуткого вида злобной старухи не жалели и писатели. У Александра Афанасьева в «Народных русских сказках» читаем: «На печи, на девятом кирпичи лежит баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит». |
В итоге сложилась вполне стройная версия происхождения сказочной старухи. Ранние славяне хоронили умерших в домовинах – срубах, поставленных на высокие пни с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на ноги огромной птицы. К тому же пни-столбы, державшие домовину, окуривались ритуальным дымом. |
Отсюда и пошли курные ноги, постепенно превратившиеся в «куриные». Отверстие домовин было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу, а размер помещения был примерно равен росту усопшего, так что ноги покойника были у самого входа, а голова упиралась в противоположную стену. Потому и теснота жилища Бабы-яги, упоминающаяся в некоторых сказках. |
Тридесятое царство, тридевятое государство те же исследователи однозначно сравнивали с потусторонним миром. А происхождение летающей ступы даже не трудились объяснять. Просто заявляли: «Древние люди верили, что покойники летают». |
Лесная жрица Правда, при описании общения старухи с детьми и тем же Иваном-царевичем, версия мертвяков начинала рассыпаться. И тогда вспоминали, что прообразом Бабы-яги могли стать и древнеславянские жрицы – это они жили в некотором отдалении от селений, проводили с отроками обряды инициаций и варили зелья. |
Наконец, в эпоху матриархата именно жрицы считались хозяйками леса, перед которыми люди благоговейно трепетали, но к которым непременно шли, испрашивая совета и помощи в тяжелых ситуациях. |
Что же до повадок и действий лесной старицы, то их происхождение объясняли симбиозом покойницы и жрицы. Когда Баба-яга чувствовала, что «русским духом пахнет», то это покойница – живые и мертвые не видят друг друга, но чувствуют. |
А когда Баба-яга кормила, мыла, на лопату сажала и в печь бросала, то это жрица. Обрядовое кормление, омовение, сожжение… Полеты во сне и наяву Первым, кто более тридцати лет назад всерьез решил исследовать космические корни Бабы-яги, стал отечественный исследователь фольклора и аномальных явлений Юрий Росциус. По мнению ученогопутешественника, побывавшего за свою 82-летнюю жизнь (умер в 2005 году) во многих десятках, если не сотнях экспедиций, легенды, мифы и сказки несут колоссальный объем информации о нашем далеком прошлом. |
Надо лишь правильно просеять информацию народного творчества через сито современных знаний. |
Исследования Росциус начал с трактовки того неприятного образа Бабы-яги, которую дает в книге «Поверья, суеверия и предрассудки русского народа» Владимир Даль: «Яга или ягабаба, баба-яга, ягая или ягишна – род ведьмы, злой дух, под личиной безобразной старухи. |
Стоит яга, во лбу рога. Бабаяга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела, сосцы висят ниже пояса… Ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ягу, становится нем». |
Так это же и есть яркое свидетельство прилета на Землю посланцев из других звездных систем! В крестьянском хозяйстве исстари использовались деревянные ступы. А тут – металлическое тело цилиндрической формы. Бронзовые ступы, появившиеся у дворян в середине XIX века, были маленькими и весьма тяжелыми – представить их в качестве летающего транспортного средства можно было, лишь опираясь на нечто удивительное, давно виденное предками и сохраненное в памяти народной по причине крайнего изумления. И полет старушки сопровождается явлениями, полностью совпадающими с эффектом от работы реактивных двигателей: «Разверзлась тут непомерная буря. Сильный ветер пригибал деревья до самой земли, а которые и с корнем выворачивал». |
Находит свое место в объяснении и пест, погоняющий ступу, и помело, заметающее след. Удары пестом о металлический корпус ступы – так объясняли наши предки оглушительный шум двигателей, аналогичный тому, от которого сегодня страдают люди, проживающие вблизи крупных аэродромов. Тепловой же след, едва видимый на фоне голубого неба, вызывал ассоциации заметания метлой траектории полета ступы. В некоторых белорусских сказках и вовсе говорится, что Баба-яга «летает в ступе с огненной метлой». |
Ажурные опоры взлетнопосадочной площадки легко принять за «куриные ножки», которые, кстати, окутаны паром, то есть окуриваются, можно сказать, священным дымом. |
И разночтения по части жилища Бабы-яги, представленном в сказках то жутко тесным, то вполне просторным, с печью, с комнатой для кормления, омовения и наставления, так же находят объяснение. Сегодня мы знаем, что корабль, преодолевающий межзвездное пространство, должен иметь солидные габариты, а для коротких разведывательных полетов в атмосфере планеты требуются небольшие маневренные аппараты. Вероятно, у той, с кого писался образ Бабы-яги, в наличии был и межзвездный лайнер, и скромных размеров реактивная машина. |
Инопланетная наставница Легко объясним по космической версии и пугающий облик Бабы-яги. Если она прилетела с другой звезды, вряд ли ее голова и тело были абсолютно схожи с человеческими. В частности, отсутствие мышечных тканей на конечностях – это «костяная нога». «Во лбу рога» были не только у Бабы-яги, но, например, и у средневековых рыцарей. |
Что же до костных образований на теле, то за них могли принять форму защитного жилета инопланетянки. |
Люди к ней относились настороженно. Скажите на милость, почему она должна была относиться к ним иначе? Понятно, что, прилетев на неизвестную планету, пришельцы из иных галактик должны были позаботиться о своей безопасности. |
Забор с освещением сегодня и в деревнях не редкость. А поселение Бабы-яги, согласно сказке «Василиса Прекрасная», окружала изгородь с торчащими на ней людскими черепами. И едва ночь настала «у всех черепов на заборе засветились глазницы. |
На поляне стало светло, словно днем». |
В одном из вариантов той же сказки мы находим более подробные сведения об этих черепах. От Бабы-яги Василиса получила череп с огненными глазами. А по возвращении ее домой произошло невероятное, с точки зрения людей, живших в ту пору, – глаза черепа разгорелись синим пламенем, превратив злую мачеху и ее дочерей в пепел. Нам и объяснять не надо, что в дар девушка получила лазерное оружие, а много веков назад, разумеется, это было чудом. |
Кстати, череп – это не только вместилище мозга. Раньше это слово означало скорлупу или тонкую крепкую оболочку какого-нибудь округлого предмета. У того же Даля череп в числе прочего – это «твердая, жесткая, тонкая покрышка». Отсюда и черепки, то есть осколки некогда твердого, единого предмета, а вовсе не человеческой головы. |
Отсюда и черепица, то есть материал для покрова избы. |
В большинстве сказок, если вдуматься, Баба-яга вовсе не предстает злобной охранительницей нечисти, хотя люди порой напрямую говорят ей, что хотели бы убить такого авторитетного представителя этой категории, как Кощей Бессмертный. Напротив, добрым людям старушка охотно помогает. То Ивану-царевичу подскажет, как быть и что делать, а то и самодвижущееся к цели средство подарит – клубок. Много веков назад – чудо, а сегодня оно называется навигатор, и поставить его себе на автомобиль может любой желающий. |
Прекрасно знаем мы сегодня и разгадки по части живой и мертвой воды, когда первая помогает физически, а вторая – духовно. |
Не вдаваясь в научные изыскания о сильном информационном поле воды, напомним лишь о целительных свойствах Мертвого моря, например, или крымских лиманов и карельских источников. |
Общение же Бабы-яги с детьми – отдельная тема, затрагивающая и воспитание подрастающего поколения землян с помощью целого комплекса инопланетных знаний и приемов, и поиск путей развития физиологии человеческого организма с учетом адаптации его к задачам вселенского масштаба. |
Другими словами, не так страшна Баба-яга, как сложны задачи по осознанию нам еще неведомого… Стоит только задуматься, и перед нами открывается целый мир, все еще полный таинственных загадок. |
Михаил БУРЛЕШИН |
Тайная Власть 24,2009 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|