Летописец Земли Русской - Нестор Летописец
|
9 ноября Православная церковь чтит память преподобного Нестора Летописца. Он известен как составитель «Повести временных лет» — первой русской летописи, в которой повествуется, «откуда есть пошла Русская Земля, кто в Киеве начал первый княжить, и откуда Русская Земля стала есть». Нестор скончался около 1114 года, завещав продолжение своего труда. |
Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел в Печерский монастырь к преподобному Феодосию и стал послушником. Постриг в монашество будущего летописца уже преемник Феодосия игумен Стефан. |
При этом же игумене монах Нестор становится иеродиаконом. Согласно летописным данным, произошло это не раньше 1078 года. Чистотой своей жизни, молитвой и усердием юный подвижник превзошел вскоре даже самых известных печерских старцев. |
В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. Он глубоко ценил истинное знание. «Великая бывает польза от учения книжного. Книги — это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. |
В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души», — писал он. |
Преподобный Нестор был, по сути, первым летописцем в нашем Отечестве. Он описал первоначальную историю, где в простой и занимательной форме рассказано не только о начале Русского государства, о первых русских князьях, о том, как возникали первые города, как были войны и проч., но и об устроении мира внутреннего, духовного - то есть об основании и благоустройстве на Руси иноческого жития в святом Печерском монастыре. |
Но вернемся к его житию. По греческому церковному правилу поступающие в монастырь три года оставались на испытании, «не удостаиваясь монашеского образа», а посвящаемому в диакона следует быть не меньше 25 лет. |
И преподобный Феодосий установил: поступающего в монастырь не спешить постригать, а велеть ему ходить в своей одежде, пока ознакомится с монастырским чином, после одевать его в черную одежду и испытывать послушаниями, а затем уже облекать в монашескую мантию. Так и для блаженного Нестора трехгодичный искус окончился уже при преподобном Стефане, при котором удостоен он сана диаконского. Случилось это не раньше 1078 года. |
В Печерской обители было тогда много высоких мужей, у которых можно было обучиться духовному совершенству. Обитель процветала тогда духовной жизнью. Блаженный Нестор так пишет об этом: «Когда Стефан управлял монастырем и блаженным стадом, которое собрал Феодосий, чернецы, как светила, сияли на Руси. |
Одни были крепкими наставниками, другие тверды были на бдении или на коленопреклонной молитве; иные постились через день и через два дня, другие вкушали только хлеб с водой, иные - вареное зелие, другие - только сырое. Все пребывали в любви: младшие покорялись старшим, не смея и говорить пред ними, и изъявляя полную покорность и послушание; а старшие оказывали любовь к младшим, наставляли и утешали их, как отцы детей малых. |
Если какой-либо брат впадал в какое-либо прегрешение, утешали его и по великой любви делили епитимию одного на двух и на трех. Такова была любовь взаимная, при строгом воздержании! Если брат выходил из монастыря, то все братия скорбели о том, посылали за ним и звали брата в монастырь, потом шли к игумену, кланялись и упрашивали принять брата, и принимали с великой радостью». |
Первое по времени из сочинений великого летописца было житие святых князей Бориса и Глеба, «чтение на пользу повиновения младших старшим». Оно писано с живым, благочестивым чувством человеком, в котором проницательность ума и без пособия свидетелей угадывает историческую истину. |
Самая лучшая страница в этом сочинении - это начало повести, где после молитвы о просвещении сердца его говорит Нестор о сотворении человека, о падении его, о распространении на земле идолопоклонства, о явлении Сына Божия на земле, о распространении Евангелия в мире и в России. |
«Между тем, как повсюду умножались христиане и идольские жертвенники были упраздняемы, страна Русская оставалась в прежней прелести идольской, потому что не слышала ни от кого слов о Господе нашем Иисусе Христе; не приходили к ним апостолы и никто не проповедовал им слова Божия». |
В 80-х годах преподобный Нестор составил житие преподобного Феодосия Печерского. Это сочинение есть образец превосходного жизнеописания и по духу, и по слогу, и по изложению - драгоценный памятник нашей древней письменности. Нестор в начале и в конце его говорит, что благоговейная любовь к преподобному Феодосию управляла им в этом занятии. И точно, все свидетельствует в этом сочинении, что оно написано любовью святою. |
Сочинение писано с целью, «чтобы будущие после нас черноризцы, читая житие его и увидев доблести мужа, прославили Бога, прославили и угодника Его и укрепились на подвиг, особенно тем, что в сей стране явился такой муж и угодник Божий». Житие это во все века служило самым назидательным чтением и для иноков, и для всех православных христиан. Оно драгоценно и для науки, как один из древнейших и самых достоверных источников истории. |
Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам «Повести временных лет». «Се повести временных лет, откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть» - так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. |
Летопись его – плод долгих и кропотливых трудов - писана столько же красноречиво, с одушевлением истинного благочестия, сколько с осмотрительностью, которая весьма дорожит правдой. О древних временах говорит она кратко, слухи и известия подвергает проверке. |
Необычайно широкий круг источников - предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы 90-летнего старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников - позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода. |
Он дополнил сухие и краткие сведения о первых русских князьях, собранные его предшественниками, живописными деталями, заимствованными из народных сказаний и дружинных песен, в частности, рассказами о том, как Олег осадил Царьград и погиб от своего коня (позже А.С.Пушкин использует эти сведения в знаменитой «Песне о вещем Олеге»); как княгиня Ольга отомстила за смерть мужа; как Святослав ходил в походы; как юноша-кожемяка одолел печенежского богатыря, и др. |
В летопись внесены важные документальные материалы – тексты договоров князей Олега, Игоря и Святослава с греками, а также документы великокняжеского архива, давшие автору возможность реально отобразить политическую историю Древней Руси. |
В «Повести временных лет» помещены такие литературные произведения - «Поучение» Владимира Мономаха, рассказ об ослеплении Василька Теребовлянского, а также византийские и западноевропейские памятники письменности. |
Инок-патриот излагает и историю Русской церкви в различные моменты ее исторического становления. Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках - в 866 г., при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе. |
Летопись сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (под 945 г.), об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (под 983 г.), об «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром (под 986 г.) и Крещении Руси (988 г.). Без его летописи мы не знали бы и обстоятельств просвещения земли Русской святой верой. Святой князь Владимир может быть назван главным лицом летописи. |
Подвиги его изображены со всей подробностью и с живым одушевлением; обращение его к вере, крещение народа русского описаны так, как никем другим в древнее время. «Дух повествования в Несторовой летописи, - отмечает архиепископ Филарет, - близок к библейским повествованиям; |
Нестор - благоговейный созерцатель невидимого Промысла Божия; от сказаний он переходит к нравственным размышлениям, не опускает из вида наставлений слова Божия; действующие лица говорят у него сами; характеры лиц не оставлены без внимания». |
Летопись Нестора столько же важна для гражданской, сколько для церковной истории; по характеру своему она не есть ни летопись церковная, ни летопись гражданская, а летопись народа русского, летопись его жизни в их самых главных проявлениях. Поэтому с такой любовью читали ее, и имя Нестора заменялось именем Летописца. |
Одним из главных достоинств «Повести» является то, что это произведение, являясь хронологическим изложением исторических событий на Руси, в то же время откликалось на болезненные социальные проблемы современной автору жизни. Нестор жил в сложное время, когда на Руси началась феодальная раздробленность и князья погрузились в междоусобные войны. |
Нестор был свидетелем начальной стадии этого процесса. На его глазах происходили грандиозные усобицы 1078, 1096, 1097 годов. Государство постепенно теряло былое могущество; половецкие орды, пользуясь тяжелым его положением, опустошали пограничные земли. |
Эгоизму и корыстолюбию князей и бояр, их пренебрежению общерусскими интересами автор противопоставляет идею восточнославянского единства, призывает народ Руси объединиться перед угрозой внешней опасности и защитить свою землю. |
В летописи дано богословское осмысление отечественной истории. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности. А для жителей Киевской Руси начала ХII века «Повесть» была еще и книгой о современности и современниках. Значительная часть ее героев была еще жива и так или иначе должна была реагировать на содержание произведения. |
Свое выдающееся произведение Нестор завершил около 1113 года. Хроника событий в нем доведена до 1110 года. Считается, что Летописец умер почти сразу же по завершении главной работы своей жизни, по всей вероятности, в 1114 г. Таким образом, если считать, что поступил он в обитель только за год до кончины Феодосия (+ 1074 г.), тогда окажется, что он провел в Печерской обители 41 год, а умер в 58 лет. |
Уже тогда его чтили как мужа святой жизни. В рукописных святцах читаем: «Преподобный Нестор Летописец преставился октября в 27-й день». Мощи Нестора Летописца почивают нетленными в пещере Антония Киево-Печерского монастыря. |
Подготовил Владимир ЗЕРОНОВ |
Тайная Власть 20,2012 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|