Тайны племени Бергдамов
|
Название это не случайно, так как даже в Африке бергдамы выделяются особой темнотой. Возможно, это следствие природного цвета тела, возможно, результат грязи, скопившейся на коже за много лет. При этом за зубами они следят очень тщательно, и их улыбка отличается удивительной белизной. Для этого бергдамы постоянно жуют небольшой комочек кожи и чистят зубы вырезанными из дерева щётками. Тем не менее из-за грубой и однообразной пищи, состоящей из кореньев и насекомых, зубы быстро изнашиваются и без сожаления удаляются местными «эскулапами». |
![]() |
Появление и история бергдамов — до сих пор неразгаданная тайна Юго-Западной Африки. Даже в XX веке они умудрились сохранить поразительно примитивный образ жизни, уходящий своими корнями в каменный век. От других африканских народов их отличают не только дикие привычки и нравы, но и необычная внешность. В основном бергдамы высоки и худы, но встречаются низкорослые и полные. Поэтому их едва ли можно назвать чистой расой. У большинства из них австралоидный тип лица с крупными чертами и низким лбом. |
Они забыли свой родной язык и разговаривают на одном из диалектов языка готтентотов, у которых долгое время были рабами. Также у них есть слова, схожие с языком суданских негров. Поэтому существует гипотеза, что готтентоты привезли их с севера в Юго-Западную Африку, где они смешались с другими африканскими расами. В том числе и с суданскими неграми, которые тоже имеют очень тёмную, даже с оттенком синевы кожу. По другой версии, бергдамы являются потомками местного южноафриканского народа, который веками был в порабощении у готтентотов и гереро. |
В прошлом веке благодаря усилиям миссионеров для «чёрных людей» было выделено несколько резерваций. В них поселилось большинство бергдамов. Лишь немногие соплеменники остались в отдалённых горных районах, где продолжают жить за счёт охоты и собирательства. Те и другие остаются приверженцами традиционного образа жизни: строят примитивные хижины из веток и травы, готовят пищу на кострах, сеют кукурузу на небольших участках и держат коз. |
Обычно в сезон дождей, когда охотиться невозможно, женщины варят суп из термитов, которых в это время очень много. Их собирают и складывают в кожаные мешочки. По ночам ловят кузнечиков, которые становятся малоподвижными из-за перепада температуры. В» поджаренном виде они очень питательны и вкусны. Когда же нет мяса и насекомых, бергдамы, как и их предки, питаются корнями растений, ягодами и мёдом диких пчёл. Подобный образ жизни, антропологический тип и методы охоты позволили учёным считать, что таинственное племя бергдамов — это далёкие потомки древнего и самобытного народа Африки. |
Остановка — каменный век |
У этого племени нет вождей и даже простых законов. Скорее всего, суровые условия жизни и борьба за выживание не оставили им возможности для создания собственной социальной структуры. Фактически все бергдамы равны в своей нищете, которая не предполагает размышлений о равноправии, справедливости и морали. Возможно, примитивность духовной жизни обусловлена столетиями рабства и перманентным отсутствием свободы. |
Однако религиозные представления у них всё же существуют. В первую очередь они сохранились в отдалённых горных районах и выражаются в поклонении верховному божеству Камабу — повелителю солнца, дождя и охоты. Связь с ним поддерживается с помощью колдунов, которые одновременно выступают и лекарями. Роль этого божества трудно переоценить — ведь он также является хозяином жизни и смерти людей. По представлениям бергдамов, умершие соплеменники нередко скучают по живым родственникам, а чтобы ускорить встречу с ними в небесной обители, могут напустить болезнь. Поэтому мёртвых хоронят как можно скорее, а погребения заваливают массивными камнями, затрудняющими выход из могилы. «Чёрные люди» не сомневаются, что Камабу питается человеческим мясом. Поэтому он призывает людей в страну умерших, а в древних могилах лежат одни скелеты. Этот факт объясняется тем, что человеческие останки объедают обитатели небес. |
Главной ценностью в поселениях считается священный огонь, у которого могут находиться исключительно мужчины. Подходить к нему женщинам и детям строжайше запрещено. Считается, что они могут осквернить огонь, и тогда на племя обрушится несчастье. После специального ритуала его зажигают старейшины. Они же поддерживают священный костёр, к которому обычно обращаются с просьбой удачи на охоте. По племенному поверью, место у него могут получить и умершие выдающиеся мужчины. Только происходит это на небе, где жизнь идёт так же, как и на земле. |
Земная жизнь этих людей не отличается особыми радостями и разнообразием. Многие до сих пор одеваются в шкуры или ходят в лохмотьях. Детям же до определённого возраста одежда вообще не полагается. В то же время бергдамы не прочь украсить себя различными «драгоценностями». Так, мужчины иногда носят лишь одно украшение — стальные или медные серьги в ушах, в то время как женщины могут надеть на свои немытые тела ожерелья из скорлупы страусиных яиц или кожаные браслеты. Последние являются как признаком достатка, так и знаком внимания мужчин. Дело в том, что после удачной охоты довольный муж может подарить жене браслет из кожи убитого животного. Чем больше таких браслетов носит женщина, тем больше её любит муж. |
Уставшие жить |
Несмотря на примитивный образ жизни, у бергдамов существует парная семья. Самые грязные люди планеты фактически вступают в брак, но свадебных церемоний у них нет? Тем не менее определённые семейные ритуалы всё же существуют. Например, ребёнок получает имя в тот момент, когда обрезается пуповина. Во время этого процесса отец поджаривает кусок мяса и втирает в себя стекающий жир. Затем скатывает жирную грязь с тела и собирает её в кожаный мешочек. Прикрепляя его к шее ребёнка, он всегда плюёт ему на грудь, растирает слюну и несколько раз повторяет имя новорождённого. Что означает и от чего защищает этот ритуал, похоже, неизвестно и самим бергдамам. Но в дальнейшем собранная с тела родителя грязь служит ребёнку своеобразным амулетом. Есть у племени и ещё одна древняя традиция. Если в семье рождается двойня, то это сродни проклятию. Чтобы от него избавиться, нужно похоронить заживо одного из двух малышей. |
Несмотря на фактически первобытный образ жизни, бергдамы выработали определённые навыки лечения. Сточившиеся зубы соплеменников они удаляют самым простым способом. При этом «зубной врач» садится перед пациентом и вдавливает заострённую палочку в десну под зубной корешок. Затем сильно ударяет по ней камнем — и операция завершена! Естественно, что о какой-либо анестезии речь не идёт. |
«Лечебные процедуры» обычно выполняют колдуны, которые определяют, насколько серьёзна болезнь. Если колдун видит, что пациент старый, слабый или болезнь запущена, то объявляет, что бог Камабу хочет взять его жизнь. В этом случае беднягу оставляют на произвол судьбы, не оказывая ему никакой помощи. Подобная традиция характерна для всех первобытно-общинных обществ, когда племя избавлялось от лишних ртов, не способных добывать себе пищу. Показательно, что в этом случае сам больной спокойно принимает приговор колдуна и покоряется уготованной участи. |
Однако «лечение» не гарантирует выздоровление, так как лекарь «гонит» болезнь в какую-либо часть тела, откуда выжигает её головней. Так на теле «пациентов» появляются похожие на татуировки шрамы. Интересно, что многие примитивные народы «лечат» недуги подобным образом. |
Практически все путешественники, посетившие бергдамов, отмечают их апатию и отсутствие какой-либо пассионарности. В настоящее время они причислены к вымирающим народам. И на это есть причины. С одной стороны, сегодня их стремительно поглощает цивилизация. С другой — их ассимилируют другие народы. Поэтому можно согласиться с теми учёными, которые считают, что исчезновение бергдамов в ближайшей перспективе неизбежно. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|