Китайский истребитель-невидимка J-35A выходит из тени
|
|
Китай публично представил Shenyang J-35A, малозаметный истребитель наземного базирования, который уже некоторое время находится в стадии разработки, но ранее был замечен только на неофициальных и зачастую некачественных снимках. Несмотря на то, что мы теперь хорошо изучили самолет, остается много вопросов, особенно о планах ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) в отношении него, поскольку ранее предполагалось, что базовый дизайн разрабатывается в основном для экспорта, а в последнее время также для палубной службы в ВМС НОАК.
|
|
Сегодня была опубликована первая официальная фотография J-35A в преддверии его запланированного дебюта на Китайской международной авиационно-космической выставке, более известной как Airshow China, которая проходит в аэропорту Чжухай в провинции Гуандун на юге Китая. Выставка открывается 12 ноября.
|
|
Вид самолета спереди в три четверти, сделанный во время руления, раскрывает несколько новых деталей и проливает больше света на особенности, которые ранее были скрыты. Это также дает очень полезное сравнение с более ранними версиями J-35 и FC-31, а также с конкурирующими истребителями пятого поколения.
|
|
|
|
Много говорилось о сходстве между J-35/FC-31 и американским истребителем F-35 Joint Strike Fighter, что подкрепляло утверждения о том, что Китай скопировал свой американский аналог или, по крайней мере, использовал украденные данные для непосредственного информирования о разработке самолета. Хотя нет никаких сомнений в том, что Китай получил секретные данные по целому ряду секретных западных военных программ, и в частности по программе F-35, это не означает, что самолет был ‘скопирован’. На самом деле Китай не может "скопировать" F-35, это одна из самых сложных машин в мире. Он может имитировать свой общий дизайн и компоненты-подделки, а также определенные технологии, которые он может воспроизвести, и у него есть данные для этого, но идея о том, что это прямая копия, является вопиюще ложной и является распространенным приемом, когда речь заходит о сравнении иностранной военной техники с американскими образцами.
|
|
Существуют серьезные прямые отличия, в том числе наличие двух двигателей по сравнению с большим турбовентиляторным двигателем F-35 с одним двигателем. Хотя F-35 с самого начала проектировался с учетом возможности укороченного взлета и вертикальной посадки (STOVL), в китайской конструкции это требование отсутствует. Очевидно, что многие элементы, по крайней мере, в значительной степени заимствованы из F-35, включая воздухозаборники DSI, фонарь кабины и базовую конфигурацию. Даже официальное обозначение не пытается скрыть эту реальность. Но в целом, несмотря на ключевые сходства, китайский дизайн более изящный, чем у F-35. В значительной степени это объясняется отсутствием требований к STOVL, но это также вызывает вопросы о внутреннем запасе топлива и его ассортименте, а также о доступном объеме внутренних запасов.
|
|
Прежде всего, то, что боец похож внешне, вовсе не означает, что он ведет себя примерно так же. Это особенно актуально, когда речь заходит о том, что находится на поверхности самолета и под его обшивкой, особенно в том, что касается авионики и объединения данных, сенсорных технологий, а также малозаметных конструкций и покрытий. Технология двигателей также является важным фактором.
|
|
Примечательные детали, которые мы можем увидеть на новой фотографии J-35A, включают электронно-оптическую систему наведения, по-видимому, эквивалентную EOTS, установленной на F-35, и аналогично установленную под носовой частью, а также широкоугольный дисплей в кабине пилота. Под фюзеляжем также имеется нечто похожее на люнебургскую линзу, отражающую радиолокационные сигналы, предназначенную для того, чтобы при желании лишить малозаметный реактивный самолет возможности уклоняться от радаров.
|
|
НОАК также подтвердила обозначение J-35A для наземной версии истребителя, при этом палубная версия получила обозначение J-35, а первоначальные прототипы получили ориентированное на экспорт название FC-31. Основываясь на этом последнем обозначении, наземная версия реактивного самолета для ВВС НОАК была предварительно - и, по—видимому, неофициально — названа J-31.
|
|
С тех пор, как появились первые два прототипа FC-31 в наземном исполнении, ходили слухи, что помимо экспортной версии, возможно, разрабатывается и версия для ВВС НОАК, вероятно, в качестве более легкого и экономичного дополнения к Chengdu J-20.
|
|
Первый прототип FC-31 поднялся в воздух в октябре 2012 года. Как и J-35A, FC-31 также дебютировал на авиасалоне в Китае, который состоялся в Чжухае в 2014 году.
|
|
Затем, в 2016 году, была представлена полностью переработанная и значительно усовершенствованная версия FC-31, которую мы тогда подробно обсуждали.
|
|
Работы над наземным самолетом FC-31/J-31 затем, по-видимому, были свернуты, что свидетельствовало об отсутствии интереса со стороны официальных лиц, и вскоре конструкция была значительно переработана для использования на авианосцах в качестве J-35.
|
|
Только к концу прошлого года в поле зрения снова попала наземная версия истребителя для внутреннего использования, в то время как на фотографиях одного из прототипов, которые становились все более четкими, стали видны ключевые особенности, отличные от тех, что были обнаружены у палубного J-35. Похоже, что этот прототип совершил полет 26 сентября 2023 года или около того.
|
|
По сравнению с военно-морской версией, прототип, показанный на неофициальных снимках, сделанных в конце прошлого года, имел меньшую общую площадь крыла, что также характерно для наземного F-35A, в отличие от более крупного крыла палубного F-35C.
|
|
У этого прототипа также, по-видимому, было другое шасси, с одним носовым колесом, а не со сдвоенными колесами, как у военно-морского самолета. Теперь эту особенность можно увидеть гораздо более подробно на опубликованной сегодня фотографии J-35A. В то же время панель запуска катапульты также удалена.
|
|
Хотя ранее было объявлено об официальных планах Пакистана приобрести наземную версию этого реактивного самолета, сегодняшняя публикация фотографии J-35A также подтвердила, что ВВС НОАК заинтересованы в приобретении собственных образцов, что само по себе является значительным достижением.
|
|
Чего мы пока не знаем, так это того, насколько далеко продвинулись планы ВВС НОАК в отношении J-35A, но, как было объявлено публично, самолет имеет опознавательные знаки ВВС на носу, общую серую цветовую гамму в стиле службы, а на хвостовых плавниках нанесены опознавательные знаки в честь 75-летия службы. По сравнению с военно-морским J-35, у J-35A также другая конструкция хвостовых оперений, а также они больше по размеру.
|
|
В противном случае неясно, является ли J-35A новым прототипом, который уже был замечен ранее, или, возможно, более ранним испытательным самолетом, который был переработан в соответствии со спецификациями ВВС НОАК. Конечно, это также может быть тот же самолет, который был замечен во второй половине прошлого года.
|
|
Что касается J-35 ВМС НОАК, то он явно предназначен для оснащения их быстрорастущего авианосного флота. Несмотря на то, что J-35 был оптимизирован для новейшего авианосца "Фуцзянь" с его системой запуска с электромагнитной катапульты, появляется все больше признаков того, что он также будет выходить в море в том или ином качестве на борту более ранних авианосцев "Ляонин" и "Шеньян", которые оснащены взлетными рампами типа "трамплин".
|
|
Что касается ВВС НОАК, то до сих пор они были сосредоточены на внедрении J-20, но, как мы уже обсуждали в прошлом, было бы целесообразно дополнить этот "тяжелый" истребитель-невидимку меньшим по размеру J-35A.
|
|
В ходе недавней модернизации на вооружении появились J-20, многоцелевой истребитель Shenyang J-16, созданный на базе Flanker, а также более легкий отечественный Chengdu J-10. Учитывая, что потенциал разработки J-10, скорее всего, подходит к концу, а первый из этих самолетов уже находится на стадии разработки, J-35A может стать очень подходящей заменой для среднего сегмента истребительной авиации ВВС США.
|
|
Кроме того, J-35A будет дешевле в приобретении и эксплуатации, чем J-20, а это означает, что его можно будет использовать в большем количестве для увеличения "боевой массы" таким образом, который был бы просто недоступен для более крупного стелс-истребителя Chengdu.
|
|
Также существует промышленный стимул для закупки J-35A для ВВС НОАК, поскольку это позволит Шэньяну продолжать заниматься производством истребителей, а также, вероятно, поможет привлечь экспортные заказы. В конце концов, южнокорейские программы KF-21 Boramae и турецкие TF Kaan указывают на то, что существует рынок истребителей среднего веса с малозаметными характеристиками. Китайская разработка также обладает главным преимуществом в том, что на нее не распространяются жесткие экспортные ограничения, которые обычно применяются к западным моделям того же класса, и Пекин, вероятно, выдаст экспортные лицензии странам, которым может быть запрещено покупать южнокорейскую или даже турецкую разработку, тем более что в обеих моделях используются двигатели, лицензированные в США.
|
|
Этот экспортный потенциал уже давно находится в центре внимания программы meandering FC-31/J-35, и он может значительно помочь Китаю выйти на рынок истребителей более высокого класса, особенно если они будут предлагаться по привлекательной цене. Если Пакистан действительно закажет этот самолет, это также компенсирует дальнейшие затраты на разработку и снизит себестоимость производства. Если ВВС НОАК присоединятся к нему в большом количестве, цена может упасть еще больше.
|
|
На данный момент остается еще много вопросов о J-35A, и ответы на некоторые из них еще могут быть даны на авиасалоне в Китае, который откроется на следующей неделе. Тем временем, официальное представление J-35A и подтверждение интереса ВВС НОАК, который проявился чуть более года назад с момента его первого появления, еще раз демонстрирует темпы развития военной аэрокосмической промышленности Китая.
|
|
Источник
|