Ипатия: трагедия совершенства
|
|
Мудрость и женское очарование, разносторонность талантов и непоколебимое мужество – такими чертами наделили небеса эту женщину. Ее жизнь стала трагической легендой. «Все в тебе, Ипатия, небесно – и дела, и красота речей, и чистый, как звезда, науки мудрый свет». Так писал о ней Паллад Александрийский, выдающийся поэт эллинистического мира.
|
|
Она родилась шестнадцать веков назад в одном из красивейших городов Древнего мира, заложенном великим Александром Македонским, - в Александрии, городе ученых и моряков, торговцев и жрецов.
|
|
Обрученная с истиной Рождение Ипатии связано с легендой – в некоторых летописях рассказывается, как римский император Юлиан, прозванный позже Отступником за попытку восстановить язычество, поднял новорожденную Ипатию высоко над головой и воскликнул: «Этот ребенок не будет носить короткого христианского имени! Я посвящаю его первому из богов, Зевсу Ипату, и нарекаю Ипатией! Древние боги! Сохраните этого ребенка!» Увы, на самом деле эта история всего лишь красивый вымысел. Юлиан погиб в походе за 7 лет до ее рождения. Ипатия появилась на свет в семье известного александрийского математика Теона. Ее мать умерла при родах. Первым учителем девочки был ученик отца, Исидор. Потом ее образованием занялся сам Теон. Изучение математики и философии с детства стало смыслом жизни Ипатии. Это был типичный вундеркинд – уже в подростковом возрасте она сама начала писать книги, вызывавшие бурные дискуссии в среде александрийских ученых.
|
|
Вскоре ее знания достигли такого совершенства, что Ипатии предложили преподавать философию. Молодая женщина стала главой неоплатонической школы Александрии, синтезировавшей мистические восточные учения и классическую древнегреческую «науку мудрости».
|
|
Ипатия занималась и практическими дисциплинами - она изобрела астролябию, позволяющую вычислить положение судна путем определения высоты светил над горизонтом.
|
|
Для астрономов Ипатия создала планисферу - прибор, с помощью которого можно было рассчитывать время восхода и захода светил. Она великолепно разбиралась в механике, самостоятельно изготавливая приборы для измерений.
|
|
К ней часто обращались за советом и по государственным делам – не зря ее другом был римский префект (наместник) в Александрии Орест.
|
|
Чтобы учиться у Ипатии, люди приезжали из Италии, Греции, различных уголков Азии. Ее считали воплощением мудрости и бескорыстия – она никогда ничего не добивалась лично для себя, хотя и была членом городского совета.
|
|
Популярность Ипатии многим не нравилась. Так, иные женщины обвиняли ее в нескромности: Ипатия ходила в мужской одежде – плаще философов и, будучи не замужем, постоянно была окружена молодыми учениками. На все упреки недоброжелателей Ипатия отвечала, что обручена с Истиной.
|
|
Покайтесь, математики! Александрия в то время становилась одним из центров раннего христианства.
|
|
В борьбе с язычеством религиозные фанатики были готовы на любые средства, лишь бы расправиться с идейными конкурентами. Так начался разгром знаменитой Александрийской библиотеки.
|
|
До этого она горела уже дважды. Первый раз - во времена Цезаря и Клеопатры, второй раз – через три столетия, при императоре Аврелиане. Но тогда это случалось во время войн и междоусобиц, а не в мирное время. Библиотека стала нечаянной их жертвой. В Александрии, городе, являвшемся одним из центров эллинской культуры, никто из местных жителей не посягал на знания. Специально книги не уничтожались.
|
|
То, что уцелело от библиотеки после двух предшествующих пожаров (называются только цифры: из более чем 2 миллионов – лишь около 700 тысяч свитков), хранилось в Серапейоне, самом знаменитом и красивейшем из александрийских храмов, расположенном в юго-западной части города.
|
|
В 391 году толпы религиозных фанатиков под руководством епископа александрийского Феофила, прозванного в народе «христианским фараоном», разгромили храм уже преднамеренно. Тщетно ученые пытались противостоять разъяренной толпе. Прекрасные статуи были разбиты, фрески испорчены, бережно хранимые свитки уничтожены в пламени, храмовые сокровища перевезены во дворец Феофила. От великой библиотеки уцелела совсем уж малая часть, которая была спрятана до лучших времен...
|
|
В этот роковой день погибли многие друзья Ипатии, включая ее жениха - поэта и философа Элладия. Только чудом уцелел раненый отец. Многие ученые покинули Александрию, спасая не только свои жизни, но и бесценные рукописи...
|
|
Власть над душами верующих означала и власть над их кошельками. Для христианских проповедников верующий неуч был предпочтительней, чем язычник-ученый.
|
|
В 409 г. императоры Гонорий и Феодосий II издали специальный закон – всем математикам (астрономия считалась ее разделом) вменялось в обязанность срочно явиться к епископу «по месту жительства», отречься от своих богопротивных взглядов, предать огню все свои «заблудшие записи» и поклясться блюсти впредь только христианскую веру.
|
|
Те, кто отказывался отрекаться и каяться, подлежали изгнанию из городов и преследованию как «колдуны, чародеи и прочие злодеи». Тех же, кто осмеливался нарушить этот закон или давал ложную клятву, а потом продолжал заниматься своей профессией, надлежало карать безо всякого милосердия. Доносчиков в городе хватало...
|
|
Ипатию пока не трогали – даже епископу Феофилу льстило, что александрийской философской школе нет равных ни в Риме, ни в Константинополе. Школа Ипатии была гордостью не только Александрии, но и всего цивилизованного мира – звезда легендарных Афин и Рима уже закатывалась, а новой столицы Византийской империи - Константинополя - только восходила.
|
|
Последнее предупреждение Но так не могло продолжаться вечно. В 412 году главой Александрийской церкви стал племянник умершего Феофила, Кирилл. В юности он сам обучался у Ипатии, но молодой человек был болезненно честолюбив и власть считал ценнее истины. Став негласным хозяином города, организовав иудейские погромы и преследования инакомыслящих, Кирилл после жалобы на него префекта императору, организовал покушение и на самого Ореста.
|
|
Префект был ранен, а схваченный на месте преступления монах-фанатик Аммоний казнен. Но это не остановило Кирилла, демонстративно причислившего Аммония к лику мучеников под именем «Чудесного» (Таумасия). Правда, организовывать новое покушение епископ не стал – на место убитого префекта могли прислать еще более «несговорчивого» вельможу. Проще было «усмирить» Ореста, устрашив его наглядным примером.
|
|
И тогда Кирилл выбрал очередную жертву – ею стала Ипатия. Она не выступала против нового вероучения (когда-то на смертном одре отца она дала ему слово, что не будет вмешиваться в политику), среди ее учеников хватало и христиан. Но для Кирилла она была не просто еретиком, а удачливым проповедником ложных богов, то есть тех же бесов, и вредных знаний.
|
|
Многие были уверены, что Ипатия своевременно «раскается», признав «мудрость» епископа, и беда обойдет ее стороной. Но получились наоборот - одна из ее последних лекций была посвящена не просто эллинской философии, но и ее современным толкованиям – в том числе и епископом Кириллом, извращавшим мудрость древних в угоду новой христианской морали. Ипатия пыталась сохранить немногие оставшиеся ростки древней науки, вскоре забытой на столетия...
|
|
Весь город обсуждал лекцию Ипатии, посмевшей бросить вызов могущественному христианскому иерарху. Кирилл не простил ей этого. Священники распускали слухи, что Ипатия – ведьма, практикующая черную магию и накладывающая на горожан свои заклятия. На жилище Ипатии напали, но ее саму не тронули и ничего из дома не взяли, уничтожив лишь «чернокнижное творение» - армиллу, прибор для наблюдения за звездами.
|
|
Это было последнее предупреждение. Но Ипатия его проигнорировала и продолжала читать «не те» лекции, посвященные наукам.
|
|
Страшная смерть В марте 415 года, во время Великого поста, перед светлым христианским праздником Пасхи, Ипатия возвращалась после прочитанной лекции. Неподалеку от стоявшей на набережной церкви дорогу ей преградила вооруженная палками, камнями и раковинами толпа под предводительством христианского дьякона.
|
|
Ипатию стащили с носилок, швырнули на землю и поволокли к церкви. Там, в священном месте, с нее сорвали одежды, и острыми краями устричных раковин содрали с живой женщины кожу. Потом окровавленное тело выволокли на улицу, на площади расчленили и бросили в костер.
|
|
Сломленный и испуганный «предупреждением» префект даже не стал посылать жалобу императору в Константинополь.
|
|
Палачи, чьи имена были у всех на устах, остались безнаказанными. Современники говорили, что убийство Ипатиии «навлекло немало позора и на Кирилла, и на Александрийскую церковь».
|
|
Еще одна из легенд, связанных с Ипатией: в некоторых источниках рассказывается, что в тот роковой день Ипатия выходила после лекции из Александрийской библиотеки. Но библиотеки, как храма знаний, уже не существовало шесть лет, остался лишь полуразрушенный остов здания. А через 60 лет после гибели Ипатии, в 475 году, в столичном Константинополе была сожжена последняя крупнейшая библиотека...
|
|
*** На протяжении многих веков после трагической смерти Ипатии математика не знала женских имен. Голландский математик Ван дер Варден писал: «Ипатия была последней вспышкой, после чего пламя древней математики погасло, как догоревшая свеча». Вторая женщина-математик, Мария Аньези, родилась только в 1718 году...
|
|
Ипатия стала для потомков легендой.
|
|
Ей посвящали стихи, о ней написаны романы и пьесы, ее образ воссоздан в картинах и скульптурах.
|
|
В Х веке к лику святых была причислена Екатерина Александрийская, чья биография, за исключением рождения, во многих деталях повторяла судьбу Ипатии. Только по официальной христианской версии, напали на нее гонители-язычники. Да и сам Кирилл тоже был провозглашен христианским святым. В «Житии святого Кирилла Александрийского» говорится, что убили Ипатию «ненавидевшие мир мятежники». В борьбе с церковью просветители и атеисты приводили два самых красноречивых примера расправ христиан над учеными: казнь Джордано Бруно и убийство Ипатии.
|
|
В ХХ веке феминистки провозгласили Ипатию родоначальницей и символом своего движения. Так каждый находил в Ипатии, ставшей символом прекрасной жертвы за истину, свой идеал и свой вариант использования этого образа.
|
|
Сочинения Ипатии не сохранились. Дошли до нас только те слова, которые говорились о ней при жизни: «Афина по уму, Гера по осанке, Афродита по красоте»...
|
|
Алекс Бертран ГРОМОВ
|
|
Тайная Власть 16,2009
|