Царство каменных духов
Приблизительно 16 тысяч лет назад индейские шаманы создали таинственные петроглифы, которые скрыты в отдаленных каньонах горной системы Косое в калифорнийской пустыне Мойова.
Затерянные во времени
Петроглифы отличаются от пиктограмм (наскальных рисунков) тем, что являются своеобразным, глубоко выгравированным в скале изображением. Ветер, дождь, песок, пыль и солнечный свет за долгие годы создали на скалах первичный слой темного цвета. Шаманы, создавая свои картины, выдалбливали этот слой.
В наше время попасть в священное для американских индейцев место можно только с особого разрешения, так как рядом располагается секретная база американских ВВС
В каньоне находятся тысячи петроглифов. Для того чтобы понять их значение, были проведены многолетние исследования, консультации с коренными уроженцами Нового Света и даже изучение психологии транса.
Петроглифы создавали шаманы, пребывавшие в состоянии измененного сознания. Экспериментально установлено, что наш мозг в этом состоянии демонстрирует одинаковые «картины» вне зависимости от национальности, культуры человека или времени проведения опыта. Наиболее частые из них - самые простые образцы геометрических фигур - энтопики. Они состоят из спиралей, зигзагов, точек, кривых, параллельных линий... Часто в петроглифах Кососа встречаются фигуры человека и животных, особенно снежного барана. Шаманами Кососа обычно становились старейшины племен и мудрецы, которые верили, что обладают нужной энергетикой для того, чтобы лечить людей, вызывать дождь, управлять животными и предсказывать будущее. Они вырезали свои видения в камне немедленно после выхода из транса, потому что эти картины мозга, подобно снам, имеют тенденцию легко забываться. Таким образом, «картины» сохранялись не только для будущих поколений, но и несли в себе определенную мощь, так как некоторые из фигур представляли духовных помощников шаманов.
Энергия животных
Частое изображение снежного петроглифах в значительной степени связано с верой, что это парнокопытное способно вызывать дождь и приносить другую пользу людям. Некоторые из баранов имеют черты как человека, так и животного, что демонстрировало единение шамана с его спиритическим помощником. Других зверей также награждали определенной мощью. Гремучая змея, обозначенная зигзагообразной линией, являлась духовным помощником шаманов, которые могли излечивать укусы ядовитых змей. Койоты считались злыми духами, которые могли быть посланы сверхъестественными силами, чтобы навредить врагу.
Самые старые петроглифы демонстрируют разнообразие животного мира Калифорнии той эпохи Ведь они были созданы, когда в этом регионе еще существовало озеро и в окрестностях обитала разнообразная дичь. Можно было охотиться не только на оленей и антилоп, которые водились в избытке, но и также на бизонов, медведей и водоплавающих птиц. Но большинство крупных млекопитающих вымерли во время ледникового периода, более 11 тысяч лет назад Постепенно озеро высохло, живность исчезла, остались только снежные бараны. Для того чтобы не умереть с голоду, индейцам пришлось охотиться на койотов, черепах, ящериц, короче - на все то, что движется. Петроглифы также демонстрируют, как изменялось оружие первобытных охотников. Например, на место копий приблизительно 1500 лет назад пришли лук и стрелы.
Ясные очертания петроглифов позволяют определить их точный возраст. Как только их наносили, происходила медленная, но неизбежная перелакировка скалы. Петроглифы тысячелетней давности имеют более четкие формы, чем те, которым 10 тысяч лет. Ученые определили, что первые петроглифы сделаны более 16 500 лет назад. Каньон считался священным местом у жителей североамериканского континента и привлекал шаманов из самых отдаленных районов Нового Света Впрочем, все-таки большая часть галереи Кососа создана за последние две тысячи лет.
Концентрация ПОТУСТОРОННИХ
Петроглифы делятся на две категории: геометрические и портретные. Геометрические -водовороты, концентрические линии, спирали, зигзаги... Портретные -символы людей, баранов и других животных. Водовороты, концентрические линии и спирали, как считают ученые, символизируют концентрацию «вихря» сверхъестественных сил. Иногда шаман изображал себя рядом со своим духовным помощником, чаще всего со снежным бараном. Если рядом было несколько духовных помощников, значит, он достиг большей мощи, чем его коллеги.
Считалось, что духи обитали в скалах, и когда шаманы ступали в магическое царство, скальные трещины открывались, разрешая людям попасть в священное место.
Женские тайны
Вера в то, что скалы обладают энергетикой духов, дала развитие еще одной форме наскального искусства, известной как купу-лес. Он представляет собой ряд вырезов и углублений, сделанных молодыми девушками во время ритуалов, символизирующих достижение периода женской зрелости. Ритуал был связан с традиционной ролью женщин в индейских племенах - собирание и приготовление растительной пищи. При этом в хозяйстве было не обойтись без пестика и ступы Размалывая в поверхности скалы какую-нибудь пищу, индианки, по поверью, черпали силу из царства духов. Если смотреть глубже, то в купулесе заключалась сексуальная символика - использование пестика (фаллоса) в ступе (влагалище). Так как купулес не являлся шаманским искусством, его могли исполнять перед входом в каньон, около места разбивки лагеря.
Поиск видения
Перед входом в состояние транса шаман искал естественную пещеру или укрытие из упавших камней. Там он в течение нескольких дней постился, курил табак и ждал видения. Затем шаман выходил из транса и фиксировал свои видения на камне.
Некоторые из найденных человеческих фигур имеют головы птиц, а вместо ног - птичьи когти. Считалось, что шаманы в состоянии транса поднимались в воздух. Конечно, это могло быть только частью их галлюцинаций. Но, тем не менее, некоторые из петроглифов были найдены на вершинах неприступных скал, добраться до которых сложно даже с помощью современного альпинистского снаряжения. Так что вполне возможно, что некоторые индейцы действительно владели искусством левитации. Типичный наряд шамана, вызывавшего дождь, состоял из колпака, сделанного из кожи снежного барана и украшенного перьями перепела Перья также использовались в церемониальных ритуалах.
Изображение змеи гарантировало шаману способность превращаться в ее дух во время транса Затем, вернувшись в реальный мир, он мог не бояться гремучих змей и лечить своих соплеменников от укусов ядовитых гадов.
Фигуры, представляющие людей, выглядят нестандартно. Шаман изображал человека таким, каким он его представлял в своем видении. Голова часто состояла из нескольких кругов, обозначающих «вихрь», который он пережил во время путешествия в сверхъестественный мир.
Книга истории
Многие изображения должны восприниматься скорее в переносном смысле, чем буквально, потому что представляет галлюциногенные видения, которые не всегда можно описать привычными символами
Современные индейцы обычно отказываются говорить о петроглифах, утверждая, что старейшины племен наложили запрет на проникновение бледнолицых в их святыни. Но они no-прежнему убеждены, что все затейливые знаки соорудили не простые люди, а сами духи.
Афанасий АРБАЛЕТОВ
НЛО #7(223),2002