Мегалитический памятник на озере Пиелинен |
Недавно на острове Исо Махонсаари (Iso Mahonsaari) на озере Пиелинен, на юго-востоке Финляндии, был открыт мегалитический памятник Лиексанйоки. Материалы исследований, проведенных Марианой Риддерстад, опубликованы в шестом номере журнала «Tahdet ja avaruus». |
Аналогичные памятники, носящие названия «jatinkirko» (церкви гигантов), широко распространены на ботническом побережье страны и состоят из центральной каменно-земляной насыпи (высотой до двух и толщиной 2-6 метров) круглой или прямоугольной формы и сопутствующих менгиров, каирнов и каменных насыпей, часто сложной планировки. Уникальность нового памятника состоит в том, что ранее подобные мегалиты не были известны вне Ост-Ботнии, он же расположен во внутренней части Финляндии. Открытие будет стимулировать поиски «церквей гигантов» в центральной и южной части страны. |
Подобно западноевропейским мегалитам и древнеегипетским храмам, «церкви гигантов» ориентированы на восходы и заходы солнца в дни солнцестояний. Так центральная ось пиелиненского комплекса ориентирована по линии рассвет зимнего солнцестояния – закат летнего солнцестояния. Для визирования нужных направлений в каменно-земляной насыпи делали 2-5 «ворот». Всего в Ост-Ботнии известно несколько сотен таких памятников, из которых охраняется около 50. Датируются «церкви гигантов» 3000-2000 гг. до н.э., некоторые, например, Kettukankaan – 3200 г. до н.э., а захоронения на мегалитических кладбищах продолжались местами вплоть 600 г. до н.э. Среди историков распространена гипотеза о том, что эти постройки служили жилищами для семей охотников на тюленей, однако инвентарь, обнаруженный внутри насыпей, свидетельствует об их ритуальном предназначении. |
Финские историки связывают их появление с верованиями народов культуры ямочно-гребенчатой керамики (уральская языковая семья) и отрицают возможность западноевропейских влияний, связанных с индоевропейскими племенами, представленными в археологической культуре шнуровой керамики. Однако контактами с этими племенами вопрос о генезисе финского мегалитизма не ограничивается. Преимущественная локализация мегалитов на обоих берегах Ботнического залива, наличие в некоторых «церквях гигантов» археоастрономических направлений на восходы солнца 1 мая, аналогии с такими солярными храмами, как Стоунхендж и Гозекский круг, указывают на то, что мегалитическая традиция финского неолита возникла и развивалась под воздействием североевропейского мегалитизма. |
Археологи находят аналогии между «церквями гигантов» и мегалитами Бретани (Сrucuno, Kermario и Le Manio) и Ирландии (Knowth и Dowth), a Яри Окконен, склонен выделять мегалитизм Ост-Ботнии в самостоятельную культуру церквей гигантов. В пользу пришлого характера культуры говорит и угасание мегалитической традиции после 2000 г. до н.э., при сохранении у финно-угорских народов обычаев связанных с солнцестояниями. |
Открытие мегалитического памятника в юго-восточной Финляндии позволяет по-новому взглянуть и на формирование карельской мегалитической традиции, представленной лабиринтами и сейдами: с течением времени лабиринты из ловушек для прибрежной ловли рыбы превращаются в сакральные места силы шаманского путешествия, а почитание мегалитов трансформируется в культ сейдов, к которым относят и необработанные отдельно стоящие валуны, и естественные скалы. |
Хотя в современном неоязычестве сейды часто напрямую отождествляются с сидами ирландской мифологии и викканским сейдром, следует отметить, что сейды необязательно мегалитические памятники. Сейдами могут быть не только необработанные валуны и скалы, но и деревья, озёра, пороги рек, в целом – любое сакральное место обозначается этим словом. Сейды распространены от Кольского полуострова до Тульской области, но наиболее ярко культ сейдов представлен у саамов Финляндии, где он сохранялся до 1910-х годов. Вполне естественно, что такие культовые места не имеют археоастрономических привязок и свидетельствуют об угасании мегалитической традиции в инокультурной среде. |
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|