04 марта 2013 года, 17:39 | Текст: Дмитрий Целиков
Антропологи перессорились из-за откровенных мемуаров американского
учёного Наполеона Шаньона. Журналисты, борцы за права человека и даже чиновники
не остались в стороне.
Исследователь
несколько лет прожил с индейцами яномамо из долины Амазонки, результатом чего
стала книга «Яномамо: Жестокое племя» (Yanomamo: The Fierce People), увидевшая
свет в 1968 году. В ней рассказывалось о 20-тысячном народе, живущем изолированно
от внешнего мира в джунглях на границе Венесуэлы и Бразилии. Любимое занятие яномамо
— война не на живот, а на смерть, ведь победитель, убивший конкурента, получает
возможность забрать себе его женщину и зачать с ней ребёнка.
Эта работа стала бомбой, показав, что человек, словно животное,
руководим простейшим желанием размножаться и устранять конкурентов. Но со времён
Руссо антропологи считают, что первобытные люди мирно сосуществовали в небольших
сообществах, будучи избавлены от современных источников стресса и находясь в гармонии
с окружающей средой. Предполагалось, что племена вроде яномамо сохранили память
о той счастливой поре.
Очередная книга
г-на Шаньона «Благородные дикари» (Noble Savages) с новой силой разожгла давний
спор. Учёный с прежней страстью набрасывается на оппонентов. Подзаголовок красноречив:
«Моя жизнь среди двух опасных племён — яномамо и антропологами».
Г-н Шаньон рассказывает о том, как он строил деревни
в тропических лесах, промышлял охотой и наблюдал за кровавыми набегами на соседние
поселения. «Наименее понятным мне казалось то, что они сражались за женщин, —
пишет исследователь. — И я ждал скептического приёма, возвратившись в университет».
Он не ошибся. Его обвинили в том, что он намеренно изобразил амазонских индейцев
кровавыми дикарями, чтобы чиновники и дельцы получили моральное право на захват
их территорий.
Основная часть новой
книги посвящена опровержению этих нападок. Г-н Шаньон замечает, что антропологи
слишком часто игнорируют данные наблюдений в угоду политкорректности. «За два
последних десятилетия культурная антропология в США практически перестала быть
наукой», — чеканит учёный.
Группа антропологов,
которая тоже работала с яномамо, выступила с совместным заявлением: «Мы абсолютно
не согласны с характеристикой, данной обществу яномамо Наполеоном Шаньоном, который
считает их жестокими и архаичными людьми. Мы сожалеем, что работа Шаньона на протяжении
многих лет использовалась — и может использоваться до сих пор — для поражения
янамомо в праве владения землёй и в культурных правах».
Одна из подписавшихся, Гейл Гудвин Гомес из Колледжа Род-Айленда (США),
отметила, что прожила с янамомо несколько десятилетий и ни разу не взялась за
оружие.
Своё слово сказала и организация
Survival International: «Работа Шаньона часто используется писателями, которые
хотят изобразить туземцев в качестве жестоких, звероподобных дикарей».
Дави Копенава, представитель бразильских яномамо,
заявил: «Нам, яномамо, которые живут в лесу, антрополог Наполеон Шаньон не друг.
Он не говорит хорошие вещи, он не передаёт хорошие слова. Он говорит о яномамо,
но его слова враждебны».
В ответ на
это г-н Шаньон в письме сайту Inside Higher Ed лишь выразил надежду, что рано
или поздно научный подход в изучении Homo sapiens снова возобладает, а те отделы
антропологии, которые сейчас на первом месте, но в действительности антропологическими
не являются, растворятся в дисциплинах вроде сравнительного литературоведения,
гендерных исследований, философии и проч.