Варанаси, Колян и чёрная магия
|
|
Каждый год мы ездим в Индию, в результате появляется несколько текстов, которые интересны тем, кто увлекается индийской культурой, духовными традициями и вообще экзотикой. Я уже писала о Варанаси, старейшем живом городе мира, но каждый раз он поворачивается к нам какой-то новой гранью.
|
|
По приезде в Дели сразу возникает ощущение, что находишься по ту сторону реальности, на каком-то том свете. Здесь всё по-другому, здесь даже пахнет по-особенному, этот запах начинается, когда в самолёт попадает делийский воздух, и сопровождает путешественника повсюду. Не могу сказать, что он неприятный. Просто чужой.
|
|
Первая наша длительная стоянка — Варанаси — только усиливает это ощущение потусторонности. Город предназначен для погребения усопших, и здесь всё напоминает об этом. В этот раз с нами в компании оказался новичок, назовём его Колян. Колян наполовину еврей, наполовину татарин — в общем, типичный русский. Он впервые в Индии, и почти сразу — на берегах Ганга.
|
|
Довольно скоро Колян начал причитать: «Что же это такое? Под окнами ресторана жгут трупы на костре. Пошёл разменять деньги в соседнее учреждение — оказался крематорий. Под балконом всё время носят обёрнутых тряпками мертвецов. Были бы здесь обычные люди, наши родители, они бы с ума сошли!» Колян стал снимать стресс гашишом, а через несколько дней — водкой. Мы старались развеять его тоску и звали прогуляться подальше от узких грязных улочек старого города, но он говорил: «Нет, я хочу остаться здесь» — и разводил руками, охватывая эту беспредельную смесь алчных торговцев, калек-попрошаек, плешивых собак, безразличных коров, мусора и говна, из которых и состоит по преимуществу Варанаси.
|
|
Старая часть города — удивительно грязное место. Представьте себе любой по-настоящему старый город с узкими улочками и плотной двух-трёхэтажной застройкой, затем представьте, как эти улочки поливают помоями несколько тысяч лет, заселите их лишайными собаками, испражняющимися на ходу коровами, нищими и смуглыми парнями на велосипедах и мотоциклах — и вот Варанаси как живой стоит перед вашим внутренним взором. Реклама ресторана, который нам полюбился, звучит так: «We are less dirty!», что значит «У нас менее грязно!».
|
Увидеть Варанаси и умереть...
|
|
Надо сказать, некоторые так и оставались тут с концами — известна история об одном русском, который в Варанаси лишился всего, включая разум. Очнулся в выгребной яме. Потом попрошайничал. Ему повезло встретиться с милосердным соотечественником, который помыл, накормил и помог восстановить паспорт. Но, вообще говоря, с этого часто начинаются истории в духе «Как я стал садху» — оказался в Варанаси, осознал бессмысленность прежней жизни, деньги раздал и пошёл куда глаза глядят. Один американец потом даже основал свой ашрам выше по течению Ганги. В общем, мы приглядывали за Коляном и досадовали, что его товарищ, пригласивший его в эту поездку, не произвёл над ним ритуал, обязательный для тех, кто собирается в Варанаси впервые. Ритуал совершается теми, кто уже побывал в этом городе, и состоит в запугивании: «Там очень грязно! Толпы попрошаек и калек! Круглые сутки жгут трупы! Коровы гадят тебе под ноги и тут же кто-то руками это собирает, чтобы засушить и продать на топливо! Ты к этому готов?» Задача — отсеять слабых духом, потому что в Варанаси таким не место. Слабые там болеют, теряют деньги, документы, а также могут стать жертвой порчи и сглаза. Недаром Варанаси — старейшая столица магии, не только белой, но и чёрной. Скажем, идёт рядом женщина с ребёнком — ненароком коснётся тебя, как будто нитку невидимую выдернет, а потом своего чада — это она удачу с тебя сняла и на своё сокровище перекинула.
|
|
Однажды был такой случай. Мы приехали в Варанаси, сошли с поезда и идём по вокзалу к выходу. Народу — тьма, и я вижу, как вплотную к нам пристраивается просто горе-злосчастие, такой человечек, убогий, замотанный в шарф так, что только один глаз видно, и глаз этот смотрит на нас и горит чем-то нехорошим, похоже завистью. Но толпа такая, что отодвинуться невозможно, он идёт рядом с той же скоростью. В эту ночь я стукнулась головой о дверь туалета, и от этого отвалился винир — накладная пластина на передний зуб. Надо сказать, без зуба я выгляжу лучше, чем без этого винира. Это было начало индийского путешествия, а следующим пунктом я должна была вместе со старшим товарищем вести семинар по йоге под Бомбеем. Такие происшествия — великая благодать, потому что в один момент вырабатывается главная христианская благодетель — смирение. Такой человек уже не будет гордецом, не будет думать, что он крутой или великий. Он будет тихо молиться о том, чтобы просто быть как все.
|
|
Пришлось пойти к местному зубному. Это отдельная комическая история, вспомнить хотя бы как он, пытаясь приклеить винир на место, уронил его на пол и в качестве дезинфекции подул на него. Потом посмотрел на меня, иностранную гостью и ВИП-клиентку, и ещё протёр рукавом. Его работа продержалась день. В итоге я взяла с собой в горы ингредиенты стоматологического клея и примерно раз в два дня сама смешивала клей и крепила винир обратно. В этой истории есть неожиданный астрологический поворот: в джотише, ведической астрологии, считается, что для каждого действия нужно выбрать подходящее время — благоприятное расположение планет, отвечающих за эту сферу жизни, поможет добиться удачного развития событий. Если сильно упростить, то, например, вопросы красоты лучше решать по пятницам, это день Венеры и т.д. К моему знакомому астрологу обращаются даже за советом, когда можно как следует напиться без сильного вреда для себя и окружающих. Есть и для этого, оказывается, благоприятное время. В общем, в моей стоматологической истории все составляющие оставались неизменными — я, винир, клей. И тем не менее он повыпадал-повыпадал, да и приклеился так, что по возвращении в Москву врач не смог его отодрать. Держался полгода. Думаю, в какой-то момент я случайно попала с этой операцией в такое время, когда что ни сделаешь, то надолго. Или подзаработала на семинаре хорошей кармы, так что сняли с меня эту напасть, а скорее всего — всё вместе.
|
|
Как бороться с этими сглазами и порчей? Лучшая защита от всякой магии — ясность ума и чистота намерений. Ещё Мать, основательница Ауровиля и соратница Шри Ауробиндо, говорила, что чёрная магия бессильна против того, кто не желает никому зла. Она действует только на тех, кто оставляет в своей жизни «энергетические дыры», в которые может проникнуть негативная энергия. Эти дыры есть у тех, кто обуреваем страстным желанием чего-то, действует в своих корыстных интересах, напуган или просто утратил интерес к происходящему вокруг. За эти желания (в том числе желание, чтобы тебя оставили в покое) и страхи может недобрый человек тебя зацепить и вытянуть что-то для себя полезное — деньги, энергию. Это происходит повсеместно, но в Варанаси можно было бы проводить олимпиаду по разнообразным видам вампиризма и сравнительно честным способам отъёма денег. С воровством не сталкивались, хотя репутация у города и в этом смысле так себе.
|
|
— Не бойтесь! — сказал Раджит. — Мы вас грабить не будем. Одних ограбишь, потом ни один турист в Бадами носу не покажет. И так вас тут совсем не бывает. Это в Варанаси можно грабить. Всё равно туристы будут ехать.
|
Лакшми-пуджа
|
|
Поэтому здесь важно твёрдо знать, что тебе нужно, и ничего не бояться. А это значит сохранять алертность, осознанность, быть здесь и сейчас, в своём теле в этом месте и в этой ситуации. Это не так-то просто, но недельку можно продержаться. Тем более что постепенно начинаешь понимать, что такое состояние вовсе не должно даваться с усилием. Это и есть естественное состояние человека, которое наступает, когда проходят страхи. А они проходят тогда, когда понимаешь, что, что бы ни случилось, всё происходит по воле высших сил и если у тебя заберут всё, что есть, значит настало время идти строить ашрам. Ради этого сюда и едут, в Варанаси. Ради этих моментов чистого счастья, которые бывают, — с утра выйдешь на набережную, перед тобой мать-Ганга, простор, чистый речной воздух, согреешься на солнышке, выпьешь чаю с молоком, подкормишь печеньем дружелюбную собачку, поиграешь с чумазыми детишками, и хочется смеяться от простоты и тепла такой жизни. В этом городе никогда не будет одиноко или скучно. Тут же к тебе подходит заскорузлый человечек и в тысячный раз приглашает на свою силк-фэктори (буквально — фабрика шёлка, на самом деле просто лавочка, где для вида стоит один прядильный станок), и вместо раздражения от того, что опять местные домогаются, ты говоришь ему с улыбкой: «Oh, you have a silk-factory!» («О, вы владелец шёлкового производства!») И этот хищный стряпчий с иллюстраций Доре к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» смущается и потупляет взгляд, как будто отхватил королевский комплимент. Медленно мы начинаем свой танец: «Давайте посмотрим мою фабрику». — «Мы уже купили шёлк». — «У меня самый лучший и дешёвый». — «Мы завтра уезжаем, так что времени нет»… и моё финальное па: «В следующий раз будем в Варанаси — обязательно зайдём» — оставляет его совершенно удовлетворённым. Такая любезная мадам и всё-таки обещала зайти!
|
|
Есть место, где от тебя ничего не хотят, — вокруг погребальных костров. Здесь все серьёзны и отрешённы. Родственники покойного пребывают на грани двух миров, они как бы недолго провожают умершего на его пути туда, за предел. И ты можешь присоединиться. От этого возникает чувство родства, желание сделать что-то хорошее для этих бедных людей. Но тут же понимаешь, что они — счастливы, их мир покоится на твёрдом основании веры. Если близкий умирает, грустить не нужно, а нужно помочь ему переместиться в другой мир: сжечь, а череп разбить палкой — и это нормальный порядок жизни. Единственное, чего им действительно не хватает, — немного денег, но это как раз ты даёшь им с избытком. Так что Вселенной правит гармония — и в этом мрачноватом месте.
|
|
Даже Колян вспоминал Варанаси с теплотой. Задним числом, уже удалившись в благополучную Кералу, он понял, что там, в городе Шивы, царит волшебный дух свободы и беспредела и, как ни странно, лучшая кухня в стране.
|
|
Юлия Макарова
|
15 февраля 2010 года
|
http://www.chaskor.ru/article/varanasi_kolyan_i_chernaya_magiya_15196
|