Наука и лженаука
|
|
Несмотря на довольно бурное развитие науки и технологий в сегодняшнем мире, число лжеученых, вещающих с экрана телевизора и в интернете, и количество псевдонаучной литературы не уменьшается. Как же уберечь себя от лжи, которая распространяется под видом науки? Рекомендуем ориентироваться на 10 признаков, которые помогут отличить научные факты от подделок-фейков и не свернуть безвозвратно с пути критического мышления на тропинку интеллектуальной деградации. Это, очевидно, важно человеку любого возраста и профессии. Причем, не только в тех случаях, когда дело касается именно науки как таковой. Можно ориентироваться на критерии, о которых пойдет речь ниже, для защиты от манипулирования сознанием и лжи в любой жизненной ситуации. Итак, имеет смысл сразу выключить телевизор, видеоролик в YouTube, отложить газету или книгу, если вы заметили хотя бы 3 пункта из 10 признаков лженауки.
|
|
1. В названии передачи, видеоролика, газетной или журнальной статьи, на красочной обложке книги есть слова: тайное, сенсационное, секретное, запретное, эзотерическое. Или сомнительные псевдонаучные термины, например, волновая генетика, палеоконтакт.
|
|
2. Ученый, приглашенный на передачу, или автор книги имеет ученую степень не в той области знаний, о которой говорит или пишет. Например, химик выдвигает теорию в области генетики, а математик берется за пересмотр исторической хронологии.
|
|
3. Еще важный маркер – членство в сомнительных академиях, например, в Международной академии меганауки и т. п., или странные научные регалии, скажем, вместо классического «историк» мы видим – «исследователь древних цивилизаций». У нас настоящих государственных академий, научный статус которых считается весомым, не так много. Это Российская академия наук (РАН), Российская академия образования (РАО) и еще несколько отраслевых академий. Все остальные – общественные, в которых могут состоять откровенные аферисты. Так, например, членом Российской академии естественных наук (РАЕН) был известный шарлатан, «воскреситель из мертвых» Григорий Грабовой.
|
|
4. В анонсе передачи или в аннотации книги говорится, что это – революция в науке.
|
|
5. «Ученый» обещает чудеса – мгновенное исцеление, бесплатную энергию для всех, стремительный экономический подъем и рост обороноспособности России, разрешение главной проблемы века, глобальных проблем человечества.
|
|
6. В передаче или в книге «ученый» употребляет сомнительные термины. Превозносит свои достижения по сравнению с «официальной наукой». Развивает конспирологические теории, связанные с заговором ученых.
|
|
7. Используются аргументы, с наукой никак не связанные, в частности, аргументы «от религии», «от политики», «от национальных интересов». Например, выдвигается предложение судить об исторических фактах, «взвесив их на весах национальных интересов России», или даже вводится термин «научный патриотизм».
|
|
8. «Ученый» не ссылается на научные труды или позволяет себе утверждения такого типа: «Десять лет назад в одном научном журнале я прочел…». Он может упоминать популярные книжки, веб-сайты, статьи из «Википедии» и иные подобные источники.
|
|
9. В качестве аргументов используются отзывы неспециалистов или покойных авторитетов в данной области знаний.
|
|
10. Повышенная эмоциональность, апелляция к чувствам, а не к разуму. Оскорбления оппонентов посредством обобщения и навешивания на них ярлыков, например, «человеконенавистники», «инквизиторы», «безродные космополиты». Манипулирование сознанием зрителей, слушателей, читателей с помощью массовых стереотипов и страхов. Утверждения такого рода, как: «Если к нему, независимому исследователю, не прислушаться, то нас, при попустительстве официальной мировой науки, ждут всяческие бедствия: всемирный голод, природные катаклизмы, наркомания, педофилия и распутство, массовые самоубийства, нацизм, расизм и т. п.»
|
|
Источник
|