Преподобный Томас Баркер, которого съели каннибалы
|
|
На протяжении всей истории существует множество рассказов об исследовании фантастических новых земель. Кажется, нам просто нравятся эти истории, принесенные этими бесстрашными душами, которые были бы достаточно храбры, чтобы путешествовать по этому горизонту, чтобы найти новых людей и земли, о которых большинство из нас даже не могло мечтать. Одна из таких довольно мрачных историй о приключениях и исследованиях приходит к нам с островов Фиджи, где когда-то жил невероятно храбрый миссионер, который в конечном итоге отметил свое место в истории, став единственным известным европейским исследователем в то время, который был схвачен и фактически съеден диким племенем каннибалов. Родившийся в Плейдене, Сассекс, 6 февраля 1832 года, Томас Бейкер был методистским миссионером, прибывшим на тогдашние довольно далекие и экзотические земли Фиджи в 1859 году, где он был назначен «миссионером внутренних дел». Этот титул предполагал, что он проводил миссионерскую работу в деревнях в отдаленных горных районах фиджийского острова Вити-Леву, где коренные жители мало знали о христианстве.
|
|
В то время острова Фиджи все еще считались дикой и неизведанной землей, полной первобытных дикарей, а рассказы исследователей о каннибализме были настолько распространены, что острова иногда называли «островами каннибалов», поэтому это считалось опасным. Работа. Это стало еще более опасным, потому что не только многие племена опасались чужаков и сопротивлялись христианским учениям, но и военачальник соседнего острова Бау по имени Какобау недавно обратился в христианство и провозгласил себя королем. Фиджи, что яростно оспаривали многие племена на других островах, в том числе Вити-Леву. Поскольку Какобау стал близким союзником западных миссионеров в регионе, миссионерская работа стала рассматриваться как своего рода пропагандистская кампания по подчинению других островов его власти, и поэтому эти иностранные миссионеры считались подозрительными, иногда даже навешивались ярлыки. как шпионы. Когда между двумя фракциями начала вспыхивать война, для этих племен, выступавших против самопровозглашенного вождя Какобау, обращение в христианство все чаще рассматривалось как синоним признания подчинения, поэтому миссионеры на Вити-Леву, которых долгое время, по крайней мере, терпели туземцами, которые теперь столкнулись с враждебностью или даже насилием.
|
|
Во многом по этой причине, когда преподобный Бейкер организовал экскурсию во внутренние районы острова в июле 1867 года, многие его коллеги и ученики категорически против этого. Они предупреждали, что это слишком опасно, и, кроме того, Бейкер как раз собирался взять годовой перерыв в миссионерской работе, чтобы проводить больше времени со своей женой и их тремя дочерьми. Казалось неблагоразумным рисковать походом в эти неизведанные, негостеприимные внутренние районы с их коварной местностью и продолжающимися межплеменными столкновениями, но Бейкер настоял на том, чтобы он совершил еще одно путешествие, чтобы установить контакт с отдаленными неконтактными деревнями на другой стороне острова. приведет его глубже в неизведанные джунгли, чем он когда-либо прежде. По его словам, он чувствовал потребность сделать это, и его невозможно было убедить отказаться от своего крестового похода во внутренние районы. Когда он отправился в эти густые джунгли в неизвестность, он сделал это с группой из семи фиджийских последователей, фиджийским министром по имени Сетареки Сейлека и очень немногими, чтобы защитить себя, если они столкнутся с опасностью. Бейкер всегда полагался на то, что Бог покажет путь, избегал оружия, поэтому его группа даже не была вооружена. Бейкер не чувствовал, что ему нужно оружие, и однажды сказал об этом: Я чувствую полную уверенность в том, что хожу среди язычников, но я всегда стараюсь держать глаза и уши открытыми, и взвешиваю каждое событие, с которым встречаюсь… и полагаюсь только на Бога для защиты. Я верю, что буду в безопасности.
|
|
Это было нелегко. Джунгли были самыми густыми и жестокими, с которыми Бейкер когда-либо сталкивался прежде, и деревни, мимо которых они проезжали, были в лучшем случае неприветливыми, а в худшем — откровенно угрожающими, и всегда существовала угроза каннибализма, который, конечно же, все присутствующие слышали жутким и зловещим. рассказы о. Однажды в деревне под названием Вунибуа Бейкер попал под дождь, и ему нужно было переодеться, и при этом он отметил в своем дневнике, как жители деревни смотрели на него со злобным, возможно, каннибальским намерением, написав: «Я должен был переодеться в мою кожу перед буре, полной язычников, которые пировали на мне своими глазами, к моему неудобству». Они немного расслабились, когда добрались до деревни Набутатау, расположенной в горах Навоса на западе Вити-Леву, потому что это место когда-то посетил британский консул, который говорил о том, что его там тепло встретили. Тем не менее, это должно было оказаться фермой от приветственного визита.
|
|
К тому времени, когда экспедиция миссионеров достигла Набутатау, времена изменились. Племенные войны охватили остров, и миссионеры считались верными врагу и шпионам. Староста деревни, некогда с распростертыми объятиями приветствовавший британского консула и даже сопровождавший его на части пути, больше не хотел посторонних, в частности миссионеров. Хотя поначалу экспедиция не столкнулась с насилием, им не предложили еды и негде остановиться. Хотя Бейкер смог убедить их позволить им остаться, ситуация была напряженной, и без ведома группы враждебно настроенный вождь соседнего региона, который глубоко не доверял иностранцам, разослал по деревням приказ убить миссионеров в виде полированного и смазанного маслом Зуб кашалота называется табуа. Это были очень желанные и глубоко священные предметы, которые были очень ценными и имели большое значение в фиджийском обществе в то время, и этот пришел с посланником, который сказал, что тот, кто убьет экспедицию миссионеров, сможет получить табу взамен. Большинство деревень, которые прошел Бейкер, отказались, посыльный переходил из деревни в деревню впереди отряда, и теперь табуа достигло Набутатау. Поначалу староста деревни тоже не собирался его принимать, но череда печальных событий изменила это. Адольф Брюстер, британский фиджийский администратор и уполномоченный губернатора провинций Коло-Норт-Адольф, писал о том, что произошло:
|
|
Когда г-н Бейкер прибыл в Набутатау, они сначала не собирались принимать табу и убить его, но решили передать его, как это сделали другие соплеменники. Однако он решил свою судьбу тем, что его хозяин счел грубым нарушением хороших манер. Молодой вождь, ныне глава племени, о котором я упоминал, что он получил образование в провинциальной школе в Нандаривату, поделился со мной своей версией случившегося. Он сказал, что когда мистер Бейкер прибыл в их деревню, он был гостеприимно принят и провел там ночь. Утром он достал расческу и использовал ее в своем туалете, а затем положил ее на циновки. Его хозяин, главный вождь, поднял его и засунул в свои пушистые локоны. Он сделал это совершенно невинно, так как имущество находилось, по отношению к простому народу, в общественном пользовании, и высшие сословия, конечно, могли взять все, что им вздумается. Родные гребни тоже носили воткнутыми в волосы владельца. Это были очень нужные уделы из-за заразного состояния большеголовых, которые постоянно требовались для чесания. Сознание этого, вероятно, оскорбило чувство чистоты и порядочности настоящего хозяина, и он выхватил это из головы атамана. Он не мог совершить более смертоносного преступления.
|
|
Голова — священная часть тела, и в ней обитает вся мана или таинственная сила человека. В особенности это относится к вождю, поскольку он обычно является святилищем бога предков и как таковой сам божественен. Он представитель своих богоподобных предков, которые предшествовали ему в духовном мире и поклонение которым он должен увековечить здесь, на земле. Таким образом, когда он перемещается среди людей, он получает тама или священное признание как святой отец племени. Столь почитаема его голова, что никто, кроме наследственных жрецов, не может ее одеть. После этого они не должны прикасаться к еде и должны использовать шампуры, чтобы передать ее в рот, или их нужно кормить. Божественность головы вождя при контакте попала им в руки, нанеся им тамбу (отмеченные смертью).
|
|
Это считалось непростительным, вопиющим преступлением, и, вероятно, именно оно привело к гибели экспедиции. Когда группа Бейкера покинула деревню, за ними последовали несколько деревенских мужчин, и в указанном месте эти люди набросились, убив Бейкера и пятерых его людей камнями и топором, а двоим удалось сбежать, с криком улетев в сторону. джунгли. Затем тела этих павших участников экспедиции выставили напоказ на деревенской площади, расчленили, разрубили на большом плоском камне, приготовили и съели, а останки бросили на 500 футов вниз по оврагу в реку Сигатока без надлежащего захоронения. Когда двум выжившим удалось добраться до цивилизации и стало известно, что этот белый миссионер был убит каннибалами во внутренних районах острова, британцы возмутились, потребовав, чтобы фиджийцы предали злобных убийц правосудию. К сожалению, это привело бы только к еще большему кровопролитию, и Брюстер напишет:
|
|
Такомбау (Рату Серу Какобау), который к тому времени стал титульным королем Фиджи, был вынужден отправить в страну вооруженные экспедиции, чтобы отомстить за убийства. Его колонны исходили из разных источников, но они действовали независимо друг от друга, не имели дисциплины и сплоченности и, за одним исключением, попали в засаду и были разбиты на куски еще до того, как приблизились к своей цели. Один из них забрел в ту часть Ист-Толо, куда меня впоследствии отправили и через которую прошел мистер Бейкер, где люди отказались от табу и предупредили его, чтобы он не двигался дальше. Вооруженных вооруженных сил соплеменников, кроме их собственных, нельзя было терпеть, и горцы заманили их в засаду, из которой лишь немногим удалось спастись. Мне показали место происшествия, хорошенькую долину с горным ручьем, воды которого, как меня уверяли, текли кровью в тот памятный день. Поскольку все эти карательные экспедиции потерпели неудачу, народ Ватусила не обрушился на жителей Ватусила немедленно, и они осмелели совершить нападения на белых людей, плантаторов хлопка на Мба или на северном побережье Вити-Леву.
|
|
Вождь Набутаутау в конечном итоге был схвачен и заключен в тюрьму, но другие, ответственные за убийства, так и не были пойманы. Набутаутау продолжал вести ожесточенное и кровавое сопротивление британским колониальным силам даже после того, как большинство других вождей уступили Фиджи Великобритании в 1874 году, всегда вызывающе и, безусловно, не извиняясь за то, что случилось с Бейкером, и только в конце концов был вынужден сдаться в 1876 году. внушительная сила из 500 фиджийских солдат. В последующие годы считалось, что убийство группы Бейкера навлекло проклятие на деревню, так как их урожай не урожаи и другие бедствия постигли их, заставив многих покинуть это место навсегда. Именно эта вера в проклятие побудила жителей деревни воздвигнуть мемориал в память о смерти Бейкера в 1905 году, и с тех пор, последний раз в 2003 году, было проведено множество церемоний, когда потомки тех жителей деревни, которые убили Бейкера, наконец предложили официальные извинения за убийства на традиционной церемонии примирения, называемой матанигасау.
|
|
Сегодня деревня все еще стоит, и здесь можно найти мемориал, камень, которым был изрублен Бейкер и его люди, а также печь, в которой их готовили, и камень, которым они атаковали, и одну из сандалий Бейкера, его Библия и гребень выставлены в Музее Фиджи в Суве. На протяжении многих лет велись споры о том, почему именно Бейкер был убит. Некоторые историки считают, что история с гребнем, скорее всего, была преувеличена или сфабрикована, поскольку Бейкер жил на Фиджи уже 8 лет и должен был быть хорошо осведомлен об обычаях и табу. Возможно, более вероятно, что он просто оказался не в том месте и не в то время, был убит и съеден просто потому, что был миссионером. Лэнс Мартин, архивариус Лондонской школы восточных и африканских исследований, сказал об этом: История о расческе может быть чем-то вроде мифа. Похоже, Бейкер был вовлечен в какую-то межплеменную вражду, связанную с его правом путешествовать по острову. Однажды утром он попал в засаду, когда он и его товарищи покидали деревню. Его вырезали на плоской скале у основания оврага. Его тело было помазано, а затем съедено.
|
|
Учитывая, что только вождь деревни рассказал историю о гребне, и никто другой не был свидетелем этого, это могло быть частью знаний, придуманных, чтобы скрыть настоящую причину, по которой они были убиты. Мы, вероятно, никогда не узнаем наверняка. Что мы действительно знаем, так это то, что Бейкер был первым и единственным известным европейским миссионером, убитым и съеденным каннибалами на Фиджи, что обозначило это как уникальный, но ужасный случай исследования странной экзотической земли.
|
|
Источник
|