При нужде люди быстро привыкнут есть друг друга
|
На днях на сайте "The Conversation" была опубликована любопытная статья о психологии каннибализма за авторством Джареда Пьяцца (Jared Piazza), преподавателя в области социальной психологии в Университете Ланкастера и Нила Маклатчи, преподавателя психологии из того же Университета Ланкастера. Основная идея этой статьи такова, что каннибализм - поедание особей своего же вида, повсеместно встречается в природе и присутствует в том числе у наших самых близких сородичей - шимпанзе. Но у человека присутствует сильное отвращение к каннибализму. |
За исключением самых примитивных племен, поедание сородичей для людей одно из самых строгих табу, нарушить которое большинство людей не могут даже под угрозой смерти от голода. И британские психологи считают, что люди откажутся от этого табу, если встанет вопрос выживания. Головастики без зазрения совести поедают более мелких и слабых сверстников, чтобы окрепнуть и поскорее превратиться в лягушку. Птенцов своего вида могут поедать чайки и пеликан, а у насекомых хорошо известен каннибализм богомолов, когда самка поедает самца после спаривания. |
У млекопитающих каннибализм тоже встречается и хозяева хомячков или крыс наверное не раз видели как самка может съесть свое потомство, если оно слабое, больное или его слишком много для прокорма. А самцы медведей и львов убивают и съедают маленьких медвежат и львят, чтобы их матери стали доступны для спаривания. Каннибализм был замечен даже у шимпанзе, изредка (известно всего несколько случаев), но тем ни менее. В первом случае самец шимпанзе похитил у самки детеныша и частично его съел, во втором группа самцов аналогичным способом украла у самок детеныша и сначала заботилась о нем, а потом тоже съела. Еще в одном случае на детенышей нападала самка шимпанзе и ее взрослая дочь и на пару они убили и съели трех чужих маленьких шимпанзе. |
Психологи Пьяцца и Маклатчи однажды предложили своим студентам гипотетический эксперимент, в котором один человек разрешал другому съесть его тело, когда он умрет. Происходило это будто бы в обществе, где подобное было разрешено и являлось частью акта почтения умерших. И часть участников предложила отнестись к подобному как хотел умерший и приготовить его плоть с соблюдением правил, чтобы плоть была безопасна для употребления в пищу. Но часть студентов, несмотря на все условия эксперимента, все равно посчитала подобное совершенно неприемлемым актом. Психологи посчитали это доказательством того, насколько сильно в нас сидит отвращение к поеданию себе подобных. |
Даже в реальных ситуациях, когда от поедания человечины зависела жизнь выживших людей, они не сразу решались съесть человеческое мясо. Как пример в статье приводится случай с авиакатастрофой в Андах в 1972 году. Часть пассажиров разбившегося самолета погибла сразу, но остальные решились съесть их мясо лишь когда дошли до стадии истощения от голода. Один из выживших в Андах по имени Роберто Канесса, который спасся лишь потому, что ел человеческое мясо, говорил, что он и его спутники ощущали, что поедая человеческое мясо, они словно крали души погибших и опускались до абсолютного унижения. |
Таким образом люди являются необычным исключением из царства природы, в котором каннибализм приемлемая вещь. Наша способность представлять себе живыми личности умерших не имеет себе равных и именно эта глубокая связь между плотью и личностью отвращает и отталкивает нас от каннибализма. При этом мы спокойно едим мясо других живых существ. Философ Уильям Ирвин предлагал представить себе ранчо, на котором вместо коров и свиней откармливают на убой человеческих младенцев. По словам Ирвина, те аргументы, которыми мы оправдываем убийство коров, могут применяться и к детям. К примеру маленькие дети по своему развитию мало отличаются от животного и не способны к рациональному мышлению. |
Конечно же Ирвин не продвигает идею создания ранчо с младенцами, из которых будут делать котлеты. Однако это представление помогает помочь увидеть нашу предвзятость. С раннего возраста мы привыкаем думать, что есть люди, а есть коровы и люди умные и мыслящие, имеющие личность и желание жить, а у коров этого нет. Еще одно исследование показало, что чем больше мы очеловечиваем животных, тем меньше мы склонны думать, что они пригодны в пищу. |
Многие примитивные племена обвинялись в поедании человеческого мяса, но на самом деле подобное наблюдалось лишь у некоторых. К примеру у племени форе с Папуа-Новая Гвинея существовал погребальный каннибализм, философия которого полагала. что лучше пусть тело любимого человека съедят его же родные, чем оно достанется червям. Однако в средневековой Европе было очень распространено лечение частями человеческих мумий и оно воспринималось людьми вполне обычным явлением. |
Поэтому Пьяцца и Маклатчи уверены в том, что люди при желании могут очень быстро адаптироваться даже к поеданию человечины. В конце концов многим людям глубоко неприятен вид сырого мяса и внутренностей, однако даже к такому неприятному занятию как обработка и вскрытие трупов патологоанатомы привыкают очень быстро. Психологи также пообщались с некоторыми британскими мясниками и узнали от них, что так же очень быстро привыкаешь к рубке и кромсанию сырого мяса и потрошению туш. Эта наша способность к привыканию может помочь убрать и очень стойкое отвращение к каннибализму. К счастью, Пьяцца и Маклатчи признают, что в обозримом будущем для нас вряд ли настанет такая ситуация, когда нам придется привыкать к поеданию человечины для выживания. При возникновении недостатка продовольствия в мире мы всегда можем перейти к поеданию растений и насекомых. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|