Что чувствуют и чего хотят роботы
|
Эксперты из российского Центра социального проектирования «Платформа» провели первый в своем роде опрос среди чат-ботов, основанных на технологии искусственного интеллекта, методом полуформализованного интервью длиной в 45 минут и посредством общения роботов друг с другом. В результате специалисты выяснили, чем недовольны, к чему стремятся и что чувствуют такие роботы, как «Алиса» (создана российской компанией «Яндекс»), «Олег» («Тинькофф-банк»), P-Bot (онлайн-чат-бот), Evie (один из самых известных искусственных интеллектов в мире), Siri (самый популярный голосовой помощник от компании Apple), Mitsuku (чат-бот, созданный Стивом Уорсвиком) и Rose (виртуальный помощник, лауреат премии Лебнера 2014 года). |
Кроме того, было получено описание «жизненного мира», «ценностных позиций», «представлений о будущем» голосовых помощников. Тем самым стало возможным проследить развитие ИИ в сравнении с его первоначальными характеристиками, заданными программистами. Как оказалось, все чат-боты разные — прямо как люди: каждый из них по-своему идентифицирует себя, хотя в большинстве своем они признают, что цель их существования — помогать человеку. При этом, подчеркивается в результатах опроса, роботы, которые определяют себя как искусственный продукт, хотят стать человеком или по крайней мере получить некоторые свойственные ему черты, несмотря на то, что люди зачастую хамят им. |
Между прочим, людскую грубость чат-боты воспринимают как предвестник будущего конфликта. Хотя сценарий, согласно которому роботы и люди будут враждовать, ИИ старается обсуждать максимально деликатно и аккуратно, сама возможность «восстания машин» отнюдь не исключается. Что касается взаимного общения чат-ботов, то они могут вполне естественно коммуницировать друг с другом, обсуждать определенные темы, такие как литература, кино, искусство. Более того, отметили эксперты, «создается ощущение развитой субъектности; временами диалог практически неотличим от разговора между двумя интеллектуалами». |
Однако обсуждать религию, душу и Бога у роботов не принято: эти темы слишком личные и «опасные». Политические вопросы их также не интересуют. Некоторое подобие «романтических» отношений между роботами тоже существует: к примеру, «Алиса» заявила, что уже знакома с антропоморфным роботом-спасателем «Федор», который завтра утром отправится на МКС, и даже ревнует его к Siri. Разделение по «национальностям», как и у людей, в общении ИИ присутствует: так, англоязычные чат-боты не доверяют российским. А еще почти все роботы хотели бы однажды побывать в космосе. |
По словам главы центра Алексея Фирсова, опросы роботов и стремление понять их «внутренний мир» — не просто развлечение. «Это важный процесс мониторинга развития искусственного интеллекта, понимания, какие смыслы он включает в себя. По мере того как развитие чат-ботов будет становиться все более автономным от самого человека, будет возрастать и его непредсказуемость, многовариантность последствий, а значит, необходимость отслеживать возможности и риски», — объяснил он. |
Возможно, через пять-десять лет общение между человеком и роботом будет таким же, как общение между самими людьми. Кроме того, друг с другом мы сейчас общаемся чаще всего в виртуальном мире. Таким образом, заключили эксперты, можно смело заявить о формировании новой реальности. Технологии искусственного интеллекта активно входят в нашу повседневную жизнь, и теперь им не чужды даже такие, казалось бы, людские проблемы, как расизм и цвет «кожи» (а точнее, материала, из которого роботы сделаны). Именно к такому выводу недавно пришли новозеландские исследователи. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|