Страх Божий
|
Что на самом деле означают эти слова? |
В религиозности очень многих людей сегодня заметное место занимает страх перед наказанием. В советские времена вообще бытовало мнение, что верующие только потому и верят в Бога, что после смерти не хотят мучиться в аду. Именно как страх перед адскими муками, которые ждут ослушников после смерти, представляла православную веру атеистическая пропаганда. |
Избавление от страха Без сомнения, страх перед смертью и перед тем наказанием, которое вслед за нею последует, - это форма веры, но только чисто средневековая. Художники тогда изображали на фресках и картинах Страшный суд, адское пламя, чертей, которые мучают грешников и влекут их в преисподнюю. Такого рода изображения можно найти практически в любом средневековом храме как на Востоке, так и на Западе. Именно тогда появилось и отсутствующее в Священном Писании выражение Страшный (!) суд - в Евангелии такого выражения нет, не знали его и христиане первых веков. Да и мы теперь понимаем, что страшен этот суд только одним - тем, до какой степени он прост. |
У нас не спросит Судия, как мы постились или как вычитывали правило, не спросит Он и о том, к какой церкви мы принадлежали, какой символ веры исповедовали и как понимали тот или иной догмат. |
Он скажет просто: «Я был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня» или наоборот: «Я был наг, и вы не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф 25.36 и след.). |
Однако в Средние века религия большинства была основана именно на страхе перед посмертным или даже прижизненным наказанием. Христиане (особенно те, для которых вера была основана не на Евангелии, а на естественном для человека стремлении обезопасить себя от враждебного мира) этот страх унаследовали от язычников. |
В XVIII-XIX веках под влиянием бурного развития естественных наук страх этот стал проходить. В результате человек одновременно начал терять веру - потому, что она была перемешана с чисто языческим по своей природе страхом. Отсюда французский атеизм эпохи Вольтера, Дидро и Даламбера и наш - Писарева, Добролюбова и др. |
Дети, которых учат бояться Бога и того, как Он накажет, в какой-то период своей жизни переживают то же самое, что пришлось пережить во времена Дени Дидро всей нашей цивилизации. Они перестают бояться, становятся безбожниками и отказываются в результате от какой бы то ни было нравственности. Жан-Поль Сартр рассказывал, как в детстве он прожег, играя спичками, ковер: сначала он ждал, что Бог накажет его за это, а потом, когда наказания не последовало, понял, что бояться Его не нужно. Так в сердце будущего философа начали прорастать первые ростки неверия. |
Три дороги к Богу В известной православной книге «Откровенные рассказы странника» говорится, что к Богу ведут три дороги: раба, наемника и сына. Когда человек воздерживается от грехов «страха ради мук», это безуспешно и неплодно, таков путь раба, которым руководит страх перед наказанием. Путь наемника связан с желанием заработать себе награду. «Даже и желания ради Царства Небесного если кто станет совершать подвиги, - восклицает странник, - то и это святые отцы называют делом наемническим. Но Бог хочет, чтоб мы шли к Нему путем сыновним, то есть из любви и усердия к Нему вели себя честно и наслаждались бы спасительным соединением с Ним в душе и сердце». |
Мы по сей день пугаем друг друга тем, что Бог за что-то покарает. «Бог наказал», - говорим мы о людях, у которых случилось что-то плохое, если считаем, что они это заслужили. |
Получается, что мы боимся Бога, как греки - Зевса, египтяне - Амона, а римляне - Юпитера. И при этом не замечаем, как сами становимся язычниками. |
И тем не менее без страха Божьего нельзя! Это выражение встречается в Библии множество раз, и, разумеется, не случайно. Только надо понять, что такое этот страх, который учит мудрости (Притч 15.33), отводит от зла (там же, 16.6) и ведет к жизни (там же, 19.23), он чист (Пс. 18.10) и, кроме всего прочего, заключается в том, чтобы ненавидеть зло (Притч 8.13). Однако это не ужас перед Богом и не страх перед наказанием. Бог не следит и не наблюдает за нами, но мы можем легко причинить Ему боль. |
На вопрос, что такое страх Божий, исчерпывающий ответ дает Библия на латинском языке - Вульгата. За тысячу лет истории в языке Горация, Тибулла, Овидия и других величайших поэтов человечества накопился огромный словарный запас, латинские слова передают тончайшие оттенки смысла там, где почти всякий другой язык будет бессилен. Одно греческое слово «фобос» (страх) по-латыни это и «pavor», и «metus», и «terror». |
Но есть еще слово «timor», и именно этим последним переводится слово «фобос», когда речь идет о страхе Божьем. |
«Timor» - это радостное робение или же страх причинить боль, обидеть, страх потерять. |
Я боюсь волка или носорога, но я, когда вижу птиц в саду, тоже боюсь - спугнуть их громким голосом или резкими движениями. Один боится маму, потому что она может выпороть, а другой боится свою маму огорчить или расстроить. Вот где кроется разница между чисто человеческим страхом перед чем-то ужасным и страхом Божьим. |
Те люди, для которых религия связана, прежде всего, со страхом перед Уставом, перед тем, как бы не нарушить пост или не совершить какого другого греха, выбрали сегодня путь раба. Понятно, почему: мы в советское время слишком долго были рабами, поэтому теперь избавиться от рабской психологии нам трудно, даже почти невозможно. Но это необходимо, иначе и мы потеряем веру. |
Рабы (?) Божии Считая, что мы ходим в церковь именно из-за страха перед наказанием, неверующие люди полагают, что религиозность делает нас рабами. Это действительно так, если видеть в страхе Божьем страх перед карой или возмездием. |
Для того чтобы понять, откуда взялось выражение «раб Божий», нужно разъяснить два аспекта этого словосочетания. |
Во-первых, раб может иметь только одного хозяина, таким образом признавая себя рабом Божиим, человек ничьим более рабом не имеет права себя называть - ни другого человека, ни государства, ни идолов, ни даже своих прихотей и страстей. |
Во-вторых, нужно знать, что Писание вообще говорит о рабах. По Закону человек, имеющий раба, обязан его полностью обеспечивать. Спроецируем это на отношения человека с Богом. Называя себя рабом Божиим, человек признает, что все, что он имеет, не его, а Создателя, но тем самым полагается на то, что Творец его будет обеспечивать всем необходимым. |
Что, в общем-то, верно в любом случае, так как если Бог создал мир, то и все в мире принадлежит Ему, и поэтому все, что человек имеет, он может иметь либо как украденное, либо как подаренное Творцом. |
Отсюда два вывода: называя себя рабом Бога, человек 1) получает подлинную свободу, 2) еще и претендует на полное обеспечение со стороны Творца. |
Все вышесказанное справедливо как для христианства, так и для иудаизма. |
Богословие страха И тем не менее религия, основанная на страхе, чем-то привлекательна. Многие читали в православных книгах истории о том, как Бог карает людей за какие-то грехи. Вот примеры из книги «Рассказы сельских священников». |
??Молодой мужик, уже женатый, не слушался родителей, пил и проч.; отец стал журить его, тот хотел ответить что-то резкое, но не успел, оперся рукою на окно, «от сильного натиска стекло лопнуло, разбилось и обрезало руку Алексею повыше кисти; кровь ручьем полила». Прошло шесть дней - несчастный скончался. |
??У одной бедной вдовы был сын, в день Покрова поехал он работать, и его «во время работы завалило глиной до смерти». |
?? Бедная чиновница мучалась без средств к существованию с семерыми детишками и однажды в сердцах прокляла свою любимую дочку, та пошла с подругой на речку и утонула. |
И т.д., и т.п. |
Зачем же нам предлагается бояться Бога? Если в религию добавлена изрядная доля страха, ее можно с успехом использовать как инструмент, в первую очередь в целях удержания общества под пятой той или иной власти. |
При ее помощи можно манипулировать общественным сознанием, удерживать людей от нежелательных шагов и т.п. |
Первое время этот инструмент работает великолепно, но затем непременно обнаруживается, что он никуда не годится. |
Использование религии в качестве инструмента оборачивается трагедией для всех. И для тех, кто ее так использует, и для народа, которым таким образом пытаются управлять, и для самой религии. |
Это всегда приводит к развитию сначала полной религиозной индифферентности, затем к взрыву безбожия и тут же к появлению новых исповеданий и новых религий. |
Именно такой новой религией стал к концу XIX века марксизм, занявший в сердцах не худших людей России место Бога. |
Разумно было бы предположить, что издают такие книги и вообще насаждают в православном народе атмосферу страха люди, которые хотят сделать нас более послушными, покорными и забитыми. Однако это не так. Книги эти издаются вполне честными людьми и без каких бы то ни было дурных замыслов. Но в том-то и беда, что их издатели сами боятся Бога как карателя. |
*** |
Мы все время и везде ищем врагов, еретиков, проверяем нашу веру по правилам, как ученик сверяется с ответом в задачнике, друг друга пугаем Богом, видя в Нем, быть может, и доброго, но рабовладельца, ибо мы - рабы. |
Но святой Исаак Сирин пишет: «Придержаться страха Божия, как должно, - значит взяться за свое дело прилежно и со смирением и хранением совести…». |
О страхе Божьем говорил и протоиерей Александр Мень: «…Это не значит бояться Бога, как мы боимся молнии или электрического разряда, страх Божий — это значит бояться потерять Его, потерять чувство полноты, чувство вечности, чувство божественного. Это самое высокое, поющее чувство в человеке, даже когда человек этого не сознает. Но он может его потерять, и потерять надолго, а может потерять это навсегда — вот чего следует бояться». |
Священник Георгий (Чистяков) |
Тайная Власть 19,2009 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|