Бермудский треугольник, или Как рождаются легенды
|
"Эта область занимает особое место среди нерешенных загадок Земли. Здесь бесследно исчезло множество кораблей и самолетов - большинство из них после 1945 года. Здесь же в течение последних 26 лет погиб'ло более тысячи человек. Одна- ко при поисках не удалось обнаружить ни еди.ного трупа и ни одного обломка..." Это отрывок из книги 'американского автора Чарльза Берлитца "Загадки Бермудского треугольника", которая за короткое время в 70-х годах стала бестселлером. |
Время от времени и до сих пор, усили- вая мрачную славу этой океанской аквато- рии, в прессе появляются сообщения с интригующими заголовками: "Очередная жертва Бермудского треугольника", "Снова загадки Бермудского треугольника", "Катастрофа в Бермудском треугольнике". Напомним, что Бермудским треугольником с некоторых пор стали называть район Атлантики между Бермудскими островами, полуостровом Флорида и островом Пуэрто-Рико. |
Чарльз Берлитц и его последователи видят причину гибели судов и самолетов в этом районе прежде всего в необычности, неповторимости его природных особен- ностей, но допускают и действия сил не только природных. Чего стоят, например, комментарии к разбирательству причин нашумевшей в свое время катастрофы пяти |
Загадочные и сверхъестественные явления, которые фантастика приписывает Бермудскому треугольнику. Под дном океана находятся сильные магнитные источники; "из синих дыр" на- правляются лазерные лучи; волны разбушевавшегося моря излучают инфразвук; в воде плавает множество чудовищ; летающие тарелки захватывают самолеты, их также втягивают черные дыры |
бомбардировщиков-торпедоносцев типа "Эвенджер". Это звено самолетов военно-морских сил США совершало 5 декабря 1945 года обычный тренировочный полет из авиабазы на Флориде к Багамским островам. Радиосвязь с торпедоносцами внезапно пропала, а потом исчезли и они сами. Поиски не дали никаких результатов. Бер- литц приводит в своей книге фразу, якобы произнесенную одним из членов аварийной комиссии; "Самолеты исчезли так же без- возвратно, как если бы они улетели на Марс". Берлитц делает вывод: "Этими сло- вами он намекнул на захватывающую дух космическую стихию и, возможно, нападе- ние НЛО". И, развивая мысль дальше, пи- шет, что в Бермудском треугольнике впол- не могут появляться инопланетяне. К тому же именно в районе Бермудского треуголь- ника, продолжает он, некогда существова- ла Атлантида. Достигнув высокого уровня развития, атланты изобрели некие кри- сталлы, концентрирующие большие запасы энергии. Впоследствии, после погружения острова под воду, кристаллы оказались .на океанском дне, и по сей день оказывают влияние на компасы и прочие навигацион- ные приборы самолетов и морских судов. |
Во второй своей книге "Без следа", также посвященной тайнам Бермудского треугольника, Берлитц приводит эхограм- му, полученную с одного из океанских рыболовных траулеров. На ней просматри- ваются контуры подводной горы, напоми- нающей по очертаниям египетскую пира- миду. Не правда ли, сенсация)? Однако при тщательном просмотре современных навигационных карт никакой подводной возвышенности в координатах, указанных Ч. Берлитцем, не обнаружено. Безусловно, мы имеем здесь дело со случаем регист- рации "ложного дна", образованного звуко- рассеивающими морскими организмами. |
Искусственные сооружения в пределах Бермудского треугольника, считает Бер- литц, встречаются не только в глубоковод- ной части акватории, но и в более доступ- ных человеку мелководных районах, напри- мер вблизи Багамских островов - в преде- лах Большой и Малой Багамских банок, рассеченных глубоководными проливами и проходами. Именно с ними связывают чаще всего таинственные и необычные явления. Заметим, что с Багамских островов нача- лось европейское освоение Американского континента - на одном из островов архи- пелага, Сан-Сальвадоре, высадился 12 ок- тября 1492 года Христофор Колумб. |
Существует множество легенд о неведомых морских чудовищах, обитающих в багамских водах. Берлитц приводит рассказ профессионального водолаза, который ле- |
том 1968 года якобы видел легендарное багамское чудовище - "луску", с обезь- яньей мордой и длинной шеей. Считают, что обитают эти чудовища в Синих дырах, или Синих ямах. Энтузиасты подводного плавания Джейн и Барии Крайлы, посетив- шие Багамы и написавшие увлекательную книгу "За подводными сокровищами" (М.: Географгиз, 1958), поинтересовались у ба- гамского шкипера: "Что же такое Синяя яма?". "Никто не знает, что она собой представляет, эта Синяя яма,- ответил шкипер.- Она полна всяких животных. Это самые большие животные, которых вы ког- да-либо встречали. Эта Синяя яма спускает- ся до дна Земли..." |
Синие дыры, или ямы, объявленные Бер- литцем "не поддающимися исследованию", на деле оказались подводными карстовыми пещерами, которые образовались еще в эпоху оледенения, когда рифовые соору- жения находились над уровнем океана. За- тем они оказались затопленными. Англий- ский биолог Ч. Шеппард в книге "Жизнь кораллового рифа" (Л.: Гидрометеоиздат, 1987) пишет, что в подводных пещерах обитает много рыб, в том числе акулы, мурены, ядовитые рыбы-зебры, но каких-то неизвестных науке мифических животных никто там никогда не видел. |
Но еще больше поражают воображение рассказы об искусственных сооружениях на морском дне в багамских водах. Одно вре- мя много говорили о подводной дороге из каменных блоков. Ж.-И. Кусто в своей книге "В поисках Атлантиды" (М.: Мысль, 1986) приводит рассказ своего сына Фи- липпа, который сам осмотрел эту дорогу и был убежден, что она - дело рук человеческих: "Нет сомнений, что только искусные строители могли обтесать такие блоки под прямым углом и пригнать их друг к другу. Блоки изготовлены из материала, не имеющего ничего общего со скальным основа- нием, состоящим из осадочных пород...". |
Еще одна из особенностей вод Багам- ских островов - их необычайный белесова- тый оттенок. Описывая полет исчезнувшего звена торпедоносцев, Берлитц привел фрагмент переговоров между пилотами. Один из них якобы сказал другому: "Ка- жется, что мы... опускаемся в белые во- ды..." Океанские воды над Багамскими бан- ками, действительно, имеют белый цвет, но объясняется это обилием микроскопи- ческих частиц арагонита (ромбовидной раз- новидности углекислого кальция). |
Берлитц описывает довольно много слу- чаев гибели судов в водах Багамских остро- вов и авиакатастроф над архипелагом. Пожалуй, наибольший резонанс вызвало ис- чезновение около двадцати лет назад американского военного самолета С-119. Пои- ски не дали никаких результатов. Время гибели С-119 совпало с полетом космиче- ского корабля "Джемини-4" с космонавта- ми Д. Макдивиттом и Э. Уайтом. Над Ка- рибским морем космонавты якобы обнару- жили неопознанный летающий объект с распростертыми в разные стороны "длин- ными руками". Это обстоятельство дало журналистам обильную пищу для предположений о причине гибели самолета. В кон- це концов была высказана и такая точка зрения: наиболее вероятная причина исчез- новения самолета С-119 над Багамскими островами - захват его НЛО... |
Одним словом, Багамские острова окружены ореолом таинственности. И кстати сказать, долгое время это служило хоро- шим прикрытием наркобизнесу: именно здесь, на островке Норман-Ки, обосновался кокаиновый барон Карлос Ледер, кото- рый позднее оказался в тюрьме одного из американских городов. |
Свои версии" о причине гибели судов и самолетов в Бермудском треугольнике выдвигают не только журналисты, но и уче- ные. Например, в газете "Известия" от 4 декабря 1976 года было опубликовано ин- тервью с заведующим кафедрой Москов- ского инженерно-строительного института профессором А. И. Елькиным, который высказал гипотезу: крушения самолетов в этой, акватории Атлантики связаны с лунно-сол- нечными приливами. Моменты воздушных катастроф укладываются в определенную закономерность - они совпадают со вре- менем новолуний или полнолуний и нахож- дением Луны вблизи перигея, а также с моментами наибольших значений прецес- сионных сил. По-видимому, в такие момен- ты в районе Бермудского треугольника лун- но-солнечные приливы могут вызвать под океанским дном движение ионизирован- ной магмы, а оно порождает магнитные аномалии. В результате могут выйти из строя обычные гирокомпасы, часы, элект- рические и электронные приборы, что и происходило в самолетах и на кораблях. |
Чехословацкий геолог профессор 3. Кукал.' в своей книге "Загадка Бермудского треугольника" (М.: Прогресс, 1988) просум- мировал все те природные явления, кото- рые могут быть особенно опасны для судов и самолетов, оказавшихся в районе Бермуд- ского треугольника. Среди них он особенно отмечает сильные водяные вихри и смерчи, а также большие депрессии на поверхности моря. |
Интересно рассмотреть выводы, сделан- ные главным оппонентом Ч. Берлитца и его сторонников - Л. Д. Куше, который в прош- лом был летчиком-инструктором, а теперь |
трудится в справочном отделе библиотеки Аризонского университета. Л. Д. Куше про- анализировал практически все случаи гибе- ли судов и самолетов в пределах Бермуд- ского треугольника и ближайших к нему ак- ваторий. Возможно, читателям известна его книга "Бермудский треугольник. Мифы и реальность" (М.: Прогресс, 1988). Рассматривая по отдельности все случаи катастроф, Куше сначала приводит относящийся к ним точный текст Берлитца, а затем - докумен- тальные свидетельства, предоставленные ему спасательными службами, очевидцами, членами комиссий по расследованию ката- строф, международной страховой компа- нией Ллойда и так далее. В итоге оказалось, что не менее 80 % случаев катастроф, пере- численных Берлитцем и его сторонниками, произошли совершенно в других местах В самом деле, какое отношение к Бермуд- скому треугольнику имеет гибель немецко- го барка "Фрея"? Он вышел в свое послед- нее плавание из порта Мансанильо на запад- ном (тихоокеанском) побережьи Мексики, а отнюдь не из кубинского Мансанильо в Карибском море, как утверждал Ч. Берлитц. Барк погиб на вторые сутки после выхода из порта... в Тихом океане. Или знамени- тая бригантина "Мэри Седеет", о гибели которой много писали больше ста лет назад и которую Берлитц считал тоже жертвой Бермудского треугольника. |
Некоторые суда, как удалось доказать Куше, ошибочно включены в список погиб- ших. В октябре 1973 года в прессе появи- лось сообщение, что в старом Багамском проливе исчезло американское рыболовное судно "Линда". А спустя три недели "Линда" благополучно вернулась в свой порт. Оказывается, судно было задержано кубин- скими властями по подозрению в пособни- честве кубинским контрреволюционерам. После расследования и полного оправдания экипаж освободили, но на это ушло время. В прессе, конечно, появилось соответствую- щее сообщение, но Берлитц и его сторонники не пожелали внести коррективы в тра- гический список судов - жертв Бермудского треугольника. |
Итак, значительная часть случаев гибели судов и самолетов в Бермудском треуголь- нике оказалась фальсифицированной. И все же остается много реальных случаев. Чем они объясняются? Прежде всего штормами и ураганами. Акватория Бермудского тре- угольника - арена действия тропических циклонов и циклонов умеренных широт. Наиболее опасны, конечно, тропические циклоны: имеющие силу урагана и переме- щающиеся со скоростью курьерского поез- да, они несут самые большие беды и разрушения. Тщательный анализ показывает, что почти все трагедии в Бермудском треуголь- нике произошли не в тихую и безветренную погоду, как пишет Берлитц и его сторонни- ки, а во время ураганов или штормов. |
Американский автор П. Мичелмор в по- вести "Вахта в "треугольнике дьявола"" ("Вокруг света", 1982, № 3) упоминает случаи, когда верящие в легенды о Бермуд- ском треугольнике все же не смогли вос- пользоваться для подтверждения этих легенд авариями судов и самолетов. Не смогли, потому что люди проявили самооблада- ние и находчивость. В повести рассказыва- ется о пилоте легкого двухмоторного само- лета Д. Экли, который совершал перелет с полуострова Флорида на Багамские остро- ва. В 40 милях от берега загорелся правый мотор самолета. Не сумев сбить пламя, пи- лот вынужден был "приводниться". Он успел выбросить надувной плотик и перебрался на него из тонущего самолета. Затем зажег из туго скрученной рубашки факел и стал ждать. Экли знал, что в Центре контро- ля за полетами в Майами обязательно обна- ружат его исчезновение и направят поисковый самолет или вертолет. Действительно, через час над его плотиком завис вертолет, и Д. Экли был спасен. Но не прояви он самообладания и мужества, появилось бы еще одно сенсационное сообщение о катастрофе в Бермудском треугольнике. |
Особенность природы, динамики вод в этой атлантической акватории во многом обусловлена могучим океанским течением Гольфстрим. За сутки оно способно унести обломки кораблекрушения на 100- 200 миль - вот почему в самом Бермуд- ском треугольнике не сохраняется никаких следов разыгравшихся здесь трагедий. Американский метеоролог Р. Симпсон пишет также об опасном действии смерчей для небольших судов. |
Существуют и другие точки зрения. Например, советский океанолог профессор В. Н. Степанов считает, что причиной гибели самолетов и судов в Бермудском треуголь- нике может быть вмешательство инопла- нетян. "Этот вывод,- пишет В. Н. Степа- нов,- и для меня самого оказался столь же неожиданным, каким он будет у читате- ля. Такое заключение появилось как логиче- ская связь изучения и анализа множества фактических материалов, имеющихся в ли- тературе" ("Можно ли объяснить одну из тайн века и другие тайны", газета "Советская культура", 21 мая 1989 года)... |
Одно время высказывали предположе- ние, что понижение поверхности океана в районе Бермудской акватории - это своего рода гигантские природные вогнутые зер- кала, собирающие в пучок отраженные от воды солнечные лучи. Попадая в фокус этих лучей, самолеты якобы сгорают дотла. Но дело в том, что морская вода главным образом поглощает солнечную энергию, а не отражает ее (при высоте Солнца 50- 90° и безоблачном небе отражается около 3 % солнечного излучения). Если принять, что депрессии на поверхности океана име- ют диаметр порядка сотен миль, то в фоку- се сосредоточивается ничтожно малая энергия... |
И все-таки природа Бермудского треу- гольника таит еще некоторые загадки, прав- да, совершенно не имеющие отношения к катастрофам. |
Вот что пишет итальянский океанолог' профессор Э. Манн-Боргезе: "Атлантические угри, подобно участникам некой меж- дународной организации, ежегодно соби- раются в Саргассовом море около Бермуд- ских островов, приплывая отовсюду - из рек Европы и Америки. Здесь, в океа- не, в скоплении плотных плавучих водорос- лей, окруженном океанскими течениями, в этой ужасной ловушке, где нити растений и водорослей захватывают корабли в свои неразрушающиеся сети, они плавают и ме- чут икру". Действительно, почему угри стремятся в Бермудский треугольник? И ка- ким "компасом" они пользуются? Это пока никому не известно. |
Столь же загадочно происхождение сар- гассовых водорослей, которые узорчатым ковром выстилают акваторию в районе Бер- мудского треугольника. Эти свободно пла- вающие водоросли, видимо, когда-то вели "оседлый" образ жизни. Как они стали пла- вающими, для биологов остается загадкой. |
Итак, Бермудский треугольник отнюдь не самый опасный для мореплавания район Мирового океана. Через его акваторию по оживленным морским путям ежегодно осуществляется не менее 150 тыс. рейсов, причем относительное число кораблекру- шений и авиакатастроф здесь невелико. Не случайно, например, всемирно извест- ная компания Ллойда не повысила сумму страховых взносов для судов, пересекаю- щих Бермудский треугольник. Что же каса- ется природных условий в этом районе, то они достаточно хорошо изучены: никаких особых сейсмических или магнитных явле- |
ний здесь не обнаружено. Конечно, этот сложный район привлекателен для метео- рологов и гидрофизиков, но сомневаюсь, что здесь когда-нибудь будут открыты таин- ственные явления... Бермудская акватория не входит в число промысловых, и если бы не загадки с угрями и плавающими водо- рослями, ею едва ли сильно интересова- лись бы биологи. |
Но почему Бермудский треугольник все же пользуется устойчивой репутацией таин- ственного и загадочного морского района? Скорее всего, людям просто хочется, чтобы чудеса происходили, а пресса порой очень умело подогревает это желание. |
В. И. ВОЙТОВ доктор географических наук Институт океанологии АН СССР |
Земля и Вселенная № 1,1990 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|