Каждый из нас обладает уникальным набором способностей и личностных качеств. Какие-то из них мы осознанно задействуем, другие используются исподволь. Известна статистика: 95% населения планеты испытывают затруднения в применении своих мыслительных способностей, в умственной концентрации, в запоминании, в генерировании идей, в планировании и принятии решений. Все эти способности связаны с интеллектом и используются человеком весьма поверхностно.
Современная направленность на максимальное развитие личности и ее ресурсов побудила ученых заняться изучением потенциальных мыслительных возможностей человека с целью открытия новых путей его интеллектуального прорыва. Глубокое изучение деятельности мозга дало ценнейшую информацию о протекании процесса мышления и подсказало, что огромные ресурсы интеллекта таятся в использовании ассоциаций – связей, ведущих от одной информации к другой, от одного какого-либо понятия или объекта — к другому, ему подобному.

Мыслительный процесс, выстроенный на основе ассоциативных связей, получил название «радиантное мышление». Не нужно думать, что это какой-то особый стиль мышления, и что его необходимо по-особенному привлекать к интеллектуальной деятельности. Может, это станет открытием для многих, но наш мозг всегда работал и продолжает работать именно радиантным способом, который заключается в связывании и переплетении информации, воспринимаемой нашим мозгом и оседающей в мозговых клетках в виде информационных центров. Ассоциации помогают нам воспринимать реальный мир, соотносить новые знания и опыт с предыдущим, интегрировать что-то новое в сегодняшнюю жизнь. Этим ловко пользуются маркетологи, чтобы с помощью ассоциаций с запахами, картинками на рекламных вывесках, аудиовизуальными образами подтолкнуть к принятию решений о покупке своего товара.
«Если же мозг всегда так работает, то к чему все рассуждения об эффективности мыслительного процесса?» — неизбежно возникает вопрос. Оказывается, проблема в том, что мозг подавляющего большинства людей связывает лишь долю информации между собой, использует только единичные радиантные связи. Поэтому, основная масса людей редко придумывает что-то новое, многое забывает, испытывает трудности в принятии решения. Основной же мозговой потенциал человека, наполненный информацией, представляет собой неиспользованный арсенал.
Что такое интеллект-карта, каково ее назначение
Способ для высвобождения и задействования интеллектуального потенциала предложил современный американский ученый, психолог, консультант Тони Бьюзен в соавторстве со своим братом Барри Бьюзеном. Он изобрел графическую форму мыслительных процессов и назвал их интеллект-картами (mind maps), в основу которых положены подтвержденные исследованиями результаты о более эффективном оперировании образами, нежели словами.
Интеллект-карты – это шпаргалка для мозга, они задают направление мыслям. Их создают для управления собственными мыслительными процессами. По сути, они представляют собой графическую иллюстрацию, приложение радиантного мышления. Для составления карт задействуют все базовые способности: оперирование словами и образами, подключение логических связей и чисел, использование цвета, ритма и пространственной ориентации.
Общий вид интеллект-карты напоминает картинку, в центральную часть которой помещают ключевое понятие. Это может быть слово или образ. Например, решая семейный вопрос, в центре карты можно написать слово «семья» или нарисовать несколько веселых рожиц, объединив их овалом. От центра понадобится начертить несколько плавных линий, над которыми будут опять-таки либо написаны слова, либо нарисованы образы. Любой составитель интеллект-карты структурирует нужную ему информацию в разных направлениях от центра до тех пор, пока не увидит нужное решение.
Если карта создается для того чтобы запомнить большое количество информации, то, начиная от главного, нужно упорядочить весь материал как одно, вытекающее из другого, до самых мелких понятий. Потом глядя на интеллект-карту, легко воспроизвести всю полученную информацию. Составление таких карт снимает всякую необходимость зазубривания нового материала, так как главное ключевое слово будет вести мысли к более узким ключевым понятиям, вырисовывая скелет любой теории.
Для более продуктивной работы карты очень важно ее оформление. Автор считает, что при использовании слов, их нужно записывать печатными буквами над линиями, длина которых равна самому слову – ни больше, ни меньше. Дело в том, что, раз мы изобретаем подсказку для мозга, значит, она должна быть в том виде, который наиболее легко считывается центрами восприятия. Нет необходимости рисовать высокохудожественные образы, но четкими и аккуратными они обязаны быть. Плавные параллельно вырисованные линии карты будут задавать ритм, использование разноцветных изображений будет активизировать соответствующие мозговые центры, что в совокупности многократно усилит работу мозга.
Не допускайте мыслей и фраз, что вы не способны к чему-то для вас новому. Думайте и говорите: «Мне еще предстоит развить эту способность в себе». Создайте интеллект-карту для интересующей вас способности, выстраивайте ассоциативные связи до тех пор, пока не подберетесь к тому, что вы точно умеете делать – это и есть та основа, которая готова привести вас к развитию новой способности. Начинайте прикладывать усилия в обозначенном направлении, и вы обязательно откроете новые таланты в себе.
|