Добыча полезных ископаемых на Луне становится ближе
|
|
В научно-фантастических рассказах компании часто разрабатывают месторождения на Луне или астероидах. Хотя это может показаться неправдоподобным, эта идея становится реальностью. Небесные тела, подобные Луне, содержат ценные ресурсы, такие как лунный реголит, также известный как лунная пыль, и гелий—3. Эти ресурсы могут найти широкое применение, в том числе для изготовления ракетного топлива и выработки энергии для поддержания длительных полетов, что принесет пользу как в космосе, так и на Земле.
|
|
Первой целью этого путешествия является сбор лунного реголита. Одной из компаний, взявшихся за эту задачу, является ispace, японская компания по исследованию космоса, которая в 2020 году подписала контракт с НАСА на сбор лунного реголита и передачу права собственности на него.
|
|
Недавно компания предприняла попытку посадить свой посадочный модуль RESILIENCE на Луну, но миссия в конечном итоге оказалась неудачной. Тем не менее, это предприятие ознаменовало значительный шаг в направлении коммерциализации космических ресурсов.
|
|
В связи с этими обстоятельствами возникает фундаментальный вопрос: каковы правовые нормы, регулирующие эксплуатацию космических ресурсов? Ответ одновременно прост и сложен, поскольку необходимо учитывать целый ряд международных соглашений и меняющихся нормативных актов.
|
|
|
|
Что говорит международная правовая система?
|
|
Краеугольным правовым документом в области космической деятельности является Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, более известный как Договор по космосу.
|
|
Хотя космическое право часто считается новой правовой областью, Международный договор по космосу был подписан в 1967 году, то есть более полувека назад.
|
|
С момента принятия Международного договора космическая деятельность развивалась в геометрической прогрессии. В течение 60 лет после запуска "Спутника—1" — первого спутника, выведенного на орбиту, - ежегодно запускалось менее 500 космических объектов. Но с 2018 года это число выросло до тысяч, а в 2024 году было запущено почти 3000 космических объектов.
|
|
Из-за этого договор часто рассматривается как неадекватный для решения текущих проблем космической деятельности, особенно связанных с эксплуатацией ресурсов.
|
|
В центре давних дебатов находится вопрос о том, запрещает ли статья II Международного договора, запрещающая освоение космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, добычу полезных ископаемых в космосе.
|
|
Преобладающая позиция заключается в том, что статья II запрещает исключительно освоение территории, а не добычу ресурсов как таковых.
|
|
Сейчас мы переживаем решающий момент в развитии космического права. Споры о том, законна ли добыча полезных ископаемых, бесполезны. Вместо этого необходимо сосредоточить внимание на обеспечении того, чтобы добыча ресурсов осуществлялась в соответствии с принципами, обеспечивающими безопасное и ответственное использование космического пространства.
|
|
Международное и национальное космическое законодательство
|
|
Важным событием в области управления космическими ресурсами стало принятие Артемисских соглашений, которые по состоянию на июнь 2025 года подписали 55 стран. Соглашения отражают растущий международный консенсус в отношении использования космических ресурсов.
|
|
Примечательно, что в разделе 10 соглашений указывается, что эксплуатация космических ресурсов не является присвоением и, следовательно, не нарушает Договор по космосу.
|
|
Учитывая обычно медленный темп многосторонних переговоров, несколько стран приняли национальное законодательство. Эти законы регулируют законность эксплуатации космических ресурсов, позволяя частным компаниям запрашивать лицензии на осуществление этого вида деятельности.
|
|
На сегодняшний день шесть стран приняли такое законодательство: Соединенные Штаты в 2015 году, Люксембург в 2017 году, Объединенные Арабские Эмираты в 2019 году, Япония в 2021 году, Бразилия в 2024 году и совсем недавно Италия, которая приняла свой закон 11 июня 2025 года.
|
|
Среди них наиболее полной является правовая база Люксембурга. В ней предусмотрен ряд требований для получения разрешения на эксплуатацию космических ресурсов. Фактически, лицензия ispace на сбор лунного реголита была получена в соответствии с этим режимом.
|
|
Остальные нормативные акты, как правило, ограничиваются провозглашением законности этой деятельности, не вдаваясь в излишние подробности и откладывая специфику реализации до будущих нормативных актов.
|
|
Хотя эти инициативы позволили выдвинуть космические ресурсы на передний план международных форумов, они также создают риск фрагментации регулирования, поскольку разные страны принимают разные стандарты и подходы.
|
Что ждет нас в будущем?
|
|
Признавая необходимость скоординированного глобального подхода, Комитет Организации Объединенных Наций по использованию космического пространства в мирных целях создал Рабочую группу по правовым аспектам деятельности, связанной с использованием космических ресурсов. Ее мандат заключается в разработке набора общих принципов, которые будут определять развитие этой деятельности.
|
|
В мае 2025 года председатель рабочей группы Стивен Фриленд представил проект рекомендуемых принципов, основанный на материалах государств-членов.
|
|
Эти принципы подтверждают свободу использования и исследования космического пространства в мирных целях, одновременно вводя правила, касающиеся безопасности деятельности и ее устойчивости, а также защиты окружающей среды как на Земле, так и в космическом пространстве.
|
|
Разработка нормативно-правовой базы в области космических ресурсов все еще находится на ранней стадии. Ожидается, что рабочая группа представит свой окончательный отчет к 2027 году, однако необязательный характер принципов вызывает опасения по поводу их соблюдения и применения.
|
|
По мере того как человечество приближается к добыче и использованию космических ресурсов, потребность в согласованной и ответственной системе управления как никогда велика.
|
|
Источник
|