Гигантские пауки-людоеды из легенд Кабардино-Балкарии
|
Эту интересную статью прислал литератор, журналист и краевед из Нальчика (Кабардино-Балкарская республика) Виктор Николаевич Котляров. Рассказанное ниже однозначно будет воспринято большинством как выдумка, сказочная страшилка, фольклорное сказание. Вероятны иронические комментарии, намеки на неадекватность восприятия, упреки рассказчика в желании привлечь к себе внимание не совсем корректными методами. |
То, что в эту историю большинство не поверит, я знаю точно. Более того, я сам не верил достаточно долго. Да и сейчас, если по честному, сомневаюсь в услышанном. А поэтому попытаюсь препарировать его со всех сторон, взглянуть на данный эпизод с позиций возможного. Впрочем, что значит возможного? Это невозможно, по той простой причине, что невозможно – сказал мне специалист, непосредственно связанный с изучением данных представителей мира фауны. |
Ну коль так, нам остается изложить только факты. Считайте всю эту историю вымыслом, но вымыслом, основанном не только и даже не столько на преданиях далеких лет, как на впечатлениях очевидцев. Речь пойдет о гигантских членистоногих – пауках, которые когда-то жили в наших местах. Я уже обращался к этой теме в материале «Тызыльские пауки и легендарный Маджар» («Неизвестная Кабардино-Балкария», 2013) и был уверен, что на этом тема закрыта. |
Напомню, речь шла о том, что Маджар (на его месте располагается сейчас печально известный в новейшей истории Буденновск) – знаменитый золотоордынский город, являвшийся в XIII-XVI веках центром пересечения торговых путей из Закавказья в Северное Причерноморье и Поволжье, согласно преданиям был буквально атакован гигантскими пауками. |
Об этом писал крупнейший ученый XVIII века Петер-Симон Паллас в своем труде «Заметки о путешествии в южные наместничества Российского государства в 1793-1794 годах»: «У нас нет оснований верить, что …жители были изгнаны отсюда великим множеством огромных тарантулов, от которых, по традиции, происходит название речки Бивалла. По-татарски би означает «тарантул», а валла – «плохой» или «дурной». Я никогда не считал эту страну родиной названных насекомых; более того, несмотря на все старания, я не смог обнаружить здесь даже обыкновенного тарантула». |
Позже – в 1828 году – в Маджаре побывал французский натуралист Шарль Годе, уже более подробно изложивший легенду об уничтожении города гигантскими пауками. |
Размышляя в своем материале над тем, каким именно образом пауки смогли овладеть целым городом, я, придерживаясь того мнения, что жители покинули Маджар по причине невероятного обилия тарантулов, превративших жизнь людей в кошмар, тем не менее, вспомнил и об одном сказании, нашедшем отражение в нартском эпосе. |
Сказание удивительное, к тому же уникальное – ни у одного из народов, носителей нартского эпоса, за исключением балкарцев и карачаевцев, не встречающееся. Оно опубликовано в книге «Нарты» (Москва, «Восточная литература», 1994) в разделе «Сосурук/Сосурка» под номером 45 и называется «Как нарт Сосурук истребил пауков-людоедов». |
Но привел я его в материале «Тызыльские пауки и легендарный Маджар» как определенного рода доказательство того, что гигантские пауки могли существовать, во всяком случае, в человеческом воображении. И если их было много, и если они доставляли людям неприятности и страдания, то могли со временем, в пересказах через поколения, увеличиться в размерах, превратившись в гигантов. |
Понятно и то, что тызыльские пауки никак не могли оказаться в Маджаре, находящемся в более полутора сотен километров (по прямой) от наших мест. Это была просто экзотическая версия, служащая целью придать материалу некую мистическую интригу. А оказалось, что ее и не надо было придавать – Маджар далеко и сам по себе, а тызыльские пауки совсем другая история. И самое главное – получается, что отнюдь не мифическая. |
Более того – в семидесятых годах прошлого века я слышал ее отзвук, но будучи весьма скептически настроенным к хабарам местных жителей (за годы журналистской работы такого пришлось услышать, что хватило бы на целый сборник сказок), тогда только посмеялся. |
Но начнем с первоисточника, а именно с оригинального текста. Это запись жителя селения Бедик Харуна Отарова, сделанная известным балкарским просветителем Саидом Шахмурзаевым в 1973 году (сказителю на тот момент было 78 лет) и ныне хранящаяся в архиве Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований. |
Приведем ее целиком: |
«Во времена нартов были большие пауки [величиной] с корзину. Они обитали в краю Тызыл, в местности под названием Кердеуюклю. Там есть возвышенность Шауппопот. С обеих сторон этой крутой возвышенности были глубокие ущелья. |
Вот там, на перекрестке дорог, в ущелье [и] жили пауки [величиной] с корзину. Они плели паутину [толщиной] с аркан, заманивали [в нее] проходящих мимо путников и, опутав, высасывали из них кровь. В этих глубоких ущельях вокруг Шаушюпота до сих пор лежат кости и черепа людей, которых сожрали эти пауки. |
Советчица нартов Сатанай прослышала, что там-то и там-то пауки [величиной] с корзину преграждают дороги людям, заманивают их в [свою] паутину и высасывают из них кровь. Услышав это, она рассказала обо всем Сосуруку. |
Сосурук вместе [со своим] нартским войском отправился туда, где были пауки. Когда добрались, увидели в глубоком ущелье [сети] и [их] паутины. Пауки, заметив [нартов], бросились [на них]. Часть нартов погибла. Однако нарты одержали победу и истребили [всех] пауков. Нарт Сосурук послал к Сатанай [гонца] с вестью, что они победили пауков. Сатанай пришла [туда] и увидела перебитых диковинных пауков [величиной] с корзину. |
[По велению] Сатанай собрали паутину этих пауков, навьючили на коней и привезли в нартскую страну. Из этой паутины соткали холсты, [сшили] одежду нартскому войску. Одежда, сделанная из паутины этих пауков, не промокала. Она была [очень] прочная, в холод [в ней] было тепло, в жару прохладно. [Нартов, одетых] в эту одежду, не брали ни стрелы, ни мечи. Эта одежда из паутины ослепительно блестела. |
Однажды, когда нартское войско отправилось в поход, в пути оно встретило большую группу эмегенов. Эмегены, увидев [нартов], решили вступить с ними в борьбу. Однако блестящая одежда [на нартах] освещала ущелья, дороги, ослепляла [эмегенов], и они не выдержали, испугались и бросились бежать. |
[Нарты] стали преследовать эмегенов и загнали их в ущелье Шаушюгюта, где они истребили пауков. Глупые эмегены, [проголодавшись], съели убитых нартами пауков [и все] погибли. С этого дня никто не видел эмегенов. «Вот так на земле исчезли эмегены»,— говорил мне в детстве мой отец Наннак, когда рассказывал о нартах». |
Великаны-эмегены |
Итак, перед нами сказка, легенда, предание. К этому виду народного творчества надо так и относиться, если бы... |
Первый отзвук истории о пауках донесся до меня в застойные и такие спокойные семидесятые годы прошлого века. Коллектив редакции газеты «Советская молодежь», в которой я тогда работал, в один из августовских дней выехал в Тызыльское ущелье – на турбазе «Тызыл», принадлежащей Нальчикскому заводу полупроводниковых приборов, нас пообещали приютить на субботу-воскресенье при полном пансионе. |
Такая договоренность в те годы была в норме вещей: НЗПП гремел по всей республике, газета не раз посвящала ему материалы и вполне естественно, что комсомольская организация завода решила провести встречу молодежного актива с коллективом газеты в неформальной, так сказать, обстановке. |
До Гунделена (тогда он назывался так) доехали в большой тесноте на редакционной «Волге» – на заднем сиденье нас, помнится, было шестеро: четверо впритык друг к другу, двое – практикантка из ростовского журфака и заведующая отделом пропаганды, женщина весьма представительная – на наших коленях. Как добрались – не помню, да это и не имеет в данном случае никакого значения. У гунделеновского поворота нас ожидал заводской «уазик», так называемая «таблетка», в котором мы и разместились с уже большим комфортом. |
Ущелье реки Гунделен. Фото: velochel.ru |
За рулем оказался мужчина лет пятидесяти с гаком – для меня, которому было немногим за двадцать – самый настоящий старик, не представляющий никакого интереса. И, без сомнения, не запомнившийся, если бы не следующее. Где-то сразу после ответвления, ведущего в другое ущелье, водитель остановил машину, вышел из нее. Если честно, я подумал, что ему надо по малому делу. Но краем глаза заметил, что мужчина остановился у ящика, лежащего на обочине. |
Судя по всему, это был ящик, предназначенный для транспортировки яблок. Водитель приподнял его, поднес чуть ли не к глазам, что-то пристально рассматривая, а потом отшвырнул в сторону. Видно было, что он чем-то очень возмущен или расстроен. Это сквозило и в его ответе на замечание сопровождавшего нас секретаря комсомольской организации завода, которое он сделал водителю. Тот попытался что-то объяснить, но что он пробурчал, в шуме мотора никто не понял. |
Все описанные выше действия водителя я воспроизвожу с такой точностью потому, что мы с ним оказались за одним столом в примыкающей к спальному корпусу турбазы столовой – очень даже неплохой как по внеш-нему оформлению, так и по приготовленным блюдам. Водитель (к сожалению, я тогда не поинтересовался даже его именем) к этому моменту уже успел принять на грудь, и судя по всему немалую дозу, а посему хотел высказаться и быть услышанным. Так как мы остались с ним за столом одни (за общим, где уселись журналисты и заводской комсорг, не хватило мест, и мне, как самому молодому, пришлось притулиться поблизости), единственным его собеседником оказался я. |
То, что я услышал, воспринял как пьяную болтовню, а по большому счету вообще не воспринял. Да и как можно было реагировать на ту белиберду, что нес водитель. |
Он поведал, что на днях ездил в Нальчик за продуктами для столовой, ехал налегке, не считая пустых ящиков от яблок, а посему несся достаточно быстро, хоть дорога и не располагала к такой скорости. А посему не обратил внимания на странное существо, переползающее дорогу. Тем не менее, неосознанно крутанул руль вправо, и, сам не понимая почему, решил остановиться. |
Затормозил, вышел из машины, прошел несколько метров и замер в недоумении. На обочине дороги находилось нечто всем своим обликом напоминающее паука. Только невероятно огромного – практически по колено. Запомнились острые треугольники многочисленных ног, торчащие со всех сторон, огромный панцирь, напоминающий черепаший, посредине, и глаза – блестящие бусинки. Паук был жив, но не двигался, судя по всему, он, получивший удар машиной, находился в прострации. |
Не зная как поступить и в тоже время испытывая неосознанный страх – таких чудищ мужчине еще не приходилось видеть, он вспомнил про ящики от яблок, находящиеся в машине и достал один из них. Паук все также неподвижно маячил на обочине. Мужчина медленно, почему-то бочком, по-дошел к нему и накрыл ящиком. |
И тут насекомое словно проснулось. Из отверстия мгновенно выплеснулась какая-то желтая масса – шипящая и страшно вонючая; затем ящик, подброшенный невероятной силой, взлетел в воздух и паук, словно удвоившийся в размерах, двинулся на мужчину. |
О том, как водитель рванул с места, как потом гнал машину, можно было только догадываться. С того момента он уже дважды проезжал через это место, но решился остановиться только сегодня – присутствие большого количества людей придало смелости. |
Как я воспринял эту историю? А как бы восприняли вы ее? Триллеры о гигантских насекомых тогда еще даже не пришедшие в головы голливудских сценаристов, были сняты через десятилетия. Материалистическое воспитание отрицало всякую возможность присутствия в нашей тогдашней реальности подобного рода монстров. |
Поэтому воспринял так, как и должен был – не поверил ни одному слову своего собеседника. Более того, потом, когда уже ночью мы собрались в импровизированной курилке рядом с основным корпусом, жестоко, с максимализмом, присущем юности, высмеял водителя, передав его рассказ в лицах. Смеялись долго, смеялись все. |
И ушло из памяти. Ушло навсегда. Я даже не вставил этот эпизод в материал «Гигантские пауки и легендарный Маджар», чтобы не оказаться подвергнутым насмешкам. И так уже в Интернете полно реплик, что пишущий эти строки не краевед, а сказочник. |
Я бы и сегодня не вспомнил этот эпизод, если бы… Но об этом чуть ниже. А пока вернемся к самому тексту, опубликованному в эпосе «Нарты». Поговорим о топонимике мест, где происходят описываемые события. В карачаево-балкарской нартиаде, в отличии от эпосов других народов, в большинстве преданий имеется четкая привязка к местности. В данном случае край Тызыл – Тызыльское ущелье. Местность Кердеуюклю отвечает той, что расположена в Тызыльском ущелье прямо перед водокачкой – сегодня ее называют Кукуртлу, отталкиваясь от значения данного слова (кукурт – значит сероводород). |
Здесь действительно из земли бил источник с характерным для сероводорода запахом. А вот где находится возвышенность Шаушюгют выяснить так и не удалось. Балкарский ученый Махти Джуртубаев (см. его работу «Карачаево-балкарский героический эпос». М., «Поматур», 2004, с. 152) считает, что это один из близлежащих к Кенделену хребтов, хотя в заключительных абзацах сказания название это обозначает уже ущелье, в котором нарты истребили пауков. |
На мой взгляд, взгляд человека, влюбленного в Тызыл, бывавшего в нем неоднократно, речь может идти об ущелье Урды – местности удивительной, таинственной и мрачной, до сих пор малоизученной. |
И еще один момент, который привлекает внимание в повествовании о пауках. В описываемом сражении нарты, несмотря на гибель многих из них, одержали победу, истребив всех членистоногих. Они собрали их паутину, отвезли в нартскую страну, где из нее (паутины) соткали холсты и сшили одежду. |
Непростую, скажем, одежду: она, во-первых, не промокала, во-вторых, в холод в ней было тепло, а в жару – прохладно, и, в третьих, что самое главное, – ее «не брали ни стрелы, ни мечи». |
Стоит напомнить, что только в наше время ученые узнали об удивительных свойствах паутины. Ее нить по своей прочности превосходит сталь такой же толщины; если же выткать нить толщиной 7 миллиметров, то ею можно остановить летящий на полной скорости новейший самолет. Нити эти способны собирать на себе капли воды, в тысячи раз превосходящие их по размерам. |
Паутина настолько эффективно рассеивает энергию удара, что «если из нее изготовить бронежилет, он был бы практически непробиваем, к тому же непромокаем, необыкновенно легок и комфортен – согревал бы зимой и охлаждал летом». То есть, обладал бы всеми теми качествами, о которых говорится в эпосе. |
Возникает закономерный вопрос: откуда сказителю было известно об уникальных свойствах паутины? Она, напомню, ко всему прочему «ослепительно блестела», что помогло нартам в битве с эмегенами. Эмегены – это фольклорные персонажи, основные противники нартов, существа огромного роста, невероятной силы, при этом злобные и недалекие. |
Вот как их характеризовал уроженец Нальчика, известный фольклорист (мы выпустили книгу его работ «Живой отголосок прошлого») Евгений Баранов: |
«…Под этим именем известны одноглазые великаны, скрывавшиеся в пещерах и занимавшиеся разведением коз. Злые и жестокие, они отличались необыкновенной прожорливостью и особенно любили лакомиться человеческим мясом: поэтому людям, чтобы оградить себя от их нападения, приходилось вести с ними постоянную борьбу. |
Не отличаясь особым умом, эмегены легко поддавались обману человека, который благодаря своей хитрости часто побеждал их. Эмегены были от одноглавых до тысячеглавых. Отрубленные головы их имели свойство сейчас же прирастать к туловищу; точно такое же свойство имели и остальные части их тела. Поэтому, чтобы лишить жизни эмегена, отрубленную часть его тела следовало немедленно сжигать…». |
Но в случае с пауками нас интересует лишь одна ипостась эмегенов – их невероятная прожорливость. Вспомним: «Глупые эмегены съели убитых нартами пауков и погибли». Следовательно, пауки были ядовиты и в этом контексте рассказ водителя о том, что паук выплеснул из себя желтую массу – шипящую и вонючую – наполняется особым смыслом. Шипящую – значит, без сомнения, кислотную: соляная кислота, как известно, в определенных случаях шипит и пенится. Повезло, надо сказать, нашему водителю, что выплюнутая пауком субстанция не попала на его тело… |
Большой научный интерес, судя по всему, представляли тызыльские пауки. Если они, конечно, были. Уже упоминаемый выше Махти Джуртубаев, комментируя сюжет о членистоногих, заключает: «Трудно сказать, лежат ли в основе сказания какие-то реальные события, например, столкновение с племенем, самоназвание которого напоминало предкам балкарцев и карачаевцев слово «губу» – паук, т.е. оно появилось в результате ложной этимологии. |
Об этих пауках старики – балкарцы и карачаевцы – рассказывают как о реальных существах, обитавших в отдаленные времена в горах Кавказа. Спасаясь от них, люди строили себе жилища на плоских вершинах гор – пауки не умели карабкаться по склонам. В долины люди спускаться не рисковали». (с. 152-153). |
Но мне кажется, что племя губу в данном случае вовсе не при чем. Более того: закидайте меня камнями своей иронии, утопите меня в водопаде своего остроумия, но я верю: отдельные особи гигантских паук, уничтоженные нартами в незапамятные времена (считается, что эпос как таковой создавался в VIII–VII веках до нашей эры, а в XIII–XIV отдельные сказания были объединены в циклы) дожили и до наших дней. |
Более того, есть человек, который своими глазами видел гигантских пауков-людоедов. Видел относительно недавно, и я знаю, что он не врет. Не то что знаю – уверен. |
Вот как это было. Январский звонок из Тырныауза от товарища, моего ровесника, с которым побывали не в одной экспедиции, о котором я не раз писал. Но речь в данном случае не о нем, а о его знакомом – человеке состоявшемся, известном в своем кругу, не склонном к преувеличениям и байкам. В силу своей должности и занимаемого положения, он немного стесняется, что ему могут не поверить, не так понять и поэтому по обоюдному согласию сегодня я не называю его имени. |
Вот эта история. 2008 год. Наш имярек едет в Тырныауз и за селением Бедык, где-то в двух с половиной километрах от него, видит на дороге нечто. Вот его впечатления: |
«Я издалека заметил, что через дорогу что-то передвигается. Остановился в метрах пяти-шести от этого существа, поста-вил машину на ручник, открыл дверь, но выходить не стал. И только тут понял, что через трассу переползает огромный (не менее 35-40 сантиметров высотой) паук. По своим размерам он был куда как больше ведра. Полз медленно, его ноги (мне показалось, что их не меньше восьми) передвигались синхронно. |
Честно скажу: при его виде у меня, человека в силу своих профессиональных обязанностей много видевшего, перехватило дыхание – это был настоящий монстр, созданный природой для того, чтобы нести смерть. Я дождался, пока он скроется в придорожных зарослях, а потом помчался на такой скорости, что за какие-то пятнадцать минут оказался в Тырныаузе. |
Мне незачем выдумывать и лукавить, могу, если надо, под-твердить правдивость своего рассказа на полиграфе, тем более, что уже пару раз проходил на нем проверку. Вы говорите, что в эпосе «Нарты» имеется предание о таких пауках, но я, к своему стыду, не читал его – работа не оставляет времени на чтение. |
И от стариков я не слышал ничего подобного. А если бы слышал, то принял бы рассказчика за фантазера. У нас немало таких – выдумывают, особенно на нетрезвую голову, чтобы привлечь к себе внимание, покрасоваться, набить цену. Я не из их числа. И об этом эпизоде никому не рассказал тогда, да и сейчас не собирался, если бы не узнал, что вы намечаете поездку в эти места. |
Мне кажется, что это чудище живет где-то поблизости – может, в пещерах, что с правой, если едем вверх, стороны Баксанского ущелья. Ведь, как я понял из нашего с вами разговора, сказитель, с чьих слов записано воспроизведенное в «Нартах» предание, тоже был родом из Бедыка. Скорее всего это не случайно и именно здесь, или в Тызыле, что за хребтом, он живет. Он или они. |
С другой стороны, вы утверждаете, что пауки не умеют карабкаться по склонам. Но, может, раньше не умели, а за прошедшие столетия и этому научились? Странно и то, что за это время их никто не видел. Но я-то видел. Видел, как вижу вас, они реальны». |
Значит, они существуют? Значит, эти реликты ушедших эпох каким-то невероятным образом дожили и до наших дней? Дрожь пробегает по телу от одной мысли, что мы могли столкнуться с одним из представителей этого ископаемого вида – хищника, в рационе которого не только насекомые или другие мелкие животные, но и люди. Брр… |
Наука однозначно говорит: это невозможно, а жизнь, как свидетельствуют два описанных случая, получается, убеждает в обратном? Но не будем спешить, ведь доказательств у нас, по большому счету, нет, а свидетельство очевидца, даже если его подтвердит полиграф, в данном случае ничего не значит: может, видел, а может, привиделось. |
И необходимый постскриптум. Алмасты – лесных людей, существование которых и поныне также не подтверждено наукой, в Кабардино-Балкарии видели сотни, если не тысячи. Живут не только легенды, но и собраны (в частности, знаменитой экспедицией француженки Жанны Кофман, долгие годы базировавшейся в селении Каменномостское) многочисленные свидетельские показания. |
Отчего мы вспомнили об алмасты? Одна из версий, почему их до сих пор не обнаружили, основана на том, что алмасты живут не в нашем мире, а, скажем так, в другом – параллельном, парамире. И в силу каких-то обстоятельств оказываются в какой-то момент в нашем. А если и с гигантскими пауками происходит нечто подобное? Можно ли такое допустить? А почему нет? |
Следовательно, надо искать. Будем искать, как говорил герой одного известного кинофильма? Будем искать! Нынешней весной мы собираемся в верховья Бедыка, лежащие за ними Тызыл и Урды – те самые (вспомните строчку из предания «Как нарт Сосурук истребил пауков-людоедов») «глубокие ущелья, где до сих пор лежат кости и черепа людей, которых сожрали эти пауки». |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|