Загадки великого старца
|
|
СЕРАФИМ Саровский не только самый популярный, но и, пожалуй, самый загадочный русский святой. Хотя вроде бы вся жизнь его была на виду.
|
|
Тайная встреча с царем
|
ОКАЗЫВАЕТСЯ, саровский затворник, никогда не отлучавшийся далеко от своей кельи, сумел отличиться в войне 1812 года с французами. Чему свидетельство — крест от самого императора Александра I.
|
|
Когда епископ Тамбовский Иона прибыл в монастырь, чтобы лично передать знак императорского отличия, старец Серафим встречаться с ним отказался. Сослался на то, что пребывал в это время в затворе, а это, дескать, важнее любых наград и почестей. А вот с императором Александром I Серафим Саровский, похоже, все-таки встретился во время тайного приезда царя в Саровскую пустынь.
|
|
Что это была за встреча? О чем говорили царь и старец? И не тут ли следует искать разгадку тайны, которой окутана история окончания жизни Александра I, он, возможно, и не умер в Таганроге, а сам стал старцем?
|
|
Для многих людей встречи с Серафимом Саровским стали поворотными. Помещик Николай Мотовилов приехал к Серафиму Саровскому совсем молодым, но уже тяжелобольным. И он после своего исцеления круто изменил жизнь. Стал не только помощником и учеником старца, но и чутким собеседником, записавшим высказывания своего учителя и личные впечатления от их бесед. Именно эти записи многое объясняют в личности и учении Серафима Саровского.
|
|
«Вот я, убогий Серахвим…»
|
|
«ЭТО было в четверток. День был пасмурный. Снегу было на четверть на земле, а сверху порошила довольно густая снежная крупа, когда батюшка о. Серафим начал беседу со мной… против речки Саровки, у горы, подходящей близко к берегам ее. Поместил он меня на пне только что им срубленного дерева, а сам стал против меня на корточках».
|
|
Вот так — подробно, с вниманием к деталям, описывает Мотовилов беседы со старцем. Отмечает даже особенности произношения, цитируя начало разговора:
|
|
«Вот я, убогий Серафим (батюшка произносил свое имя, как все куряне, — Серахвим), растолкую вам…»
|
|
А разговор был о смысле жизни, о том, как спастись самому от погибели и спасти других, о том, что в жизни главное и второстепенное. Говорил об этом старец очень просто. И ведь важно еще: не только что говорил старец, но и — как. Мотовилов вдруг с ужасом заметил, что отец Серафим резко изменился внешне. От него стало исходить ни на что не похожее свечение, от которого у Мотовилова даже заломило глаза. Старец успокоил его и продолжил разговор.
|
|
«И во все время беседы этой, с того самого времени, как лицо о. Серафима просветилось, видение это не переставало, и все с начала рассказа и доселе сказанное говорил он мне, находясь в одном и том же положении, — сообщает Мотовилов. — Исходившее же от него неизреченное блистание света видел я сам, своими собственными глазами, что готов подтвердить и присягою».
|
|
Сам Серафим никак свои сверхъестественные способности не рекламировал, но и таинственности не напускал — охотно рассказывал, когда спрашивали, о том, что иногда посещает его Богородица и что открывается ему многое из того, что от простых смертных скрыто. Впрочем, ни пророчества, ни целительство своим главным делом он не считал. И вовсе не это принесло ему славу.
|
|
Старец Серафим умел и учил радоваться жизни, любить, верить, прощать. Каждого гостя он встречал словами «радость моя!». И даже на разбойников, которые его однажды изувечили, зла не держал.
|
|
Он считал, что главной заботой человека в земной части его жизни должна быть работа над собой. Станешь сам лучше — и вокруг тебя будет лучше. Это ведь его знаменитое: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Рецепт простой, но трудно выполнимый.
|
|
Зачем сейчас едут в Дивеево
|
|
МНОЖЕСТВО пророчеств старца осуществилось самым неожиданным образом. Он, например, говорил Мотовилову о своем будущем прославлении, поминая при этом имена государя Николая, супруги его Александры Федоровны и матери — вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Мотовилов надеялся поэтому, что канонизация старца состоится при Николае I, но, к его разочарованию, этого не случилось. Он и представить не мог, что через 48 лет после смерти Николая I на российском престоле в точности повторится сочетание имен царя Николая, его супруги Александры Федоровны и матери Марии Федоровны, при которых и был причислен к святым Серафим Саровский.
|
|
И даже перемещение своих мощей из Сарова в Дивеево старец предвидел. Но, пожалуй, главное его предсказание состоит в том, что, так же, как при жизни, и после кончины он останется для многих актуальным собеседником и советчиком.
|
|
«Как с живым со мною говорите, и всегда я для вас жив буду», — говорил он.
|
|
Об удивительном эффекте непосредственного общения со старцем рассказывают многие, побывавшие в Дивееве. Сам Патриарх Алексий II рассказывал нам, что с помощью святого Серафима ему удалось даже исправить кое-какие недостатки своего характера. Произошло это во время возвращения многодневного крестного хода с мощами старца. И это, по словам патриарха, тоже было живым общением. Свидетельство авторитетное.
|
|
Валерий КОНОВАЛОВ, обозреватель «Труда», специально для «АиФ»
|
Фото Сергея КАЛИНИНА
|
|
Райские кущи возрожденного монастыря
|
РАННИМ утром 20 июля буквально за пару часов до начала церемонии выноса мощей преподобного Серафима Саровского из Троицкого собора Дивеевского монастыря погода стала портиться.
|
|
— СВЯТЫЙ Боже, никак опять небесное знамение, — крестясь, обронила проходившая мимо паломница. — Четыре года назад, когда выносили мощи преподобного, с погодой тоже творилось что-то неладное.
|
|
Вот что вспоминает о том дне очевидец Валерий Татаринцев: «1 августа 2000 года небо с утра было чистое, дул легкий летний ветерок. Ровно в 12 часов должны были поднять раку с мощами и совершить с нею крестный ход вокруг собора. И вдруг, откуда ни возьмись, налетел ураганный ветер, небо стало черным, и хлынул такой ливень, какого я в жизни своей не видел. Я глянул на часы — ровно двенадцать! Именно в этот момент поднимали раку с мощами. Ритуальный обход длился минут пятнадцать. Ровно столько же длилось и буйство природы. А над главным куполом собора все это время светлый круг «висел». Но стоило лишь установить раку на место, как небо моментально очистилось, ливень прекратился, выглянуло солнце и наступила оглушающая тишина…»
|
|
Одни склонны видеть в этом добрый знак: мол, небеса отреагировали на события — разверзлись! — а значит, Бог нас увидел и услышал. Другие, напротив, усматривают некое грозное предупреждение — не тревожьте мощи святого. Так или иначе, но епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий на вопрос корреспондента «АиФ» о возможном перемещении мощей в другие епархии ответил, что подобные обращения есть, но, скорее всего, ответ будет отрицательным. Исключение сделано лишь в этом году для Курска — родины преподобного Серафима.
|
|
И все же настоящим, рукотворным чудом можно назвать то, что было сделано за последнее время в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре. Он буквально на глазах восставал из руин. Паломники, прибывавшие сюда накануне торжеств, посвященных 250-летию со дня рождения преподобного Серафима, неожиданно для себя попадали на грандиозную стройплощадку. Сотни строителей от рассвета до заката мостили площади перед храмом, штукатурили, красили и пилили. Полсотни студенток Палехского художественного училища помогали московской артели художников к сроку закончить роспись отреставрированного Преображенского храма. Но что в первую очередь бросается в глаза, так это сказочные сады и цветники. Этим райским кущам, наверное, позавидовали бы даже обитатели элитных коттеджных поселков на Рублево-Успенском шоссе.
|
|
Откуда деньги взялись на все это великолепие, спросите вы? Вестимо откуда — от тех, кто умеет их зарабатывать в наши окаянные дни. Спасибо им хотя бы за то, что не скупятся на такие богоугодные дела. А судя по размаху строительства, счет идет на десятки миллионов рублей. Хотя какими деньгами можно измерить, к примеру, обустройство всех святых Саровских источников или восстановление знаменитой Канавки?
|
|
Сергей КАЛИНИН, Дмитрий МАКАРОВ, Дивеево — Москва
|
|
АиФ 30,2004
|
|
http://www.aif.ru/online/aif/1239/14_01 28.07.2004
|