Творение человека или рождение человека из человека
Яков Кротов: Этот выпуск нашей программы посвящен творению человека или рождению человека из человека.
У нас в гостях – брат Жером Леферт. Брат Жером живет в одном из древнейших французских монастырей, Бенедиктинском, но сам по сути, насколько я понимаю, остается гражданином Царства небесного, рожденным в Свердловске. И не придумал ничего лучше, как креститься в Израиле, куда уехал.
В Евангелии в беседе Спасителя с Никодимом впервые возникает такой образ, что человек должен родиться, человеком еще только предстоит стать, и это вызывает немножечко искусственную оторопь у Никодима, который спрашивает, как может родиться старик. У современного верующего христианина есть два канона, два комплекта, говоря современным языком: один комплект – Священное Писание. А во второй комплект надо включить, наверное, двух главных авторов – это Мишель Монтень, XVI век, и чуть позже – Уильям Шекспир. Это канонические авторы для современной европейской культуры. У них примерно та же судьба, что и у Библии – их никто не читает. Что вы прочли первым – Библию или Монтеня?
Жером Леферт: Монтеня. С подачи Пушкина. Мне сказали: вот книга, которую Пушкин брал с собой в путешествие. И я решил прочитать Монтеня из уважения к Пушкину.
Яков Кротов: А Шекспира?
Я решил прочитать Монтеня из уважения к Пушкину
?Жером Леферт: Шекспира я читаю на английском, но начинал читать на русском. И на русском он на меня не произвел особенного впечатления. Чем дальше я его читаю, тем больше меня удивляет его популярности в России.
Яков Кротов: Нет, брат Жером, в России он не популярен. Смоктуновский в роли Гамлета популярен, а Шекспир, по-моему, не очень. Я к тому, что Библию большинство людей знают по кино, и то же относится к Шекспиру. Монтеня вообще не знают, потому что его невозможно инсценировать. И по этой же причине из Библии хуже всего знают Экклезиаста. Из Экклезиаста знают одну единственную фразу: «все суета сует». А у вас есть противоречия между Библией и этим европейским каноном?
Жером Леферт: У меня нет, потому что я воспринимаю европейский канон как один из этапов принятия Библии, интеграции Откровения европейским человеком. В каком-то смысле и Монтень, и Шекспир – это как бы мидраш на Библию. То есть это не очевидный смысл, а смысл, которого нужно доискиваться. И Монтень, и Шекспир пропитаны Библией, то есть строят свое здание не где-то рядом, на другой стороне улицы, а достраивают то же самое здание.
Яков Кротов: А вот Эразм Роттердамский и Мишель Монтень – они идут внахлест по времени жизни, Эразм постарше. И хотя гуманизм считается от Эразма, я бы сказал, что Эразм не входит в канон современной культуры Во всяком случае, когда он издает Новый Завет, пишет "Князь мира", какие-то сочинения, касающиеся Нового Завета, это все-таки не модерн.
И Монтень, и Шекспир пропитаны Библией, то есть строят свое здание не где-то рядом, на другой стороне улицы, а достраивают то же самое здание
?Жером Леферт: Для меня Эразм и Монтень – это два разных героя. Проблема в том, что Эразм писал по латыни. Это принципиально, потому что Монтеня мы читаем в подлиннике, нам не нужны посредники. И потом, Эразм все-таки все время пишет о ком-то другом. Наш монастырь сейчас открывает издательство, там будет библейская серия, которой я занимаюсь, и я выбрал для нее название – "Парафразы". То есть Эразм был для меня каким-то ориентиром.
Яков Кротов: У Монтеня, как ребра, везде торчат латинские и греческие цитаты, аллюзии на Плутарха, на всю античность. Но есть какая-то качественная разница.
Жером Леферт: Да, я думаю, есть разница, во-первых, языковая. И во-вторых, в пределах гуманистической традиции и даже еще уже - риторической традиции - Эразм все-таки на стороне Цицерона, это развитие Цицероновской «золотой середины», и потом, после Амье, по этому пути пойдет французская культура. Амье, переводчик Плутарха, – один из любимых авторов Монтеня. Шекспира с Монтенем, кроме всего прочего, объединяет невероятная любовь к Плутарху. Это типично для гуманизма того времена – игра переводов. Переводческая деятельность для него очень важна. Шекспир читал Плутарха в переводе Норта, Норт перевел Плутарха с французского, а Амье переводил его с латыни. И таким образом Плутарх дошел к Монтеню и Шекспиру. Роль Амье как автора, стилиста, который дал эталон светлой, разумной французской прозы, недооценивается. А от Амье пошли Расин, Паскаль и все остальные.
У Монтеня, как ребра, везде торчат латинские и греческие цитаты, аллюзии на Плутарха, на всю античность
?Яков Кротов: Ну, вот тоже две традиции вышли из трех великих, одна – Рафаэлевская, классицизм, а вторая – Гарофало, маньеризм. И вот Монтень с Шекспиром, если говорить о живописи, которую лучше знают, это как бы маньеристская линия - со светотенями, Эль-Греко, Рембрандтом, спецэффектами. А вот то, что вы перечисляете, это Цицероновская линия, классицистическая.
Жером Леферт: Да. Если снова возвращаться к их античным источникам, то это будет Тацит, такая барочная проза, и, конечно, Овидий, любимый античный автор Шекспира, который у него практически везде присутствует. И Монтень, мне кажется, ближе к этой линии. Вот Данте выбирает Вергилия, как своего путеводителя, и миропорядок Данте совпадает с нашим процентов на 30. А мир Шекспира и Монтеня – процентов на 60-70.
Яков Кротов: А можно ли сказать, что мир Данте совпадает с нашим в подсознании и в сверхсознании, а Монтень, Шекспир и Священное Писание совпадают с главным, с тем, чем мы себя считаем - со средней частью, с душой?
Жером Леферт: Наверное. И напрашивается вывод, что современность, начиная с Ренессанса, по крайней мере, была эпохой души.
Экклезиаст – это ведь отчетливо не Монтень и не Шекспир
?Яков Кротов: Вот Священное Писание: ведь мы тоже можем расположить эти 60 с лишним книг, как некоторый спектр, между этими двумя полюсами – страсть и порядок. Кого тогда мы уподобим Монтеню, а кого - Шекспиру? Экклезиаст – это ведь отчетливо не Монтень и не Шекспир.
Жером Леферт: Экклезиаст – это Монтень и Шекспир, то есть это постоянная подвижность, он все время себе противоречит, это гиперактивность: я сделал то, я попытался, я все уже попробовал, я делюсь своим опытом, я был царем, и это не получилось, и это…
Но Шекспир гораздо шире, чем Монтень. Это целый мир. Шекспир мыслит не выводами, а опытом. Монтень все время занят собой, смотрит на себя, наблюдает за собой. И прекрасно, нам очень нравятся все эти наблюдения. Это, скорее, ближе к апостолу Павлу: «будьте как я». У Шекспира нет никакого самоогляда, он все время направляет наше внимание на кого-то другого. Это был человек невероятно естественного любопытства, который все замечал, все впитывал. Через Шекспира мы видим целый мир.
Яков Кротов: То есть интроверт и экстраверт.
Жером Леферт: Да, но странный экстраверт, который повернут к чужой интровертности.
Яков Кротов: Можно сказать, что первые три Евангелия, так называемые синоптические, - экстравертные, а Иоанн – интровертен, вот именно в шекспировском смысле? Ведь между ними есть отчетливая разница.
Через Шекспира мы видим целый мир
?Жером Леферт: Да, в том смысле, что чисто стилистически у Иоанна все говорят, как Иоанн. Меня всегда удивляло, почему Бахтин выбрал для своих идеологических идей Достоевского, у которого все герои говорят, как говорит Достоевский, и кроме Достоевского, никого, собственно, у Достоевского и не видно, Шекспир гораздо ближе к этой идеологической открытости.
Яков Кротов: И Толстой.
Жером Леферт: Да. В синоптических Евангелиях голос рассказчика все-таки до такой степени не подавляет действие, и мы слышим голос самого Христа… И очень интересно, что Иоанну абсолютно не понадобились притчи Иисуса. А в синоптических Евангелиях мы имеем дело с речью, оформленной самим Иисусом. То есть автор (тот же Лука) уже полностью не уходит на задний план, потому что он все-таки пересказывает эту притчу своим языком, но он гораздо прозрачнее, мы видим персонажей, как в той самой сцене исцеления: сначала они машут руками, как деревья, потом картина уточняется. То есть у Иоанна они там все-таки немножко как деревья, а у Матфея, у Марка, который действительно народный рассказчик, - вот уж где действительно спецэффекты. И у Луки, который уже такой интеллигентный рассказчик, они очень открыты чужим голосам, вбирают в себя так называемое чужое слово.
Интересно, что синоптическая проблема, как всегда бывает с каноническими текстами, точно так же возникает внутри самого шекспировского корпуса. Я даже недавно разговаривал с нашим макетчиком, искал способ, как представить одновременно синоптические Евангелия, ведь всегда вот эти скучные три колонки, которые нужно смотреть справа налево, и это очень неудобно, а цель-то замечательная – нужно слышать голоса. Вот один сказал так, а другой - по-другому, а третий еще по-своему переформулировал. И я нашел пример в представлении "Гамлета". Вы знаете, что есть три "Гамлета": первый – кварто, второй – кварто, и третий – фолио.
Яков Кротов: Поясню, что кварто – это вчетверо сложенный так называемый александрийский лист, а фолио – это и есть александрийский лист, по названию которого и обозначаются фолианты. Ну, вот формат машинописного листа – это кварта.
В синоптических Евангелиях голос рассказчика не подавляет действие, и мы слышим голос самого Христа
?Жером Леферт: Это три совершенно разных издания "Гамлета". И мне кажется, что даже этот опыт издания Шекспира, в общем-то, дает модель того, с кем будет, я бы сказал, даже наша Библия XXI века. Да, действительно, это модель, и до самого последнего времени все эти три "Гамлета" издавались одним текстом. Три этапа развития одного текста, и первый уж совсем не похож на того "Гамлета", которого мы знаем, там даже Полония звали по-другому. Второй вариант – длиннейший, рассчитанный на 4,5 часа (в "Глобусе" спектакли длились два часа, и Шекспир прекрасно знал, что что-то будут выбрасывать).
А издание фолио выпустили уже после смерти Шекспира, в 1623 году, его соратники-актеры, Кондел и Хеминг. И в этом вроде бы последнем по времени театральном тексте, приближающемся к тому тексту, который использовался в театре "Глобус", из предыдущего текста выпущено 200 стихов и добавлено 90 других. Сам Шекспир это сделал, не Шекспир… Добавлены прекрасные стихи. Все предыдущие издания смешивали все это вместе, исходя из того, что чем больше "Гамлета", тем лучше. А где-то 20-30 лет назад перешли на…
Яков Кротов: Стали подражать Евангелию.
Жером Леферт: Да. Стали говорить, что мы не можем публиковать тексты, которые никогда никто в таком виде не писал и не читал, давайте издавать или второй кварто, или второй фолио, а все остальное – в примечаниях, приложениях и тому подобное. Но что интересно - это говорит о какой-то новой ментальности издательства в текстологическом процессе, а не только относительно Шекспира. Сейчас текстология Нового Завета стала невероятно остро дебатируемой областью. Ведь те тексты, которые издаются в научных изданиях, это же совершенно искусственно составленные догадки из разных рукописей, дошедших до нас.
Яков Кротов: Эти разночтения не так важны. Все-таки основная канва более или менее совпадает. А для циников, которые говорят, что, поскольку было множество разночтений, то господа в IV веке уничтожили оригинальные тексты, их подменили, я замечу, что сейчас можно зайти в интернет, где лежат оцифрованные и "Синайский кодекс", и древние рукописи Евангелий, и фрагменты II и III века.
Будущий Новый Завет не будет мозаикой стихов, составленных из разных рукописей, а будет изданием одной рукописи
?Жером Леферт: Разумеется, и сайт "Синайского кодекса" совершенно замечательно сделан! Я не в том смысле, что "товарищи, вас обманывают", а в том, что будущий Новый Завет не будет вот этой мозаикой стихов, составленных из разных рукописей, а будет изданием одной рукописи, скажем, того же "Синайского кодекса», и мы имеем дело с реально существующим текстом, исторически дошедшим до нас, а все остальное – примечания. Не создание издателей и редакторов, а действительно хотя бы IV века.
Яков Кротов: Вернемся к тому, что за текстом в Евангелиях. Любое из четырех Евангелий в этом смысле очень резко распадается на две части – вот часть до воскресения, и там мы имеем Спасителя, образ Иисуса, в общем, обычный, домодерный, я бы сказал: это обычный человек, сложный, трагический, драматический, мудрый, но понятный. А после воскресения… Почему объявлена вот эта премия – кто согласует рассказы об Иисусе после воскресения? Потому что полное ощущение, что все четыре автора, условно говоря, это - как если бы шахматист Гарри Каспаров пытался описать работу синхрофазотрона, или хирург пытался описать развитие помидора. То есть вот полное ощущение, что Иисус после воскресения просто невидим.
Жером Леферт: Он тот и не тот, его узнают, не узнают, его видят сначала как другого, потом вдруг понимают, что это тот же самый…
У нас же воскресение – это роды
?Яков Кротов: Но он базово не такой. Это вот примерно - как если бы Иисус на Голгофе родил. Вот у нас же воскресение – это роды. Он рождает кого-то совершенно другого, это как мать родила ребенка, и ребенок – это от матери, то есть это в каком-то смысле она. Воскресение как новое рождение Его самого. Он уже совсем другой! В "Гамлете" ведь тоже это есть – какой-то перелом.
Жером Леферт: Да, между третьим и четвертым актом.
Яков Кротов: Это как растерянность апостолов: кто это, что это, как это может быть? Но это же ответ на вопрос: что такое я, современный человек? Я - Гораций или я - Овидий? Или какая-то хитрая комбинация? Почему у Горация с Овидием не заладилось, понадобилось еще 16 веков, чтобы Библия соединилась с античным миром?
Жером Леферт: Да, конечно, Шекспир не мог прийти сразу же после Овидия. Там нужен был весь этот средневековый опыт, весь опыт строения христианского мира, и опыт распада Церкви в Англии.
Яков Кротов: А средневековый опыт – он разве христианский? По большому счету, это ведь травма. То есть понятно, что какая-то христианская жизнь была, но все эти крещения народов, все эти «пузыри земли», как сказал бы Шекспир, эти огромные христианские стоунхеджи, мегалиты – это же как ком в могилу Христа: вот Ты лежи, мы вместо Тебя все сделаем.
Шекспир не мог прийти сразу же после Овидия. Там нужен был весь этот средневековый опыт
?Жером Леферт: Я думаю, можно так на это смотреть, но это отдельная тема – Средневековье Шекспира, как Шекспир смотрел на Средневековье.
Яков Кротов: А он на него смотрел?
Жером Леферт: Все его хроники!..
Яков Кротов: Но там нет Средневековья как Средневековья, там модерн, в том-то все и дело.
Жером Леферт: Одна из его особенностей, в отличие от других драматургов того времени: он практически никогда не говорил о современном ему мире и избегал рассказов о своей собственной стране. Всегда идет какой-то обходной маневр. Но для него Средневековье – это в первую очередь постоянство. В иерархии шекспировских добродетелей постоянство, я думаю, будет первой добродетелью - постоянство в смысле верности, настойчивости, предсказуемости. Этот человек, единственный из драматургов своего времени - не лондонец, сколотивший большое состояние. И, как только он накопил достаточную сумму денег, он вернулся к себе в Стратфорд, купил там дом. Все те годы, что он прожил в Лондоне, он снимал квартиры, комнаты, и ему так и не захотелось там обосноваться, он возвращается именно в свой родной город. И мне кажется, что одновременно он возвращается к какой-то идее Средневековья. Опять-таки, связь с мистериями и средневековым театром, которая у него прослеживается именно в последних пьесах…
Яков Кротов: Мы имеем в виду разные вещи под Средневековьем. Для меня Средневековье заканчивается в Х веке, и с этого времени начинается модерн – экономический подъем, становление персонализма и так далее. А то Средневековье, что было в феодализме вплоть до XVIII века, это неустойчивость, бегство от голода, которое продолжается тысячу лет. Страшные травмы, бесконечный голод, чума... У несчастного средневекового человека нет свободы.
Жером Леферт: Я говорю о шекспировском образе Средневековья.
Яков Кротов: Но тогда встает вопрос... Это же можно описать словами Бердяева из его знаменитой статьи о двух пониманиях христианства – спасение и творчество. Реальное Средневековье делало акцент на спасении, потому что в этом хаосе хотелось, чтобы его кто-то создал, появилась бы рука Божия и взяла его. А в шекспировском Средневековье - творчество.
Шекспир практически никогда не говорил о современном ему мире и избегал рассказов о своей собственной стране
?Жером Леферт: И я бы добавил, что спасение у него принимает образ окончания гражданской войны. Собственно, его Средневековье – это всегда контробраз по отношению к гражданской войне.
Яков Кротов: Это образ мира.
Жером Леферт: Да. И постоянство – это именно образ мира.
Яков Кротов: То есть можно сказать, что "Ромео и Джульетта" – то же самое Евангелие, воскресение за занавесом, но это заканчивается апофеозом мира, потому что происходит примирение человечества между собой.
Жером Леферт: Я бы не сказал это про "Ромео и Джульетту". Мир я бы увидел, скорее, в "Зимней сказке" - под конец, когда все возвращаются. В "Ромео и Джульетте" под конец происходит примирение стариков. Остались одни старики, а все молодые погибли, и старики наконец-то мирятся на этих развалинах. Но это не совсем образ спасения.
Яков Кротов: А можно сказать, что проблема со спасением - в том, что его легко опошлить? Мы получаем слащавость, ханжество, фарисейство и возвращаемся в Ветхий Завет.
Жером Леферт: Не согласен про Ветхий Завет.
Яков Кротов: Ну, хорошо, возвращаемся в Экклезиаст. Опять же, переживание Бердяева, что творчество глубоко трагично, потому что каждый раз это как извержение вулкана и гибель Помпеи... Взрыв – и у тебя вдохновение, ты в этот момент пишешь, рисуешь, строишь. Но ты знаешь, что наутро или через пять минут у тебя будет разочарование, все выйдет не так, как ты хотел, и все по новой. То есть этот оргазм творчества - и затем резкое разочарование. И в этом смысле "Ромео и Джульетта", как и "Король Лир" – это про творчество, а не про гибель. Спасению противостоит не гибель, а творчество. До воскресения – это "Король Лир" и "Ромео и Джульетта", а после воскресения – хроники, история Церкви, «Деяния апостолов» и так далее.
Жером Леферт: Я видел все эти темы и творчества, и спасения в его последних пьесах. Для меня "Зимняя сказка" и особенно "Буря" – это просто анатомия творчества. Просперо все-таки оставляет свои книги, свой плащ, наполовину выходит из образа в эпилоге, просит прощения у публики и говорит: "Как вас простили, так и вы простите меня" – это потрясающий монолог.
Яков Кротов: Это монолог Бога-Творца.
Жером Леферт: Скажем так, этот бред всесилия прошел…
Творчество глубоко трагично, потому что каждый раз это как извержение вулкана и гибель Помпеи
?Яков Кротов: Но это не бред, это же правда! Человек должен быть всесилен, иначе он не человек.
Жером Леферт: Да, но нужно это двойное движение – порыв, мечта, выход в бесконечность и возвращение к воплощенности и реальности.
Яков Кротов: Ну, в могилу.
Жером Леферт: Просперо и говорит: "Каждая третья мысль моя будет теперь о смерти".
Яков Кротов: Но ведь Ромео и Джульетта воскресли, потому что эти старики – это они и есть. Если ли бы они не покончили с собой, то превратились бы в своих родителей.
Жером Леферт: Можно проследить отдельный сюжет. "Ромео и Джульетта" написана в начале карьеры. Джульетта притворяется мертвой, просыпается, и все выходит очень плохо. Есть "Много шума из ничего" с той же самой канвой, где Геро притворяется мертвой и как бы воскресает, и тот же сюжет подан уже в комическом ключе. То есть комедия для Шекспира – это свадьба. Чисто жанровое определение, что такое свадьба – это конец комедии. И у нас есть "Зимняя сказка" с удивительной, странной, мистической сценой, когда оживает статуя Гермионы, которая становится настоящей царицей. Во всех трех случаях речь о том, как изменить прошлое, то, что уже безысходно случилось, и о смерти как о крайнем пределе бесповоротности прошлого.
Воскресение у Шекспира каждый раз связано с музыкой. В "Перикле" то же самое – когда идет воскресение, оживление, начинается музыка. И связь музыки с воскресением очень важна у Шекспира. Каждый раз, когда про какого-то героя говорится, что он не любит музыку, у Шекспира это очень тяжелое обвинение.
Человек должен быть всесилен, иначе он не человек
?Яков Кротов: Но тогда мы возвращаемся к недостающему звену между Шекспиром и Эразмом. Я бы сказал, что современная культура заканчивается там, где в Монтене видят Раймонда, видят циника, скептика и атеиста. Это значит, что человек принял за чистую монету эту апологию, отождествил скепсис с неверием, между тем как для Монтеня скепсис – это ядро веры, без которого вера невозможна.
Жером Леферт: Я бы сказал, это у него даже не скепсис. Это сомнение, поиск.
Яков Кротов: Это французская рациональность. Монтень сравнивал французов с теми, кто играет в теннис, а английское мышление - кажется, с игрой в крикет. Вот апология сомнения Монтеня – это апология ракетки.
Жером Леферт: Да, это апология самостоятельного мышления. Его письмо о воспитании - я думаю, Эразм там подписался бы буквально под каждым словом. Это такой шедевр в истории педагогической мысли! Я думаю, многих так и воспитывали.
Яков Кротов: Я полагаю, что без этого не состоялись бы, прежде всего, коллегии, вся иезуитская педагогика.
Воскресение у Шекспира каждый раз связано с музыкой
?Жером Леферт: Шекспир все-таки воспитывался в "Grammar school", которая возникла под прямым влиянием Эразма и его идей, и Шекспир - первый значительный продукт этой системы воспитания по Эразму.
Яков Кротов: То есть Монтень и Шекспир – это Эразм, который родился, наконец, через образование.
Жером Леферт: Может быть, да. Присутствует ли Эразм в современной культуре? Он присутствует через таких людей, как Монтень и Шекспир.
Яков Кротов: Поэтому я и не могу считать, что "Ромео и Джульетта" - трагическая книга.
Жером Леферт: Она начинается как комедия.
Яков Кротов: Ощущение смерти Ромео и Джульетты – это все равно ощущение рождения. Зерно, падшее в землю, не умрет, а даст много плода.
Жером Леферт: Может быть, в этом смысле - да.
Король Лир – это эталон современного человека, которому не нужна власть
?Яков Кротов: И с "Королем Лиром" - то же самое! Все вокруг - бесплодные смоковницы… Власть развращает! За Лира как-то остаешься спокойным. Лир не умер, будущее там - благодаря тому, что кто-то отрекся от власти. К вопросу о рождения современного человека… Ведь Лир – это эталон современного человека, которому не нужна власть.
Жером Леферт: Общее театральное событие вбирает всех участников спектакля, в том числе и зрителей, тем более что в "Глобусе" они все буквально обступали сцену. В этом смысле это связь между шекспировским театром и мистериями - мне кажется, она совершенно очевидна. Он не мог прямо выражать свои мысли религиозным образом, потому что цензура запрещала (было запрещено прикасаться в театре к религиозным темам). И он сказал это не прямым путем, но гораздо глубже.
С Христом есть опыт смерти, и тогда это рождение
?Яков Кротов: Нельзя верить в воскресение без благодати, но, когда читаешь Шекспира, когда читаешь Священное Писание и когда читаешь Монтеня, есть ощущение, что все умирает, и ты не воскресаешь, вот лежит гора трупов, все умерло, но зато ты рождаешься. И не в какую-то вечную жизнь, а вот в реальную, настоящую жизнь. Пройдя через смерть, ты не оказываешься на новом уровне, как в компьютерных играх, а оказываешься в той реальности, в которой ты до сих пор не стоял, потому что у тебя не было опыта смерти. А с Христом есть опыт смерти, и тогда это рождение. А уж воскресение – это такой, я бы сказал, бонус. Придет Пасха за Рождеством, не придет – это уже личный путь каждого в отношениях с Богом и Духом Святым.
http://www.svoboda.org/content/transcript/27447248.html
Последние аномальные новости

Бигфут выгнал охотников из леса в Южной Каролине

Вещий сон принес женщине крупный выигрыш

Газовые гиганты превращаются в сверхземли

Земля стала вращаться быстрее и никто не знает почему

Искусственное мясо ни кому не нужно

Как не убить колонизаторов Марса

Канал History. Пришельцы, монстрология и поиски золота

Кошка стала поводырем для ослепшей собаки

Легендарного идола хотят назвать 'Шигиром из Екатеринбурга'

Мужчина выбросил биткоины и решил обратиться к роботам-собакам

Невероятное о зеркалах

После смерти мы остаемся в сознании от 2 до 20 секунд

Почему люди верят предсказаниям

Призраки, демоны, зомби-свиньи и грань между живым и мертвым

Пять главных открытий марсохода Curiosity

Рыбак поймал рыбу ростом с человека

Самые опасные существа в мире паранормальных явлений

Создание боевых вирусов против наций назвали невозможным

Странный взрыв НЛО над Невадой

США причастны к заражению Уго Чавеса раком и созданию ковида

Астрономические данные и поиск обитаемых миров

Белый диск замечен над Бразилией

Во что верят Раэлиты

Геоглифы Торгая нуждаются в изучении

Десятки НЛО пролетели мимо МКС

Джек Осборн отправляется на охоту за НЛО

Дрон поймал призрачный высокоскоростной НЛО

Женщина отращивала ногти 25 лет

Интерес к чёрным вертолётам межет погубить

Искусственный интеллект позволяет создавать новые белки

Межзвездный метеорит хотят поднять со дна океана

Метеориты проливают свет на происхождение летучих элементов Земли

НАСА ввязалось в гонку за НЛО

Обнаружена точка в мире, где чаще всего регистрируют НЛО

Обнаружили считавшийся исчезнувшим цветок магнолии

Пензенец на ГПЗ увидел НЛО

Работу органов свиней восстановили через час после смерти

Сиамских близнецов разделили с помощью виртуальной реальности

Смерть Мэрилин Монро. 60 лет тайн, интриг и заговоров

Яркий НЛО замечен над Колорадо

АНБ и конференция МУФОН 1978 года

Гадание на будущего мужчину на разбросанных вещах

Гипноз помог женщине справиться с зависимостью от газировки

Жители Пскова удивлены светящимся объектом в небе

Загадка Рендлшема и эксперимент с сознанием

Золотой город Эльдорадо - где находилась мифическая страна

Как гадать на будущее по магазинным ценам

Как по дате рождения узнать всё о прошлой жизни

Мессинг предупреждал об угрозе начала третьей мировой на востоке

Много таинственного скрывает Керченский полуостров

Николай Козырев. Энергия времени и Луна

Разработка моделей ИИ на основе активности человеческого мозга

Редкий белый слон родился в Мьянме

Рептилоиды, существуют ли они на самом деле

Связь между криптозоологией тайными обществами

Сто интересных фактов обо всем на свете

Таинственный металлический шар упал на Веракрус

Три коровы на Аляске погибли загадочным образом

Чумные призраки

Шоу Битва экстрасенсов является правдивым

Цепная ручная таль. Области использования и особенности строения

Бигфут замечен на ферме в Теннесси

Британцам перестанут показывать срок годности еды

Брэд Стайгер. НЛО, паранормальные явления и многое другое

В моем доме живут призраки

Ведущий 'Необъяснимо, но факт' рассказал о своей жизни

Вой бигфута записали в Лаудонвилле

Впервые измерили состояние связи света и материи

Зафиксирован самый короткий день на Земле

Камень Чинтамани, Агарти и Шамбала

Летающий автомобиль, напоминающий Ferrari

Лунный календарь на сентябрь 2022 года

Материнский корабль инопланетян замечен около Юпитера

Монстры гор. Дикари и мохнатые существа

Найдена увеличивающая продолжительность жизни молекула

Невероятные изобретения и достижения древних Майя

Несси и плезиозавы, которые никогда не жили в Лох-Нессе

Новые доказательства возникновения жизни из простых молекул

По следу адам-киика

Почему некоторые метеоры ярко-зеленые

Предсказание индийского пророка

Прогноз по картам Таро на сентябрь 2022 года

Скоро покойник поделится секретами загробной жизни

Солнце вращается вокруг Земли, а люди жили рядом с динозаврами

Составили карту распределения темной материи

Суперземля Ross 508b находится в обитаемой зоне красного карлика

Удивительная карта плотности населения в США

Формула для идеального ночного сна

Фэн-шуй прогноз на сентябрь 2022 года

Энцелад признан пригодной для жизни

Якутское чудовище и молебский треугольник

Выдвинули новую версию о линиях на плато Наска

Когда звезды поедают свои планеты

Контакты африканского племени Догонов с пришельцами

Красные огни заметили над Калифорнией

Неисправности и неопознанные объекты

Несколько странных радиоисточников в отдаленном скоплении галактик

Охотник на Несси уже 31 год живет на берегу озера

Планете Х негде спрятаться

Правительственные проекты по исследованию сверхъестественного

Представлен первый прототип аэротакси с вертикальными взлётом

Пролеты звезд оставляют неизгладимый след во вновь формирующихся планетных системах

Создали бумажную батарейку, которая активируется каплей воды

Стоунхендж может быть древним солнечным календарем

Тайны некоторых атмосферных явлений остаются необъяснимыми

Теория заговора о том, что марсоходы ездят по острову Девон

Хозяин паба, что в его заведении обитает призрак

Церера до сих пор проявляет геологическую активность

Человечество на пороге открытия жизни на Марсе

Чупакабра атаковала деревни на Вологодчине

Чупакабру убили в Башкирии

Полное руководство по ремонту вашей квартиры

Британский доктор снял странные НЛО

Вырастили растения на астероидном грунте

Загадочное писающее дерево Тайваня

Леденящее кровь исчезновение ядерной бомбы Тайби-Айленда

Набережную Ялты оккупировали гадалки

Наблюдение НЛО детьми с учителем в Уэльсе

Нашли ранее неизвестные структуры внутри метеорита

Отыскали четыре пропущенные загадочные сигналы

Охотник за привидениями показал сахалинцам мистическое здание

Пирамида Хеопса состоит из трёх пирамид

Предвыборные теории заговора охватили сообщество Невады

Пятое доказательство тройственности пирамиды Хеопса

Секретная космическая программа США

Синий цвет от экранов телефонов и компьютеров сокращает жизнь

Странный инцидент с НЛО, который так и не был раскрыт

Таинственные летающие змеи Африки и Аравии

Тайна НЛО над Ханты-Мансийском

Число онлайн-целителей растет в Казахстане

Шигирский идол вошел в национальный рейтинг брендов

Яичница жарится сама на полу в квартире москвича

Далекие галактики обнаружили на месте загадочных сигналов

Женщина неделю не замечала застрявшей в ее голове пули

Женщина отрастила усы и отказалась сбривать их

Женщина пошла в лес за дровами и нашла алмаз

За 50 лет было зарегистрировано более 150 000 наблюдений НЛО

ИИ нарисовал кошмарное будущее планеты

ИИ раскрыл структуру 200 миллионов белков

Кровь просачивается сквозь стену в доме, как фильме ужасов

НАСА получило деньги для полетов на Луну и Марс

Призрачная активность вынудила семью бежать из дома

Рыбак выловил редчайшего синего лобстера

Рыбаки в Техасе сняли догмена

Следы бигфута нашли в Иллинойсе

Созданы синапсы для искусственного мозга

США обвинили Китай в сокрытии данных о коронавирусе

Таинственный мистик и его отряд слуг-джиннов

Таинственный феномен синдрома иностранного акцента

Уфолог Ник Поуп был похищен инопланетянами

Черные вертолеты. Их видели не только в США

Шаманы из разных регионов съедутся на молебен на Байкале

Гипотеза существования цивилизации рептилоидов на Земле

Женщину похитили пришельцы и показали ей человека-мотылька

Компьютерные игры не влияют на психику геймеров

Космический корабль готовят к полету в атмосфере Венеры

Лохнесские чудовища - паранормальные существа

Массовое наблюдение НЛО в Мексике

Мурманчане увидели НЛО

Нашли крупнейший за последние 300 лет розовый алмаз

НЛО и инопланетяне в Бразилии

Оптоволоконные кабели можно использовать для прослушки

Открыли новые химические реакции для происхождения жизни

Поймали загадочную рыбу с человеческими зубами

Пребывание на солнце вызывает ожирение

Представили новую теорию о транснептуновых объектах

Раскрыт внешний вид лежачего небоскреба в пустыне

Странное дело о крушении НЛО в Розуэлле

Существует ли реальность без наблюдателя

Таинственное исчезновение актрисы Тэмми Лепперт

Формула идеального начала дня

Экспериментально подтвердили квантовую псевдотелепатию

Как влияет фреон на организм человека

Биосигнатуры в атмосферах экзопланет - следы инопланетной жизни

Джон Кил и крушение японцев в Розуэлле

Доказано происхождение минерала тридимита на Марсе

Женщина сорвала джекпот благодаря совету матери

Загадочные монстры Северной Каролины

Загадочный горец выследил первого серийного убийцу Америки

Замечательные свидетельства очевидцев НЛО

Знаки зодиака, которые обладают сильной интуицией

Искусственный интеллект открыл альтернативные законы физики

Как НАСА собирается искать жизнь на экзопланетах

Красноглазый крылатый чудовищный мотылек

Лицо девушки раздулось после дня на солнце

Люди в черном терроризируют свидетелей НЛО

Подписка на новости
Наверх
Яндекс.Метрика