Как Гитлер помог создать Голливуд
|
21.02.2013 |
Спустя два месяца после назначения Гитлера на пост канцлера, всем евреям, занятым в киноиндустрии, было вынесено предупреждение: в этой сфере для них места нет. "Мы не потерпим, чтобы те идеи, которые Германия хочет извести на корню, проявлялись в фильмах", — заявил Геббельс. Почти сразу же UFA разорвала контракты со всеми работавшими там евреями. |
Так закончилась золотая эра кино Веймарской республики. Скоро из страны начнут бежать не только евреи, но и все левацки настроенные граждане, а за ними — и те, кто не видел себе места в механизме пропагандистской машины Третьего рейха. |
Массовый исход всех неугодных Гитлеру из страны поспособствовал преобразованию другого детища киноиндустрии — Голливуда. Из двух тысяч профессионалов, уехавших из Германии, большинство осели в Калифорнии, и немецкое влияние на американское кино не замедлило сказаться. |
![]() |
Самые заметные картины того времени на этой неделе были представлены на ретроспективном показе The Weimar Touch в рамках международного кинофестиваля в Берлине. В программу, курируемую киноархивом Deutsche Kinemathek и Нью-йоркским музеем современного искусства, попали более 30 фильмов, снятых в период с 1933 по 1959 годы. |
Отбирали картины не только те, что были сняты иммигрантами, но и те, где было лучше всего видно их влияние — все-таки из Германии уехало множество новаторов и экспериментаторов. "Веймарское кино показывает не только то, что лежит на поверхности, но и то, что таится в глубине, — отмечает директор ретроспективной программы Райнер Ротер. — В этом кино больше сомнений, чем уверенности, в нем множество нюансов и двусмысленностей". |
При упоминании веймарского кино одними из первых на ум приходят экспериментальные работы "Доктор Калигари", "Носферату" и "Метрополис", однако и коммерческая киноиндустрия в Германии была весьма яркой. Комедии, мюзиклы и другие популярные жанры имели успех как на родине, так и на международном рынке. Однако самый продуктивный период немецкого кино закончился в 1933 году. Фриц Ланг, Билли Уайлдер, Петер Лорре, Дуглас Сирк, Макс Офюльс, Роберт Сиодмак и Макс Рейнхардт — вот лишь несколько имен из тех, что лишилась Германия после прихода ко власти нацистов. |
В июле 1933 года легендарный продюсер Сэмюэл Голдвин разослал репортерам телеграммы, в которых объявил, что Голливуд будет рад приветствовать немецких режиссеров, "из-за своего еврейского происхождения лишившихся средств к существованию и возможности дать выход своему таланту". "Мы не только приглашаем их сюда, но, что еще более важно, мы нуждаемся в них", — заключил Голдвин. Иммиграционные правила США, правда, несколько портили впечатление от радушного приглашения продюсера, однако влиятельные голливудские небожители, такие, как Марлен Дитрих, Эрнст Любич и Пол Конер, помогли многим своим новым землякам найти место, что позволяло им получить визу. |
Попадание в Голливуд, увы, не гарантировало легкой жизни. Сценаристам и актерам приходилось преодолевать языковой барьер, и только после 1941 года для них открылись по-настоящему большие возможности — тогда США как раз вступили в войну, и киноиндустрия начала штамповать антигитлеровские фильмы, куда с радостью приглашали исполнителей с немецким акцентом. По странной прихоти судьбы, многим еврейским актерам пришлось изображать нацистов, от которых они бежали в свое время. |
Заключительным фильмом в ретроспективе стала знаменитейшая комедия Билли Уайлдера "В джазе только девушки", снятая в 1959 году. Только-только прибыв в США Уайлдер едва говорил по-английски, однако это не помешало ему совершить стремительный взлет и снять как нуарную "Двойную страховку", так и получившую сразу трех "Оскаров" мелодраматическую "Квартиру". |
Лоуренс Кардиш, бывший главный куратор Музея современного искусства, считает картину "В джазе только девушки" одним из самых ярких образцов веймарского искусства. "Это великолепный веймарский фильм с точки зрения его юмора, цинизма, насилия и гендерных ролей", — заключает эксперт. |
Наталья Синица |
http://www.yoki.ru/idols/showbiz/21-02-2013/402145-hollywood-0/ |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|