Папуасы отказываются возвращать ритуальные черепа
|
Попытки вернуть ритуальные черепа, собранные колониальными миссионерами, на место их происхождения столкнулись с неожиданным препятствием: современные папуасские общины решительно отказались принимать их обратно. |
Ритуальные черепа, изготовленные народом ятмул, живущим вдоль реки Сепик, первоначально использовались в церемониальных обрядах. В основе этих замысловато украшенных предметов лежали человеческие черепа. Черепа были извлечены из могил почитаемых предков через несколько лет после их смерти, а затем поверх черепов из глины были вылеплены лица. Они занимали центральное место в духовных ритуалах, включая траур и призыв благосклонности к войне или охоте. |
Практика охоты за головами, переплетенная с каннибализмом, была для ятмулов ритуалом посвящения. Воины собирали черепа во время сражений, отваривали мясо и хранили его в домах духов для церемониальных целей. Эти предметы, некогда почитавшиеся в племенной культуре, стали весьма востребованными предметами коллекционирования в Европе в колониальную эпоху, символизируя “дикость” племен и оправдывая колониальное вмешательство как “цивилизаторскую” миссию. В первой половине 20-го века сельские жители начали украшать простые черепа обезглавленных врагов, которые висели в домах в качестве боевых трофеев, как будто это были черепа предков, чтобы удовлетворить спрос на внешнем рынке. |
![]() |
Стремясь обратить внимание на колониальное наследие, Миссиемузеум (Mission Museum) в Стейле, Нидерланды, недавно инициировал обсуждение вопроса о возвращении пяти ритуальных черепов папуасским общинам. В музее, основанном немецкими католическими миссионерами в 1931 году, хранятся многочисленные артефакты, собранные во время миссионерской деятельности. Черепа, как и многие другие предметы, были приобретены как символы культуры коренных народов и осознаваемой потребности в “цивилизации”. |
В Миссионерском музее собрана коллекция буквально из тысяч этнографических экспонатов – некоторые из них представлены в традиционном музейном формате с выделением конкретных предметов, но сотни других собраны в высоких и глубоких витринах, расположенных по странам и типам. Здесь представлены этнографические материалы из Китая, Японии, Индонезии, Филиппин, Папуа - Новой Гвинеи, Ганы, Того, Конго и Парагвая, которые на протяжении десятилетий присылали или привозили христианские миссионеры. Музей также знаменит своими необычными коллекциями таксидермированных животных, насекомых и бабочек. |
Пол Вугт, куратор музея, отправился в Папуа - Новую Гвинею, чтобы обсудить возможность возвращения черепов с современными общинами ятмулов. Несмотря на признание исторической и культурной значимости предметов, общины отклонили предложение об их возвращении. |
Папуасские общины назвали две основные причины своего отказа. Во-первых, существует глубоко укоренившийся страх перед проклятиями, связанными с черепами. Без ясности относительно того, принадлежали ли черепа почитаемым предкам или павшим врагам, сельские жители опасаются повторного использования предметов, которые могут принести вред или несчастье. Как объяснил Вугт, они сказали, что “если мы приведем их в нашу деревню, это может нанести вред деревне, стать проклятием”. |
Во-вторых, черепа утратили свое духовное значение для народа ятмулов. Традиция создания и почитания подобных предметов не практиковалась на протяжении многих поколений. |
Согласно описанию проекта по репатриации, представленному Мисси-музеем, “мнение жителей деревень было единодушным: они не хотят, чтобы черепа возвращались”. Современные сельские жители считают черепа реликвиями давно забытого прошлого, не имеющими практического применения или актуальности в современной жизни. “Они потеряли для нас свою силу и стали просто предметами. Они нам не нужны”, - рассказал Вугт о слушаниях, которые он услышал во время своего визита. |
Этическая сложность реституции |
Случай с ритуальными черепами подчеркивает сложность реституции артефактов колониальной эпохи. В то время как некоторые адвокаты в Европе призывают к безусловному возвращению таких предметов, Вугт подчеркнул важность консультаций с общинами, из которых они происходят. В данном случае папуасские общины не только отказались от возвращения черепов, но и не выразили никаких возражений против того, чтобы черепа были выставлены в Нидерландах. Некоторые сельские жители даже гордились тем, что их наследие сохраняется и демонстрируется за рубежом. |
Исследование Вугта о происхождении черепов — были ли они останками предков или боевыми трофеями — будет продолжено, но предметы останутся выставленными в Нидерландах независимо от результатов исследования. Куратор считает, что эта ситуация демонстрирует, что реституция не всегда является простым процессом. “Я думаю, это показывает, что самое важное - спросить самих людей, что они думают по этому поводу. Вместо того, чтобы просто делать выводы, сделанные в Европе”, - отметил он. |
Отказ общин ятмулов принять возвращение этих ритуальных черепов иллюстрирует нюансы реституции артефактов. В то время как европейские институты борются со своим колониальным прошлым, голоса общин, из которых происходят эти предметы, должны оставаться в центре обсуждения. Реституция не всегда желательна, и культурное наследие, оторванное от своего первоначального контекста, со временем может приобрести совершенно новые значения и ценности. |
В настоящее время Missiemuseum Steyl рассматривает возможность сотрудничества с Германией, которая помогает Национальному музею и художественной галерее Папуа - Новой Гвинеи (NMAG) в Порт-Морсби, Папуа - Новая Гвинея, построить новое хранилище для своих коллекций и обучить сотрудников методам музейной консервации. Миссионерский музей также расширяет свое присутствие в Интернете, чтобы информировать людей в Папуа – Новой Гвинее и во всем мире о своих коллекциях и о своей открытости для будущих реставраций. |
Другие миссионерские коллекции |
Те же вопросы влияния религий, их сосуществования и конфликтов обсуждаются в музеях, хранящих этнографические экспонаты по всему миру. Этнологический музей Anima Mundi в Ватикане содержит 88 000 экспонатов и, несомненно, является самой известной коллекцией этнографического музея, основанного при миссии. Ванток Плейс в Аделаиде, Австралия, в котором хранится 1500 экспонатов из Папуа - Новой Гвинеи, представляет собой небольшой музей, принадлежащий лютеранской церкви Австралии, в котором 1500 экспонатов были собраны, начиная с 1880-х годов, первым лютеранским миссионером в Папуа Иоганном Флиерлом. Коллекционирование миссионерами также легло в основу государственных музейных коллекций по всему миру, таких как намибийские коллекции в Этнологическом музее в Берлине, которые недавно вернули на родину 23 предмета. Другие коллекции миссионерского музея, основанные на предметах, включают предметы, собранные миссионером Карлом Шписсом для Бременского музея Уберзее, предметы, собранные миссией Баэль из Камеруна, которые в настоящее время находятся в Музее культуры Базеля (MKB) в Швейцарии, предметы из Музея Лондонского миссионерского общества и многие другие. |
Музей-заповедник Стейл |
Стиль Миссионерского музея был основан в 1931 году в здании миссии Общества Божественного Слова (SVD). Миссия была основана в Нидерландах святым Арнольдом Janssen в 1875 году для осуществления миссионерской деятельности, сосредоточенной на проповеди Евангелия в зарубежных странах. Общество Божественного Слова выросло и стало крупнейшей международной миссионерской конгрегацией Католической церкви. |
С 17 января по 29 июня на музейной выставке будут представлены три фильма, снятые священником-кинематографистом отцом Симоном Буисом на острове Флорес в 1920-х и 1930-х годах. Эти фильмы - фантазии, созданные по образцу голливудских сюжетов о запретной любви, принудительных браках, соседских войнах, а также о христианской любви. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|