ИИ Jesus не может отпустить ваши грехи
|
Этой осенью швейцарская католическая церковь установила искусственный интеллект Иисуса в исповедальне для общения с посетителями. Инсталляция представляла собой двухмесячный проект в области религии, технологий и искусства под названием "Бог в машине", созданный в Люцернском университете. Латинское название буквально означает "бог из машины"; оно отсылает к сюжетному приему, используемому в греческих и римских пьесах, когда бог появляется для разрешения неразрешимой проблемы или конфликта, с которым сталкиваются персонажи. |
Эта голограмма Иисуса Христа на экране была анимирована программой искусственного интеллекта. В программу ИИ входили богословские тексты, и посетителям предлагалось задавать вопросы ИИ Иисусу, который наблюдал за ними на мониторе за решетчатым экраном. Пользователям было рекомендовано не разглашать какую-либо личную информацию и подтвердить, что они знали, что взаимодействуют с аватаром на свой страх и риск. |
В некоторых заголовках говорилось, что искусственный интеллект Иисус на самом деле участвовал в ритуальном акте выслушивания признаний людей в их грехах, но это было не так. Однако, несмотря на то, что ИИ Иисус на самом деле не принимал исповедей, меня, как специалиста по истории христианского богослужения, встревожил сам факт размещения проекта ИИ в настоящей исповедальне, которой обычно пользуются прихожане. |
Исповедальня - это кабинка, где католические священники выслушивают признания прихожан в их грехах и даруют им отпущение грехов во имя Бога. Исповедь и покаяние всегда происходят в рамках человеческого сообщества, которым является церковь. Верующие люди исповедуются в своих грехах священникам или епископам. |
Ранняя история |
Священные писания Нового Завета ясно подчеркивают человеческий, общинный контекст признания грехов и покаяния в них. |
Например, в Евангелии от Иоанна Иисус обращается к своим апостолам со словами: "Чьи грехи вы простите, те прощены, а чьи грехи вы оставите при себе, они останутся при вас". А в послании Иакова христиан призывают исповедоваться друг перед другом в своих грехах. |
В ранние века церкви поощряли публичное исповедание в более серьезных грехах, таких как блуд или идолопоклонство. Церковные лидеры, называемые епископами, отпускали грехи грешникам и принимали их обратно в общество. |
Начиная с III века процесс прощения грехов стал более ритуализированным. Большинство исповедей в грехах оставалось частными — один на один со священником или епископом. Грешники выражали свое горе, совершая епитимью индивидуально, с помощью молитвы и поста. |
Однако к некоторым христианам, виновным в определенных серьезных преступлениях, таких как убийство, идолопоклонство, вероотступничество или сексуальные домогательства, относились бы совсем по-другому. |
Эти грешники совершали публичное покаяние всей группой. Некоторые из них должны были стоять на ступенях церкви и просить о молитве. Другие могли быть допущены на богослужение, но должны были стоять сзади или быть отпущены до того, как будут прочитаны Священные Писания. От кающихся ожидали, что они будут поститься и молиться, иногда в течение многих лет, прежде чем епископ совершит ритуальное примирение с церковной общиной. |
События Средневековья |
В первые века Средневековья публичное покаяние вышло из употребления, и все больше внимания уделялось устному признанию в грехах перед отдельным священником. После совершения покаянных молитв или действий, предписанных духовником, кающийся возвращался за отпущением грехов. |
Концепция чистилища также стала широко распространенной частью западной христианской духовности. Считалось, что это этап загробной жизни, на котором души умерших до исповеди с незначительными грехами или не совершивших епитимью, будут очищены духовными страданиями, прежде чем попасть на небеса. |
Живых друзей или членов семьи покойного поощряли возносить молитвы и совершать личные покаянные действия, такие как раздача милостыни — денег или одежды — бедным, чтобы сократить время, которое этим душам предстояло провести в этом промежуточном состоянии. |
Другие изменения произошли в позднем Средневековье. Согласно труду теолога Питера Ломбарда, епитимья была объявлена таинством, одним из главных обрядов католической церкви. В 1215 году был издан новый церковный документ, согласно которому каждый католик должен был исповедоваться и причащаться Святых Таин не реже одного раза в год. |
Священники, раскрывавшие личность кающегося, подвергались суровому наказанию. В руководствах для священников, которые обычно называют "Справочниками для исповедников", перечисляются различные виды грехов и предлагаются соответствующие епитимьи за каждый из них. |
Первые исповеди |
До XVI века желающие исповедаться в своих грехах должны были договариваться о встрече со своим духовенством, иногда прямо в местной церкви, когда она пустовала. |
Но католический Тридентский собор изменил это. На 14-й сессии в 1551 году рассматривались вопросы покаяния и исповеди, подчеркивалась важность личной исповеди священникам, призванным прощать во имя Христа. |
Вскоре после этого кардинал-архиепископ Милана Чарльз Борромео установил первые исповедальни вдоль стен своего собора. Эти кабинки были спроектированы с учетом физического барьера между священником и кающимся грешником для сохранения анонимности и предотвращения других злоупотреблений, таких как неподобающее сексуальное поведение. |
Подобные исповедальни появились в католических церквях в последующие столетия: основным элементом была ширма или завеса между священником-исповедником и мирянином, стоящим на коленях рядом с ним. Позже были добавлены занавески или двери, чтобы увеличить уединение и обеспечить конфиденциальность. |
Обряды покаяния в наше время |
В 1962 году папа Иоанн XXIII открыл Второй Ватиканский собор. Его первый документ, изданный в декабре 1963 года, установил новые нормы для продвижения и реформирования католической литургии. |
С 1975 года у католиков существует три формы обряда покаяния и примирения. Первая форма предусматривает частную исповедь, в то время как вторая и третья формы применяются к группам людей, участвующим в особых литургических обрядах. Вторая форма, часто используемая в определенное время в течение года, дает посетителям возможность исповедаться наедине с одним из многочисленных присутствующих священников. |
Третья форма может использоваться в особых обстоятельствах, когда угрожает смерть, и нет времени на индивидуальную исповедь, например, в результате стихийного бедствия или пандемии. Собравшимся дается общее отпущение грехов, а выжившие исповедуются в частном порядке после этого. |
Кроме того, эти реформы побудили к созданию второго места для исповеди: вместо того, чтобы ограничиваться кабинкой для исповеди, католики теперь имели возможность исповедоваться в своих грехах лицом к лицу со священником. |
Чтобы облегчить это, некоторые католические общины оборудовали в своих церквях комнаты примирения. Войдя в комнату, кающийся мог выбрать анонимность, встав на колени перед традиционной ширмой или обойдя ширму, направиться к стулу, установленному напротив священника. |
В последующие десятилетия отношение католиков к покаянию изменилось. Католики стали реже ходить на исповедь или вовсе перестали. Многие исповедальни пустовали или использовались для хранения вещей. Во многих приходах исповеди стали проводиться только по предварительной записи. Некоторые священники могут настаивать на личной исповеди, а некоторые кающиеся могут предпочесть только анонимную форму. Анонимная форма имеет приоритет, поскольку необходимо соблюдать конфиденциальность таинства. |
В 2002 году папа Иоанн Павел II обратился к некоторым из этих проблем, настаивая на том, чтобы приходы прилагали все усилия к установлению часов для исповеди. Сам папа Франциск озаботился возрождением таинства покаяния. Фактически, он продемонстрировал ее важность, явившись на исповедь лицом к лицу в соборе Святого Петра. |
Возможно, в будущем программа, подобная AI Jesus, могла бы круглосуточно предоставлять католикам и интересующимся вопросами представителям других конфессий информацию, советы, рекомендации и ограниченные духовные консультации. Но с точки зрения католиков, искусственный интеллект, не имеющий опыта обладания человеческим телом, эмоциями и надежды на трансцендентность, не может по-настоящему отпускать человеческие грехи. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|