Первое обнаружение отрицательных ионов на Луне
|
Первый прибор Европейского космического агентства, установленный на Луне, обнаружил присутствие отрицательных ионов на поверхности Луны, образующихся в результате взаимодействия с солнечным ветром. Европейская команда, работающая с прибором "Отрицательные ионы на лунной поверхности" (NILS), подтвердила успех этой научной миссии, которая совершила полет на дальнюю сторону Луны на борту космического аппарата "Чанъэ-6". Открытие нового компонента плазмы на поверхности Луны открывает новые возможности для космической физики и для полетов человека и роботов в эпоху возобновления исследований Луны. Первый детектор отрицательных ионов на Луне работал с перебоями, собирая данные в течение трех часов — в три раза больше, чем требовалось научным группам для успешного выполнения миссии. Это был первый случай, когда ЕКА получило научные данные на поверхности Луны. |
"Это была первая деятельность ЕКА на поверхности Луны, первое в мире научное исследование и первое лунное сотрудничество с Китаем. Мы собрали объем и качество данных, которые намного превзошли наши ожидания", - говорит Нил Мелвилл, технический директор ЕКА по эксперименту, организованному Шведским институтом космической физики (IRF). Солнечный ветер - это постоянный поток излучения и частиц, исходящих от Солнца. Магнитное поле Земли действует как защитный экран. В отличие от этого, на Луне нет магнитного поля и очень разреженная атмосфера, называемая экзосферой. Когда солнечный ветер достигает Луны, поверхность реагирует, поднимая вторичные частицы. Эти частицы могут быть положительно или отрицательно заряжены или вообще не иметь заряда. Хотя положительно заряженные частицы ранее измерялись с орбиты, измерение отрицательно заряженных частиц было сложной задачей. Отрицательные ионы недолговечны и не могут долететь до орбиты. Вот почему европейским ученым пришлось использовать свой прибор вблизи поверхности Луны — беспрецедентная задача для детектора частиц. |
"Эти наблюдения на Луне помогут нам лучше понять окружающую среду на поверхности и послужат ориентиром для изучения скоплений отрицательных ионов в других безвоздушных телах Солнечной системы, от планет до астероидов и других спутников", - объясняет Мартин Визер, главный исследователь NILS в IRF. Команда ученых-энтузиастов уже работает над публикациями исследований высокого уровня, чтобы поделиться результатами. Эти измерения и используемая аппаратура могут найти применение для дальнейших исследований лунной среды. 1 июня 2024 года в 23:23 по британскому летнему времени (2 июня в 00:23 по восточному времени) "Чанъэ-6" успешно приземлился в огромном кратере на обратной стороне Луны, известном как бассейн Южного полюса-Эйткена. Команда NILS проанализировала параметры места приземления (координаты 153,99° западной долготы, 41,64° южной широты), направление, угол наклона солнца и температуру и запросила активацию прибора примерно через четыре часа после приземления. |
NILS приступил к сбору научных данных через 280 минут после приземления. Первый период сбора данных продолжался 23 минуты, пока прибор не переключился на низкое напряжение. Между отключениями связи и перезагрузками последовало еще несколько циклов сбора данных. "Мы чередовали короткие включения на полную мощность и длительные периоды остывания, потому что прибор нагревался. Тот факт, что он остался в пределах своих расчетных тепловых параметров и сумел восстановиться в чрезвычайно жарких условиях, свидетельствует о качестве работы, проделанной Шведским институтом космической физики", - говорит Нил. NILS был отключен в 15:20 по британскому летнему времени/16:20 по восточному времени 3 июня 2024 года. Европейские наземные станции обеспечивают поддержку миссии "Чанъэ-6" на пути к Луне и обратно. Вскоре после запуска из Китая 3 мая 2024 года станция ЕКА "Куру" во Французской Гвиане в течение нескольких часов отслеживала космический аппарат, чтобы подтвердить его орбиту. Примерно 25 июня ЕКА примет сигналы от космического аппарата, возвращающегося на Землю с лунными образцами, с помощью станции Маспаломас, управляемой Национальным институтом аэрокосмической техники (INTA) на Гран-Канарии, Испания. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|