Звездные войны помогут понять почему происходят революции
Куклы Барби, фильмы и игрушки «Звездные войны» развлекали поколения американских детей — во многих случаях даже во взрослом возрасте. Но влияние этих брендов выходит за рамки страсти к ярко-розовым цветам и битвам на световых мечах. В частности, и фильм «Барби», вышедший в июле 2023 года, и телесериал из франшизы «Звездные войны» под названием «Андор» преподносят важные уроки о революциях. Голливуд уже давно одержим революциями. Восстания есть и в других популярных кинофраншизах, таких как «Голодные игры», «Гарри Поттер» и «Аватар». В каждой вымышленной вселенной группа угнетенных устраивает революцию, борющуюся за политическую и экономическую свободу. Как эксперты по вопросам насилия и демократизации, мы писали о том, как популярная культура позволяет людям лучше понимать реальные политические движения и кризисы. Мы также используем фильмы и шоу на наших занятиях, чтобы помочь учащимся узнать, почему происходят революции. И «Барби», и «Андор» полезны тем, кто хочет понять, почему происходят революции и что для них нужно. Их фундаментальный тезис: перед началом любой революции угнетенные должны сначала признать свое угнетение.
«Барби» начинается в вымышленном, очень розовом и идеальном для Калифорнии Барбиленде. Почти все являются либо версией куклы Барби, либо куклой Кена. А женщины — всех зовут Барби — отвечают за Барбиленд. Тем не менее, мужчины, которых всех вместе зовут Кен, в блаженном неведении о том, что они подвергаются политическим, экономическим и социальным репрессиям. Эти люди не являются частью правительства Барбиленда. Они не работают. Главный Кен, которого играет актер Райан Гослинг, описывает свою работу как «пляж». Было неясно, где вообще живут Кены, поскольку в идеальных пластиковых домах живут только женщины. Только когда главный Кен покидает вселенную Барбиленда и случайно попадает в реальный мир, он понимает, что дома мужчин угнетают. Кен видит, что мужчины обладают властью в корпоративных офисах и других местах реального мира. Он возвращается в Барбиленд с желанием улучшить жизнь других Кенов. Затем Кены заявляют, что все дома Барби принадлежат им, и захватывают все важные рабочие места в Барбиленде. Затем они пытаются изменить конституцию, но в конечном итоге Барби их останавливают.
Между тем аналогичный опыт пережил главный герой Кассиан Андор из вселенной «Звездных войн». Андор живет под властью самодержавной Галатской Империи. В отличие от кенсов, Андор отчасти осознает, что Империя угнетает. В юном возрасте Андор становится свидетелем того, как армия Империи, называемая Имперцами, убивает его друга. Когда он сопротивляется, его отправляют на три года в «молодежный центр», аналог колонии для несовершеннолетних. Но вместо того, чтобы стать мятежником, когда он станет старше, Андор незаметно пользуется системой и зарабатывает деньги, воруя у Империи. Только когда он подвергнется жестоким репрессиям в тюрьме, он попытается фактически свергнуть Империю. Эти вымышленные вселенные также показывают, как трудно революционным лидерам вербовать и организовывать других, чтобы они помогали бороться за свое дело. Иногда цена борьбы может быть слишком высокой, поскольку находящееся у власти правительство может заключить в тюрьму или казнить любого, кто попытается изменить систему. Это препятствует участию в революции. Если стоимость будет ниже, возможно, будет легче вербовать революционеров.
В «Барби», когда Кены пытаются изменить конституцию, чтобы предоставить мужчинам всю власть, Барби не сопротивляются насилию. Вместо этого они обманом заставляют Кенов завидовать друг другу, поэтому они разделяются и не могут работать вместе, чтобы изменить конституцию. Отсутствие насильственной реакции со стороны Барби снижает потенциальный риск революции для Кенов. Таким образом, главному Кену легче нанять других Кенов для изменения системы. В «Андоре» этого нет. Цена перемен – смерть, и мало кто присоединяется к революции. Только когда Андор попадает в тюрьму, он решает, что цена бездействия выше, чем цена присоединения к революции. Находясь в тюрьме, он понимает, что что бы он ни делал, Империя убьет его, заработав до смерти. Затем он решает восстать вместе с другими заключенными. В реальной жизни вербовка других для участия в революции со временем может стать проще, если в ней будет участвовать все больше и больше людей. Чем больше людей, тем труднее правительству наказать всех бунтующих людей. Это, в свою очередь, делает присоединение к делу более безопасным, а значит, к нему может присоединиться больше людей. Тюремное восстание в «Андоре» иллюстрирует это.
Андор убеждает других заключенных восстать, правдиво говоря им, что вместе с ними будут сражаться еще 5000 человек. Он поясняет, что число заключенных значительно превосходит численность тюремной охраны. Затем все остальные заключенные решают дать отпор и сбежать, поскольку их шансы на успешный побег выше, а шансы на наказание ниже. И «Барби», и «Андор» также учат нас тому, что нужно для сохранения мира после революции: важно включить оппозицию в правительство. После восстания Кена Барби привлекают больше Кенов в правительство Барбиленда. Рассказчик намекает, что Кены в конечном итоге получат столько же власти и влияния, сколько «женщины имеют в реальном мире». После восстания «Андор» формируется правительство под названием «Новая Республика», которое признает, что для поддержания мира оно должно дать политическую амнистию бывшим членам несостоявшейся Галактической Империи. Большинство гражданских войн заканчиваются победой одной стороны, и лишь немногие заканчиваются мирным соглашением путем переговоров. Однако, даже если одна сторона выиграла войну, исследования показывают, что победившей стороне все равно необходимо привлечь проигравшую сторону, чтобы предотвратить дальнейшее насилие.
После революции или гражданской войны политика правительства, направленная на создание равенства и равенства, разделение власти с маргинализированными группами и предоставление амнистии оппозиции, может иметь большое значение для предотвращения будущего насилия. Однако после революции по-прежнему сложно поддерживать мир. Гражданские восстания в Афганистане с 1992 по 1996 год, Центральноафриканской Республике с 2012 года по настоящее время и Сирии с 2011 года по сегодняшний день демонстрируют, что трудно поддерживать мир после гражданского конфликта. Во всех трех этих местах произошли жестокие восстания, направленные на то, чтобы бросить вызов правительству, контролирующему ситуацию. Насилие и политическая нестабильность также распространены в этих трех странах, которые внутренне разделены и контролируются различными правительствами и группами ополченцев. Одним из лучших предсказателей гражданских войн является то, была ли в стране гражданская война в течение последних пяти лет. Риск гражданской войны уменьшается с течением времени по мере того, как страна удаляется от своего последнего внутреннего конфликта.
В Барбиленде Кены должны чувствовать, что у них есть голос и некоторый контроль над своей жизнью, как только Барби вернутся к власти, иначе они могут стать свидетелями нового восстания Кена. Это вызывает беспокойство, поскольку президент отклоняет просьбу Кенов о месте в Верховном суде и вместо этого говорит, что, возможно, может произойти назначение судьи в суд низшей инстанции. Может ли это быть признаком того, что в Барбиленде впереди еще больше проблем? Революция также не разрешается в «Андоре», и нам приходится ждать до «Возвращение джедая», чтобы это восстание разрешилось. Однако возникшая в конечном итоге Новая Республика неспособна предотвратить конфликт, поскольку Первый Орден поднимается и уничтожает Сенат Новой Республики в седьмом фильме «Звездные войны». Хотя революция трудна, управление еще сложнее.