Марсоходу предстоит самый сложный подъем на Марсе
|
5 августа марсоход НАСА Curiosity отметит свой 11-й год на Марсе, занимаясь тем, что у него получается лучше всего: изучением поверхности Красной планеты. Бесстрашный бот недавно исследовал место по прозвищу «Джау», которое испещрено десятками ударных кратеров. Ученым редко удавалось увидеть такое количество марсианских кратеров в одном месте крупным планом. По оценкам, самый большой из них имеет длину не меньше баскетбольной площадки, хотя большинство из них намного меньше. Джау — это пит-стоп на пути марсохода к предгорьям горы Шарп, горы высотой 3 мили (5 километров), которая миллиарды лет назад была покрыта озерами, реками и ручьями. Каждый слой горы сформировался в разную эпоху древнего климата Марса, и чем выше Curiosity, тем больше ученые узнают о том, как менялся ландшафт с течением времени. |
Путь в гору за последние несколько месяцев потребовал самого трудного подъема, который когда-либо совершал Curiosity. Были более крутые подъемы и более опасная местность, но миссия никогда не сталкивалась с тремя проблемами, связанными с этим склоном: резкий уклон в 23 градуса, скользкий песок и камни размером с колесо. Из-за этой тройственности марсоход с трудом преодолевал полдюжины поездок в мае и июне, раздражая водителей Curiosity на Земле. «Если вы когда-нибудь пытались взобраться на песчаную дюну на пляже — а это, по сути, то, что мы делали, — вы знаете, что это сложно, но там тоже были валуны», — сказала Эми Хейл, водитель марсохода Curiosity в NASA Jet. Лаборатория двигателей в Южной Калифорнии. |
Хейл — один из 15 «планировщиков вездеходов», которые каждый день пишут сотни строк кода для управления системой мобильности и роботизированной рукой Curiosity. (Они не управляют марсоходом в режиме реального времени; инструкции отправляются на Марс накануне вечером, а данные возвращаются на Землю только после того, как марсоход завершит работу.) Эти инженеры сотрудничают с учеными, чтобы выяснить, куда направить марсоход. , какие снимки делать и какие цели изучать с помощью инструментов на его 7-футовой (2-метровой) роботизированной руке. Но планировщики марсоходов также постоянно находятся в поиске опасностей. Им приходится писать команды, чтобы объезжать остроконечные скалы и минимизировать износ потрепанных колес Curiosity. Геологи в команде используют свой полевой опыт здесь, на Земле, чтобы помочь найти глубокий песок и нестабильные скальные образования. В миссии даже есть роль, чтобы оценить, может ли стена каньона препятствовать радиосвязи с Землей. |
Curiosity никогда не подвергался опасности во время восхождения на Джау: команда не планирует ничего, что могло бы повредить марсоход, и планировщики пишут команды, чтобы Curiosity прекратил движение, если столкнется с какими-либо неожиданностями. Неожиданные остановки, называемые «сбоями», могут произойти, когда колеса слишком сильно пробуксовывают или колесо слишком высоко поднимается из-за большого камня. На пути к Джау марсоход несколько раз попадал в оба сценария. «По сути, мы играли в бинго по ошибкам», — сказал Дейн Шолен, руководитель отдела стратегического планирования Curiosity в JPL. «Каждый день, когда мы приходили, мы обнаруживали, что виноваты по той или иной причине». |
Вместо того, чтобы продолжать бороться с первоначальным курсом, Шолен и его коллеги сделали боковой объезд, присматриваясь к месту примерно в 492 футах (150 метрах) от места, где уклон выровнялся. По крайней мере, так казалось: планировщики полагаются на изображения с орбитального аппарата NASA Mars Reconnaissance Orbiter, чтобы получить приблизительное представление о местности, но изображения, полученные из космоса, не могут точно показать, насколько крутым является склон или есть ли там валуны. Объезд добавил бы несколько недель к путешествию в Джау, если только местность не таила в себе больше сюрпризов. Если бы это было так, обход мог быть напрасным, и ученым пришлось бы продолжать искать другой путь на гору Шарп. К счастью, обходной путь окупился, позволив Curiosity подняться на вершину склона. «Было здорово наконец перебраться через хребет и увидеть этот удивительный вид», — сказал Шолен. |
«Я весь день смотрю на изображения Марса, так что я действительно чувствую пейзаж. Мне часто кажется, что я стою прямо там, рядом с Curiosity, оглядываясь на то, как далеко он поднялся». После трудного подъема ученые Curiosity завершили исследование скопления кратеров Жау. Распространенные на Марсе скопления могут образовываться, когда метеор распадается в атмосфере планеты или когда его фрагменты отбрасываются в результате удара большого, более отдаленного метеороида. Ученые хотят понять, как относительно мягкие породы богатой солью местности повлияли на то, как образовались и изменились кратеры с течением времени. Несмотря на все, что Марс бросил Curiosity, марсоход не замедляется. Скоро он снова отправится исследовать новую область выше на горе Шарп. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|