Вера в сверхъестественное существовала всегда
|
Религия есть человеческая универсалия. На протяжении тысячелетий люди придерживались религиозных убеждений и участвовали в религиозных ритуалах. На протяжении всей истории каждое человеческое общество отличалось какой-то сверхъестественной или религиозной верой. Почему религия так распространена? Одна из причин заключается в том, что это мощный инструмент для объяснения. Мир — загадочное место, и до возникновения современной науки он был еще более загадочным. Религия может быть способом понять эту тайну. Эта идея восходит к теологам и философам, таким как Генри Драммонд и Фридрих Ницше, которые оба поддерживали гипотезу «Бога пробелов», согласно которой божественное вмешательство Бога используется для объяснения пробелов в научных знаниях. Например, древние китайское и корейское общества обращались к божественному вмешательству, чтобы оправдать смену своих правителей, тогда как египтяне, ацтеки, кельты использовали волю богов для объяснения небесных циклов. |
В современном мире многие христиане США рассматривают пандемию COVID как форму божественного наказания. Тем не менее, несмотря на эти конкретные примеры, мы мало знаем о том, какие явления люди пытаются объяснить с помощью религии. Если религия помогает нам заполнить пробелы в знаниях, то какие пробелы она, скорее всего, заполнит? Наша международная исследовательская группа занималась этим вопросом в течение последних пяти лет, изучая этнографии обществ по всему миру и на протяжении всей истории. Мы обнаружили, что общества в подавляющем большинстве случаев имеют сверхъестественные убеждения, касающиеся «природных» явлений, а не «социальных» явлений. Наше исследование доступно онлайн и опубликовано в журнале Nature Human Behaviour. В общей сложности наша исследовательская выборка включала исторические записи из 114 различных обществ. Они варьировались от кочевых групп охотников-собирателей в Африке (таких как народ кунг) до рыбацких и садоводческих обществ с островов Тихого океана (таких как люди с Тробрианских островов) до крупных «сложных» обществ с современными технологиями и письменными записями, такие как яванское, малайское и турецкое общества). |
Для каждого общества мы прочитали этнографические тексты и определили сверхъестественные объяснения, которые обычно использовались его людьми. Затем мы определили источник объяснения. Нас особенно интересовало, сосредоточены ли сверхъестественные объяснения на «естественных» явлениях — событиях, не имеющих явной человеческой причины, таких как болезни, стихийные бедствия и засуха, — или же они сосредоточены на антропогенных «социальных» явлениях, таких как войны, убийства и воровство. . Объяснения всем этим разнообразным явлениям мы нашли в нашем обзоре. Например, народ каяпа из тропических лесов Эквадора приписывал молнию, естественное явление, духу грома, который носил большой меч, который блестел, когда он использовал его в бою. А команчи, жившие на великих американских равнинах, объясняли время войны, социальный феномен, с помощью снов знахарей. Однако наши результаты также выявили поразительный пробел: сверхъестественные объяснения природных явлений были гораздо более распространены, чем социальные. |
На самом деле, почти во всех опрошенных нами обществах были сверхъестественные объяснения природных явлений, таких как болезни (96%), стихийные бедствия (92%) и засуха (90%). Меньше было сверхъестественных объяснений военных действий (67%), убийств (82%) и воровства (26%). Глобальная распространенность естественно сфокусированных сверхъестественных объяснений — один из самых поразительных результатов нашего исследования. Отчасти это удивительно, потому что современные основные религии, такие как христианство и ислам, являются очень социальными институтами. Современные христиане полагаются на свои религиозные убеждения скорее как на социальный и моральный компас, чем на способ понять погоду. Точно так же Библия пытается объяснить множество социальных явлений. История Каина и Авеля объясняет происхождение убийства, а Книга Иисуса Навина объясняет сверхъестественные причины войны, разрушившей Иерихон. |
Так как же мы можем объяснить контраст между сверхъестественными объяснениями в современном христианстве и сверхъестественными объяснениями в традиционных обществах, о которых говорится в исторических записях? Одна из наших находок может дать подсказку. Мы обнаружили, что общества вырабатывают более сверхъестественные объяснения социальных явлений по мере того, как они становятся больше и сложнее. Более густонаселенные общества с валютой и наземным транспортом с большей вероятностью объясняли такие события, как воровство и военные действия, используя сверхъестественные принципы, чем небольшие группы охотников-собирателей и садоводов. Мы не можем с уверенностью сказать, почему это так. |
Это может быть потому, что люди меньше знают друг друга и меньше доверяют друг другу в больших обществах, и это приводит к вере в колдовство и колдовство. Или, возможно, люди в более крупных сложных обществах больше озабочены такими проблемами, как война и воровство, и поэтому с большей вероятностью будут разрабатывать для них сверхъестественные объяснения. Такие интеллектуалы, как Эдвард Тайлор и Дэвид Хьюм, считали, что религиозные верования могли возникнуть как средство объяснения природных явлений. Хотя наше исследование не может пролить свет на происхождение религии, оно подтверждает эту идею. Но помимо этого, это также показывает, что общества с большей вероятностью обратятся к религии, чтобы понять социальный мир, поскольку они становятся больше и сложнее. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|