Как засуха дестабилизировала последний крупный город майя
|
Город Маяпан был крупнейшим городом майя примерно с 1200 по 1450 год нашей эры. Это был важный политический, экономический и религиозный центр, а также столица большого государства, которое контролировало большую часть северо-западного Юкатана в современной Мексике. Когда в начале 1500-х годов сюда прибыли испанцы, Майяпан вспоминали с любовью, и майя с гордостью заявляли о своем происхождении от его бывших жителей. Но врожденная нестабильность означала, что он был обречен на провал. Или так история пошла. Это повествование в течение некоторого времени влияло на взгляды на этот важный город и на этот период цивилизации майя в целом. В новом исследовании я и мои сотрудники показываем, что война, крах и оставление в Майяпане не были неизбежными. Вместо этого они усугубились засухой. |
Эксперты из самых разных областей работали вместе, чтобы собрать воедино эту историю. В состав группы входили археологи, биологические антропологи, геологи и палеоклиматологи. Археологи во главе с Карлосом Пераса Лопе из Национального института антропологии и истории Мексики и Мэрилин Массон из Университета штата Нью-Йорк в Олбани интенсивно исследуют руины Майяпана с 1996 и 1999 годов соответственно. С 1950-х годов на участке велись прерывистые работы. Исследователи давно подозревали, что Майяпан сильно рухнул, основываясь на ранних колониальных документах. В этих записях описывается восстание, возглавляемое знатной семьей Сю, которое привело к резне правящей семьи Коком. Когда археологи из Института Карнеги в Вашингтоне начали исследовать это место в 1950-х годах, они не были удивлены, обнаружив захороненные тела, которые не подверглись обычному уважительному погребальному обращению. |
![]() |
Я биоархеолог, а это значит, что моя работа заключалась в том, чтобы искать в скелетах доказательства травм, которые, возможно, способствовали смерти этих людей. Эти доказательства поддержали бы идею насильственного разрушения города. В большинстве захоронений отсутствовали следы насилия. Однако у некоторых были обнаружены травмы, такие как застрявшие наконечники стрел, колющие раны или удары тупым предметом по черепу. Признаки насилия были сосредоточены в важных контекстах на этом месте и были обнаружены в связи со свидетельствами осквернения и преднамеренного разрушения. Похоже, некоторые из элитных обитателей этого места стали жертвами насилия. Чтобы выяснить, когда произошел этот конфликт и как он связан с изменениями климата, потребовалось большое количество высокоточных радиоуглеродных дат и палеоклиматических данных окрестностей Маяпана. Эти анализы проводились в лабораториях Дугласа Кеннета из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, Дэвида Ходелла из Кембриджского университета и их коллег. |
В результате у нас теперь есть больше данных радиоуглеродного датирования для Майяпана, чем для любого другого местонахождения майя. Тем временем палеоклиматические данные были получены из сталагмита, извлеченного из пещеры непосредственно под главной пирамидой храма, посвященной пернатому змеиному божеству Кукулькану. Этот анализ показал, что эпизоды насилия стали более частыми позже в истории этого места, что соответствует свидетельствам засухи, которая началась в конце 1300-х годов и продолжалась до 1400-х годов. В частности, одно массовое захоронение, обнаруженное в самой священной части Маяпана у подножия храма Кукулькан, по-видимому, относится ко времени предполагаемого разрушения города в середине 1400-х годов. Примечательно, что это было подтверждено радиоуглеродным анализом, подтверждающим исторические отчеты о насильственном свержении этого места в то время. |
Но на этом история не заканчивается. Радиоуглеродное датирование также дало неожиданный результат: население Майяпана начало сокращаться примерно после 1350 г. н.э. Действительно, к моменту своего знаменитого обвала в середине 1400-х годов город уже был в значительной степени заброшен. Возможно, поскольку засуха продолжалась до конца 1300-х годов, жители Маяпана начали голосовать ногами. После падения Маяпана бывшие жители города вернулись на родину своих предков в разные части полуострова Юкатан. Ко времени контактов с испанцами в начале 1500-х годов полуостров был разделен на ряд независимых провинций, некоторые из которых процветали. Хотя наше исследование проводилось в совершенно другое время и в другом месте, оно вносит свой вклад в текущие усилия по борьбе с глобальным изменением климата. Когда условия окружающей среды были благоприятными, популяция увеличивалась. Но когда условия ухудшались, это оказывало давление на социальные и политические институты. |
Люди Майяпана мигрировали из города, чтобы справиться с изменением климата. Хотя миграция может быть меньшим решением перед лицом сегодняшнего изменения климата, из-за глобального уровня населения ожидается, что число климатических беженцев будет быстро расти без значительных действий со стороны правительств и граждан. Для решения таких серьезных вопросов, как этот, требуется междисциплинарное сотрудничество, которого трудно достичь, но оно необходимо. Важно отметить, что местные общины юкатекских майя были неотъемлемой частью этого процесса. Жители столь же древнего города Тельчакильо, расположенного недалеко от Майяпана, внесли неоценимый вклад в эту работу, включая раскопки, очистку, обработку и анализ артефактов. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|