Почему хорошие люди совершают плохие поступки
|
|
История знает немало случаев того, как всеми уважаемые и успешные профессионалы совершали противоправные действия, оказываясь в центре громких финансовых скандалов. Что заставляет людей переступать ту грань, где заканчивается добропорядочность и начинаются беззакония?
|
|
Профессор по бизнес-этике в Роттердамской школе менеджмента Мюэл Каптейн попытался разобраться в этом вопросе и выделил несколько ключевых моментов того, почему хорошие люди могут превратиться в нарушителей и преступников:
|
|
«Туннельное зрение»
|
|
Ставить и добиваться целей очень важно, как в жизни, так и в карьере. Однако упорно преследуя одну и ту же цель, можно не заметить утрату нравственных ориентиров. Человек в погоне за результатом, может стать слеп ко всему остальному.
|
|
Сила имён
|
|
Когда одни понятия подменяются другими (взяточничество – «ускорить процесс», финансовые махинации – «финансовых инжиниринг»), то афёры и правонарушения могут рассматриваться в более позитивном ключе.
|
|
Также анонимность и использование эвфемизмов (слов-заменителей) порождают некую свободу действий и освобождают человека от ответственности за совершение незаконных действий.
|
|
Теория социальной связи
|
|
В крупных организациях сотрудники могут чувствовать себя винтиками одного большого механизма нежели индивидуумами. Когда люди ощущают себя оторванными от производственных целей и руководства, они становятся более склонны мошенничеству.
|
|
В случае если сотрудники чувствуют себя брошенными – так, как будто они перестали двигаться в том же направлении, что и сама компания – на первый план выходят их корыстные интересы.
|
Эффект Галатеи
|
|
Самооценка определяет наше поведение. Люди, которые считают себя сильными личностями, имеют меньше шансов совершить неблаговидные поступки.
|
|
Кроме того, люди, за которых всё решает их окружение, чаще всего нарушают правила, так как чувствуют себя менее ответственными за происходящее.
|
Спешка
|
|
Каптейн утверждает, что когда руководитель не может контролировать время, находящееся в распоряжении его подчинённых, он оказывает немалое психологическое давление на сотрудников, требуя скорейшего выполнения поставленных задач.
|
|
Примером этому служит эксперимент, проведённый среди группы студентов-теологов, которым прочли притчу о добром самаритянине, где рассказывалось о бескорыстной помощи попавшему в беду человеку от совершенно незнакомого ему прохожего. Согласно условиям эксперимента, каждый из студентов должен был пройти от одного здания к другому. На его пути встречался человек, умоляющий о помощи.
|
|
Если на переход от одного знания к другому давалось достаточное количество времени, то пострадавшему, как правило, помогали все. Когда время умышленно сокращалось, то лишь 63% студентов оказывали помощь. Когда студентам советовали добраться до места как можно быстрее, то 90% из них игнорировали мольбы страждущего.
|
|
Топ-менеджеры должны понимать, что не существует никакой зависимости между количеством часов, проведённых человеком на рабочем месте, и результатами его работы.
|
Игнорирование мелкого воровства
|
|
На любой работе можно найти множество мелких соблазнов. Канцтовары, сахарные пакетики, туалетная бумага частенько перекочёвывают из офиса в дома сотрудников.
|
|
Как правило, подобные мелкие кражи остаются без внимания. Но та грань, за которую недобросовестный сотрудник может переступить, легко стирается, и кражи покрупнее воспринимаются им как что-то само собой разумеющееся.
|
Эгоцентричные предубеждения
|
|
Мало кому хочется признавать себя посредственным работником; многие считают, что они лучше и умнее других. Вот почему иногда возникает чувство протеста. К примеру, чужое продвижение по службе воспринимается коллегами как большое недоразумение, не относящееся к профессиональным заслугам работника.
|
|
Необъективность и чувство несправедливости заставляет людей идти на разного рода ухищрения и обман.
|
Эффект Пигмалиона
|
|
Определённое отношение к людям влияет на их поведение. Когда начальник относится к сотрудникам с недоверием и подозревает их в потенциальном воровстве, то с большей вероятностью они начинают вести себя как воры.
|
|
Данный эффект возникает даже у тех сотрудников, которые ни о чём таком никогда не помышляли.
|
Влияние среды
|
|
Сотрудники являются отражением окружающей их среды. Если на работе господствует коррупция, то продажность и подкупность воспринимается ими как должное.
|
|
Исследование, проводимое среди работников разных стран, показало, что люди, являющиеся выходцами из стран с высоким уровнем коррупции, более охотно брали и давали взятки.
|
Теория реактивного сопротивления
|
|
Как мы знаем, правила были разработаны для того, чтобы предотвращать неэтичное поведение. Однако когда правила считают несправедливыми или чрезмерными, они могут вызвать обратную реакцию.
|
|
Если человек чувствует в них угрозу своей свободе, он из принципа станет нарушать законы, пренебрегая данными правилами.
|
Подчинение
|
|
Подчинение нижестоящих сотрудников вышестоящим выступает основой, на которой построены любые рабочие отношения. Если начальник просит сделать что-либо (даже если это никак не вписывается в рамки закона), то чрезвычайно трудно порой ответить ему отказом.
|
|
Проще всего оправдать плохое поведение, а если люди выступают в качестве инструмента, исполняющего чужие желания, они чувствуют себя менее ответственными за происходящее.
|
Слепой эффект власти
|
|
Обретая власть и влияние, люди начинают предъявлять более завышенные требования не себе, а к другим. Устанавливая правила, они требуют их беспрекословного выполнения от подчинённых, но сами пренебрегают ими. Вот почему зачастую начальство обретает чувство вседозволенности и безнаказанности.
|
Теория разбитых окон
|
|
Данную теорию в своё время популяризировал мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани, когда прилагал огромные усилия по снижению уровня преступности. Её идея заключалась в том, чтобы жёстко контролировать мелкие преступления и создавать некое подобие порядка в городе, тем самым препятствуя возникновению новых, более серьёзных правонарушений.
|
|
Происходящие на глазах людей беспорядки вызывают «цепную реакцию», провоцируя на дальнейшие беззакония. Иными словами, если в здании разбили стекло и не вставили новое, то рано или поздно в нём будут разбиты все остальные окна.
|
Эффект безбилетника
|
|
Когда вокруг всё в целом благополучно, некоторые люди начинают думать, что один маленький проступок ничего не изменит.
|
|
«Если никто не ворует на рабочем месте, то компания вряд ли заметит небольшую пропажу», – думают они.
|
|
Положительное поведение иногда может вызвать обратную реакцию, а люди начинают позволять себе вольности, если общая сумма ущерба ограничена.
|
«Победитель получает всё»
|
|
В ситуациях, где существует чётко определённый победитель и проигравший, люди с большей долей вероятности начинают хитрить и обманывать, так как отчаянно хотят избежать финансовых и репутационных потерь. Конкурентная среда, в которой есть лучшие и худшие, подталкивает сотрудников вести нечестную игру.
|
|
Причина заключается в том, что победы и поражения задевают человеческое самолюбие. Каптейн утверждает, что организационная культура, поощряющая эгоизм, порождает ревность, зависть и мстительность среди сотрудников, стремящихся сохранить приобретённые статус и почести.
|
|
Причём люди, которые ближе всего оказываются у цели, пойдут на жульничество скорее, чем те, кому до цели ещё далеко.
|
Проблематичность наказания
|
|
Применение штрафов и других экономических санкций в ответ на «нечестную игру» и неэтичное поведение может возыметь нежелательный эффект. Само понятие «хорошего поступка» обесценивается.
|
|
Получается, что у любого проступка есть своя «цена», которую правонарушитель просчитывает для себя как «выгодную» или нет.
|
Механизм индукции
|
|
Люди склонны сравнивать свой настоящий опыт с прошлым. Другими словами, как только человек переступает черту дозволенного, он уже не считает свой поступок предосудительным.
|
|
А когда повторяющиеся аморальные действия становятся нормой, то более тяжёлое преступление становится лишь вопросом времени.
|
Эффект компенсации
|
|
Иногда люди, которые долгие годы вели себя честно и поступали правильно, вдруг начинали пускаться во все тяжкие. То есть накопленный так называемый «кредит доверия» позволял им оправдывать свои проступки в будущем.
|
Конформизм
|
|
Никто не любит доставлять неудобств и слыть в коллективе «белой» вороной. Чтобы вписаться в него люди стараются вести себя в соответствии с теми принципами и правилами, которые господствуют в данном коллективе.
|
|
Поэтому ради сохранения устоявшихся норм и порядка новички предпочитают игнорировать некие «злоупотребления» полномочиями и принятие «сомнительных» решений.
|
|
http://mixstuff.ru/archives/64470
|