Дьявольские деньги раннего средневековья в Хезингене
|
Археологи раскопали уникальное культовое место раннего средневековья в Хезингене, Нидерланды, которое предлагает беспрецедентный взгляд на языческие ритуалы, предшествовавшие официальной христианизации региона. |
Раскопки, начавшиеся в 7 веке, свидетельствуют о сложной системе ритуальных захоронений, включающей золотые монеты, ювелирные изделия и ритуальные жертвоприношения животных. Это говорит о том, что религиозная практика, контролируемая элитой, постепенно прекращалась. |
Открытие городища Хезинген является одним из наиболее хорошо сохранившихся примеров культовых сооружений раннего средневековья под открытым небом, проливающих свет на ритуальное поведение общин до того, как их охватили христианские традиции. |
Находки, недавно опубликованные в журнале Medieval Archaeology, подтверждают наличие жертвоприношений и предполагают, что это место служило центральным местом для духовных и общественных собраний. |
“Использование этого места прекратилось примерно в 700 году нашей эры, по меньшей мере на полвека раньше официальной христианизации этого района”, - пишут исследователи. “Это может свидетельствовать о том, что местная элита, с которой, по-видимому, было связано это место, стала христианами раньше или, по крайней мере, отошла от коллективных проявлений язычества”. |
![]() |
Стоянка Хезинген, расположенная на возвышенности недалеко от древней дорожной развязки, состоит из ряда деревянных столбов и большого валуна, которые, вероятно, служили координационными центрами для ритуальных действий. |
Исследователи говорят, что жертвоприношения совершались постоянно на протяжении примерно 100 лет, что указывает на важность этого места для местных сообществ. Находка золотых монет, ювелирных изделий и высокое содержание фосфатов в почве позволяют предположить, что материальное благополучие и жертвоприношения животных были ключевыми элементами религиозных функций этого места. |
Что делает Хезинген интересным, так это время его упадка. Это место было заброшено около 700 года нашей эры, значительно раньше официальной христианизации региона. |
Это раннее прекращение может свидетельствовать о том, что местная элита, возможно, под влиянием дипломатических и торговых отношений, начала принимать христианство или, по крайней мере, отошла от публичных языческих ритуалов в пользу более приватного выражения веры. |
К наиболее поразительным артефактам, найденным на месте раскопок, относятся золотые тремиссы — небольшие монеты из чистого золота поздней античности, серебряные украшения и декоративные подвески с изображениями, напоминающими германскую мифологию. |
Хранение этих ценных предметов, вероятно, было формой ритуального подношения, практикой, обычно связанной с обеспечением божественной благосклонности или отмечанием важных общественных событий. |
Одним из самых интригующих аспектов этого открытия является его связь с термином “Диоболгельде”, или "Деньги дьявола", - словосочетанием, встречающимся в раннехристианских текстах, осуждавших языческие жертвоприношения. |
Присутствие золотых монет на месте раскопок в Хезингене согласуется с этой терминологией, что позволяет предположить, что подобная практика была широко распространена и глубоко укоренилась в местных обычаях до того, как христианские миссионеры активно препятствовали ее распространению. |
Местоположение раскопок в Хезингене дает ценную информацию о том, как дохристианские общины взаимодействовали со своей средой обитания. Расположение раскопок рядом с доисторическим курганом и священным источником позволяет предположить, что они были частью более широкого ритуального ландшафта, где природные и рукотворные объекты играли символическую роль в религиозных церемониях. |
Аналогичные памятники в Дании и Швеции, такие как Леркефрид и Тиссо, демонстрируют схожие образцы жертвоприношений под открытым небом, что указывает на то, что Хезинген был частью более широкой североевропейской традиции. |
Уникальной особенностью этого места является расположение столбов в соответствии с восходящим и заходящим солнцем во время равноденствий. Эта солнечная связь позволяет предположить, что это место, возможно, использовалось для обозначения сезонных переходов - важного аспекта языческой религиозной жизни, который часто переплетался с сельскохозяйственными циклами и обрядами плодородия. |
Значение Хезингенского городища выходит за рамки его собственного исторического повествования. Это перекликается с недавними открытиями ритуальных месторождений в других частях света, такими как раскопки золотых и серебряных артефактов на недавно обнаруженном месте расположения храма в Перу или недавняя находка клада ритуальных украшений в Болгарии. |
Подобные находки подтверждают идею о том, что в досовременных обществах часто практиковались сложные религиозные и социальные практики, связанные с накоплением богатства и церемониальными подношениями. |
Несмотря на то, что эти места находятся на разных континентах, исследователи отметили, что сходство между ними указывает на всеобщую склонность людей к священным жертвоприношениям, чтобы умилостивить божеств или заручиться сверхъестественной благосклонностью. |
“В Нидерландах было обнаружено довольно много других золотых кладов раннего средневековья, но их интерпретация часто затруднена из-за отсутствия контекстуальной информации”, - пишут исследователи. “В некоторых случаях они интерпретируются как запасы на случай непредвиденных обстоятельств, спрятанные для последующего извлечения. Идентификация Хезингена как культового места ставит под сомнение интерпретацию этих ‘золотых кладов”". |
Окончательный упадок культового сооружения в Хезингене связан с более широким переходом от язычества к христианству в раннесредневековой Европе. По мере того как христианские миссионеры расширяли свое влияние, традиционные места отправления культа либо перепрофилировались, либо были заброшены. Отказ от покровительства элиты, вероятно, сыграл значительную роль в прекращении ритуалов в Хезингене, поскольку общественные структуры власти эволюционировали в соответствии с христианской верой. |
Отсутствие значительных разрушений или свидетельств принудительного закрытия говорит о том, что переход, возможно, был постепенным, а не насильственным. В отличие от некоторых мест, где языческие святыни были намеренно осквернены, Хезинген, похоже, вышел из употребления, что является молчаливым свидетельством медленного, но неизбежного процесса религиозной трансформации. |
Раскопки в Хезингене представляют собой важную часть головоломки в понимании религиозных практик раннего Средневековья. Тщательные раскопки и междисциплинарный анализ позволили получить беспрецедентный взгляд на то, как общины Нидерландов формировали духовный ландшафт своего времени. |
Преодолевая разрыв между археологией и историческими текстами, исследователи могут реконструировать сложное взаимодействие между языческими традициями и расширяющимся христианским мировоззрением. |
“Что касается будущих находок раннесредневековых сокровищ, крайне важно, чтобы мы тщательно и междисциплинарно изучили их контекст”, - заключили исследователи. “Находки должны регистрироваться индивидуально, с привлечением высококвалифицированных специалистов по металлоискательству. И результаты должны быть изучены непредвзято”. |
“К находкам сокровищ следует относиться в первую очередь не как к сокровищам, а как к археологическим объектам”. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|