Новое исследование показало, что лицо на Туринской плащанице не могло принадлежать голове Иисуса, и сомнительно, что он когда–либо прикасался к ней. На этом артефакте, отмеченном слабыми отпечатками тела и лица, многие полагают, что это настоящая ткань, в которую было завернуто тело Христа после его распятия.
Но его документированная история начинается только в середине XIV века, и почти столько же времени он был источником скептицизма, и многие отвергали его как средневековую подделку.
Теперь новое исследование показало, что отпечаток на плащанице мог быть оставлен не трехмерным человеческим телом, а, возможно, барельефом - неглубокой резьбой.
Чтобы прийти к такому выводу, Цицерон Мораес, автор нового исследования, создал виртуальную симуляцию, в которой тело было накрыто тканью, чтобы воспроизвести знаменитую плащаницу.
Но в результате перехода с 3D на 2D-изображение на виртуальной ткани, когда она была разложена ровно, было получено "искаженное и значительно более четкое изображение", чем на плащанице.
Исследование показало, что только при повторении процесса с барельефом вместо тела можно получить изображение, подобное тому, что было на артефакте.
Г-н Мораес, бразильский судебно-медицинский эксперт и 3D-иллюстратор, сказал: "Объяснение различий очень простое.
"Когда вы оборачиваете 3D-объект тканью, и этот объект оставляет рисунок, похожий на пятна крови, эти пятна создают более прочную и деформированную структуру по отношению к источнику.
"Итак, грубо говоря, то, что мы видим в результате печати пятен с человеческого тела, было бы его более опухшей и искаженной версией, а не изображением, похожим на фотокопию.
"Однако барельеф не привел бы к деформации изображения, в результате чего получилась бы фигура, напоминающая фотокопию тела".
Изображение отпечатка, оставленного трехмерным телом, демонстрирует разительную разницу с плащаницей.
Кожа головы и пальцы ног странно вывернуты наружу, в то время как большие части туловища, область паха и шеи вообще не были запечатлены, и в целом сходство очень велико.
Между тем, изображение отпечатка, оставленного неглубоким барельефом, позволяет хорошо воссоздать изображение с плащаницы.
В качестве пояснения г-н Мораес привел в пример маску Агамемнона, золотую посмертную маску, которая, как предполагалось, была отлита с лица древнего микенского царя.
Оно кажется слишком широким для человеческого лица, но мистер Мораес сказал, что на самом деле это обычное искажение.
Он сказал: "Любой внимательный взрослый может проверить это дома.
Например, намажьте лицо какой-нибудь пигментированной жидкостью, используя большую салфетку, бумажное полотенце или даже ткань, и оберните ее вокруг лица,
Затем достаньте ткань, расстелите ее на плоской поверхности и посмотрите на получившееся изображение.
Эта деформация известна как эффект "маски Агамемнона", поскольку напоминает этот древний артефакт.
Мистер Мораес хорошо известен тем, что с помощью судебной экспертизы восстанавливает лица исторических личностей по их черепам.
Он сомневается, что плащаница когда-либо касалась тела Иисуса.
"Я думаю, что вероятность того, что это произошло, очень мала", - сказал он.
И хотя он не хочет списывать артефакт со счетов как подделку, он считает, что его качества скорее художественные, чем исторические.
Он сказал: "В дискуссиях люди обычно делятся на два лагеря.
"С одной стороны, есть те, кто считает, что это подлинная плащаница Иисуса Христа, с другой - те, кто считает, что это подделка.
Но я склоняюсь к другому подходу: на самом деле это произведение христианского искусства, которому удалось очень удачно донести свое предназначение.
"Мне кажется, это больше похоже на невербальную иконографическую работу, которая очень успешно служит цели религиозного послания, содержащегося в ней".
На протяжении веков католики стекались в итальянский город Турин, чтобы увидеть его знаменитую плащаницу.
На почитаемом полотнище размером 14 футов 5 дюймов на 3 фута 7 дюймов нанесено едва заметное изображение человека спереди и сзади, которое многие интерпретируют как Иисуса Христа.
Верующие говорят, что в него было завернуто тело Христа после его распятия, оставив на нем кровавый отпечаток, похожий на фотографический снимок.
В 1970-х годах микроскопист Уолтер Маккроун проанализировал плащаницу в рамках исследовательского проекта "Туринская плащаница" (STURP).
Он обнаружил, что она была окрашена красными и киноварными пигментами в желатине, и что в образцах не было крови, хотя некоторые из его коллег по STURP оспаривали его выводы.
Радиоуглеродный анализ, проведенный в 1980-х годах, также позволил датировать плащаницу 13-м или 14-м веками.
Но это также было поставлено под сомнение, и некоторые ученые утверждали, что образец, возможно, был восстановлен позже или мог быть каким-то образом загрязнен.
Профессор Либерато Де Каро, ученый и католик из Бари, Италия, недавно обнаружил, что этому предмету 2000 лет, то есть до Рождества Христова, что опровергает предыдущие исследования, проведенные в 1980-х годах.
Между тем сам Ватикан в разное время по-разному относился к плащанице.
В 1390 году папа Климент VII заявил, что плащаница не является подлинной, а является "картиной или панно, созданным для изображения или имитации плащаницы", но в 1506 году папа Юлий II изменил курс и объявил, что она все-таки является подлинной.
Современные папы римские говорили о нем с почтением, но, как правило, не спешили объявлять его подлинным.
Мистер Мораес публикует свое исследование в хранилище препринтов Elsevier в преддверии официальной академической публикации.