Религиозные люди не более щедры, чем атеисты
|
|
Верующие люди не более щедры, чем атеисты, по крайней мере, до тех пор, пока они не знают, во что верит получатель. Осознание этого факта значительно увеличивает щедрость, главным образом потому, что люди дают больше тем, кто разделяет их религию. К такому выводу пришло исследование, проведенное в Швеции, США, Египте и Ливане исследователями из Университета Линчепинга, Швеция.
|
|
Натали Халлин - атеистка. Ее коллега Хадди Моче - христианка. Они обе работают постдоками на факультете поведенческих наук и обучения в Линчепинге. Вместе они хотели выяснить, делают ли религиозные убеждения человека более щедрым, в чем исследователи до сих пор расходились во мнениях, и они сами много обсуждали этот вопрос.
|
|
Чтобы найти ответ, вместе со своими соавторами Герхардом Андерссоном и Даниэлем они провели три исследования: одно в Швеции, другое в США и еще одно в Египте и Ливане. Результаты опубликованы в журнале Judgment and Decision Making.
|
|
В шведском исследовании приняли участие 398 человек. Перед ними была поставлена задача распределить фиктивные деньги между собой и тремя гипотетическими получателями в течение шести раундов. Затем они ответили на вопросы о религиозной принадлежности и политических убеждениях, а также о таких вещах, как любимое хобби, любимый жанр фильма и тому подобное.
|
|
|
|
Во всех раундах участникам рассказывали что-то о получателях, например, о хобби, политических убеждениях или о том, какие фильмы им нравятся. В одном из раундов была предоставлена информация о религии. Затем исследователи изучили, как сказанное повлияло на щедрость участников.
|
|
В большинстве раундов выяснилось, что религиозные и нерелигиозные люди пожертвовали одинаковую сумму денег. Но когда они узнали о вероисповедании получателей, разница стала очевидной. Верующие стали более щедрыми, чем нерелигиозные участники. В основном это проявлялось в том, что они давали больше денег тем, кто придерживался той же веры, что и они сами. Но атеисты также проявляли благосклонность к своей группе.
|
|
"На самом деле я был удивлен, потому что единственное, что объединяет атеистов, - это то, что они не верят в бога", - говорит Халлин.
|
|
Последующие исследования, в которых приняли участие чуть более 700 человек в США и около 600 в Египте и Ливане, дали те же результаты: религия была фактором, который оказал наибольшее влияние на щедрость, и участники отдавали предпочтение группе, которая придерживалась той же веры, что и они сами.
|
|
Во всех трех исследованиях Халлин и Моше также исследовали, различается ли щедрость в зависимости от вероисповедания и взглядов на жизнь. Участники были разделены на три группы: христиане, мусульмане и атеисты.
|
|
Анализ показал, что мусульмане в США были более щедры к себе подобным, чем христиане и атеисты. В Швеции также были признаки этого, но число принявших участие мусульман было слишком низким, чтобы сказать наверняка. Однако в Ливане и Египте не было выявлено различий в том, сколько пожертвовали христиане и мусульмане. Связано ли это с различными культурными нормами, положением мусульман в американском обществе или чем-то еще, остается неясным. В Египте и Ливане в опросе участвовало слишком мало атеистов, чтобы проводить сравнение.
|
|
Как исследователи, Халлин и Моше находят интересным тот факт, что отношение к религии оказывает такое сильное влияние на щедрость и групповые чувства, но стараются не оценивать это по достоинству. По их мнению, отдавать предпочтение своим может считаться несправедливым, но, например, это лучше, чем не быть щедрым вообще.
|
|
"В то же время, вы можете быть щедрым по-разному. Вы можете быть щедрым со временем, с любовью или заботой. Так что в любом случае стоит задуматься о том, есть ли в религии что-то, что говорит о том, что вы должны быть особенно щедры с деньгами", - говорит Моше.
|
|
Источник
|