Научный подход к спиритическим доскам Уиджа
|
|
Доски Уиджа уже несколько десятилетий остаются неотъемлемой частью спиритизма, но действительно ли с их помощью можно общаться с мертвыми? Несмотря на то, что им уже более 100 лет, доски Уиджа (деревянные доски с буквами алфавита, цифрами от 0 до 9 и словами "да", "нет" и "до свидания") остаются популярным развлечением — особенно в Хэллоуин.
|
|
Для работы все участники должны положить руки на деревянный указатель (планшетку) и попросить присутствующих "духов" ответить на их вопросы, перемещая планшетку по доске, чтобы составить ответ.
|
|
В то время как одни считают это безобидной салонной игрой, другие клянутся, что доска действительно позволяет общаться с теми, кто перешел на "ту сторону". Но хотя наука утверждает, что за таинственными движениями доски не стоят призраки, объяснение того, как это работает, не так просто, как можно было бы ожидать.
|
История доски Уиджа
|
|
История доски Уиджа долгая и разнообразная. Ее корни можно частично проследить до сестер Фокс, популярных медиумов XIX века, которые стояли у истоков движения спиритизма.
|
|
Один из их наиболее часто используемых методов общения с так называемыми духами заключался в том, чтобы вслух произносить алфавит и слушать ответный стук. Это позволяло им составлять слова и сообщения, предположительно от умерших.
|
|
|
|
Этот метод захватил воображение публики, но быстро стал разочаровывать. Люди хотели общаться с духами так же быстро, как они могли общаться друг с другом с помощью новых технологий, таких как телеграф. Поэтому, когда доска Уиджа была наконец разработана в 1890 году, она мгновенно стала популярной.
|
|
Но, несмотря на первоначальную популярность, доска Уиджа вышла из моды в начале XX века. Это было во многом связано с тем, что многие известные медиумы, использовавшие это устройство, были публично разоблачены.
|
|
Даже Общество психических исследований отошло от общения с духами, переключившись на другие паранормальные явления, такие как экстрасенсорное восприятие (способность передавать и получать информацию с помощью разума) и дома с привидениями.
|
|
Однако интерес к спиритизму и доскам Уиджа в целом быстро возродился после Второй мировой войны — и продолжается по сей день.
|
Работают ли доски Уиджа?
|
|
Это зависит от того, кого вы спросите. Для тех, кто верит в возможность общения с духами, ответ будет положительным. Но учитывая, что нет убедительных доказательств существования духов, ответ скептиков и ученых будет твердым "нет".
|
|
И все же мы часто слышим истории от так называемых "неверующих", которые утверждают, что чувствовали, как планшетка движется по доске, составляя слова и сообщая вещи, которых никто за столом не мог знать. Так что, если это не послания призраков с той стороны, то что же это?
|
Идеомоторный эффект
|
|
Одно из возможных объяснений — идеомоторный эффект. Термин "идеомотор" происходит от "идео" (идея) и "мотор" (мышечная активность), что предполагает, что наши движения могут управляться нашими мыслями.
|
|
Идеомоторный эффект относится к движениям, которые люди совершают неосознанно — так называемым подсознательным движениям. Так, например, при использовании доски Уиджа человек может неосознанно двигать планшетку, составляя вещи, которые знает только он.
|
|
Окружающие также могут вносить свои подсознательные движения, что также объясняет, почему планшетка, кажется, движется самостоятельно.
|
|
Этот эффект может объяснять и другие паранормальные явления, включая автоматическое письмо и лозоходство (вид лженауки, в котором используется Y-образная ветка или металлические стержни для поиска закопанных объектов, таких как вода или нефть).
|
Чувство агентства
|
|
Другое объяснение, также связанное с идеомоторным эффектом, касается нашего чувства агентства. Чувство агентства — это наша субъективная способность контролировать действия, которые повлияют на внешние события. Например, если вы решите поднять стол, это приведет к его перемещению.
|
|
Эксперименты с досками Уиджа показали, что наше чувство агентства можно манипулировать, заставляя нас думать, что планшетку двигает невидимая третья сторона.
|
|
Считается, что это связано с проблемами, которые наш мозг испытывает при прогнозировании последствий. Когда наши прогнозы совпадают с результатом (например, вы поднимаете стол, и стол движется), мы чувствуем, что ответственны за действие.
|
|
Но если мы чувствуем, что фактический результат не соответствует нашим ожиданиям, наше чувство агентства снижается — и возможно, что в контексте сеанса мы можем приписать это движение внешнему источнику.
|
Эмоциональное заражение
|
|
Третий фактор, который следует учитывать, — это эмоциональное заражение. Мы знаем, что шокирующие, крайне эмоциональные события могут привести к тому, что свидетели поблизости "заражаются" этими эмоциями. Считалось, что это был распространенный фактор во время судов над ведьмами в Салеме и Европе.
|
|
Поэтому при использовании доски Уиджа с другими людьми возбуждение от напряженной обстановки может облегчить нам возможность сопереживать окружающим. Это может привести к тому, что мы перенимаем их страх и тревогу, что делает более вероятным, что мы подумаем, будто планшетка движется сама по себе.
|
Заключение
|
|
Таким образом, можно увидеть, что сочетание факторов — идеомоторного эффекта, манипулируемого чувства агентства и эмоционального заражения — может убедить людей в том, что планшетка движется и духи говорят с ними.
|
|
Но учитывая, насколько сложно воспроизвести в лаборатории социальную обстановку, в которой большинство людей используют доски Уиджа, мы не можем с полной уверенностью сказать, что только эти факторы объясняют то, что на самом деле происходит, когда мы кладем пальцы на планшетку и призываем духов поделиться своими знаниями.
|
Таинственная история доски Уиджа
|
|
Как отмечают некоторые эксперты, желание публики общаться с мертвыми обычно становится более популярным в периоды социальных и политических потрясений.
|
|
Учитывая нынешнюю социальную, экономическую и политическую обстановку — включая пандемию COVID-19, продолжающуюся войну в Украине и кризис стоимости жизни — вполне возможно, что мы увидим возвращение в спиритические салоны викторианской эпохи. Или, по крайней мере, в TikTok.
|
|
Источник
|