Теория Мёртвого интернета
|
|
Если вы введёте в поиске Facebook «креветка Иисус», то можете столкнуться с десятками изображений, на которых искусственный интеллект (ИИ) создал ракообразных, слитых в различных формах со стереотипным образом Иисуса Христа.
|
|
Некоторые из этих гиперреалистичных изображений собрали более 20 000 лайков и комментариев. Так что же здесь происходит?
|
|
Теория «мёртвого интернета» даёт объяснение: контент, созданный ИИ и ботами, превзошёл по объёму контент, созданный людьми. Но откуда взялась эта идея, и есть ли у неё основания в реальности?
|
|
Что такое теория мёртвого интернета?
|
|
Теория мёртвого интернета утверждает, что активность и контент в сети, включая аккаунты в соцсетях, в основном создаются и автоматизируются агентами искусственного интеллекта.
|
|
Эти агенты могут быстро генерировать посты вместе с изображениями, созданными ИИ, предназначенными для фарминга вовлечённости (кликов, лайков, комментариев) на таких платформах, как Facebook, Instagram и TikTok. Что касается «креветки Иисус», похоже, ИИ понял, что это очередной вирусный микс абсурда и религиозной иконографии.
|
|
|
|
Но теория мёртвого интернета идёт ещё дальше. Многие аккаунты, взаимодействующие с таким контентом, также, кажется, управляются агентами ИИ. Это создаёт порочный круг искусственной вовлечённости, у которого нет явной цели и в котором уже не участвуют люди.
|
|
Безобидный фарминг вовлечённости или изощрённая пропаганда?
|
На первый взгляд, мотивация этих аккаунтов может казаться очевидной — вовлечённость в соцсетях приносит рекламный доход. Если человек создаёт аккаунт, который получает искусственно раздутую вовлечённость, он может получать часть рекламных доходов от таких компаний, как Meta.
|
|
Но ограничивается ли теория мёртвого интернета безобидным фармингом? Или под поверхностью скрывается изощрённая, хорошо финансируемая попытка поддержать нужные нарративы, атаковать оппонентов и распространять пропаганду?
|
|
Хотя феномен «креветки Иисуса» может казаться безвредным (хоть и странным), возможно, за этим стоит долгосрочная игра.
|
|
По мере роста числа подписчиков у этих ИИ-аккаунтов (многие из которых фейковые, но некоторые — настоящие), высокое число подписчиков делает аккаунты «легитимными» в глазах реальных пользователей. Это означает, что создаётся армия аккаунтов с большим количеством подписчиков, которые могут быть использованы теми, кто предложит самую высокую цену.
|
|
Это крайне важно, поскольку соцсети стали основным источником новостей для многих пользователей по всему миру. В Австралии 46% людей в возрасте 18–24 лет назвали соцсети своим главным источником новостей в прошлом году — по сравнению с 28% в 2022 году, обогнав традиционные СМИ, такие как радио и ТВ.
|
|
Дезинформация на бот-топливе
|
|
Уже есть веские доказательства, что соцсети манипулируются этими накрученными ботами для влияния на общественное мнение с помощью дезинформации — и это происходит годами.
|
|
В 2018 году исследование проанализировало 14 миллионов твитов за 10 месяцев в 2016–2017 годах. Оно показало, что боты в соцсетях активно распространяли материалы из ненадёжных источников. Аккаунты с большим числом подписчиков легитимизировали дезинформацию, заставляя реальных пользователей верить, взаимодействовать и репостить бот-контент.
|
|
Такой подход к манипуляции соцсетями наблюдался после массовых перестрелок в США. В 2019 году исследование показало, что бот-генерируемые посты в X (бывший Twitter) сильно влияют на публичную дискуссию, усиливая или искажая нарративы, связанные с экстремальными событиями.
|
|
Масштаб влияния значителен. Некоторые отчёты даже показали, что почти половина всего интернет-трафика в 2022 году приходилась на ботов. С развитием генеративного ИИ — таких моделей, как ChatGPT от OpenAI и Gemini от Google, — качество фейкового контента будет только расти.
|
|
Соцсети пытаются бороться с злоупотреблениями на своих платформах. Например, Илон Маск рассматривал возможность сделать платную подписку в X, чтобы остановить бот-фермы.
|
|
Крупные соцсети способны удалять большую часть обнаруженной бот-активности, если захотят, но пока почему-то не хотят...
|
|
Держите теорию мёртвого интернета в уме
|
|
Теория мёртвого интернета не утверждает, что большинство ваших личных взаимодействий в сети — фейковые.
|
|
Однако она предлагает интересный взгляд на интернет: он больше не создаётся людьми и не для людей — в этом смысле интернет, который мы знали и любили, «мёртв».
|
|
Свобода создавать и делиться своими мыслями в интернете и соцсетях — вот что делало его таким мощным инструментом. Естественно, именно эту силу пытаются захватить злоумышленники.
|
|
Теория мёртвого интернета напоминает нам о необходимости сохранять скептицизм и критически оценивать контент в соцсетях и других сайтах.
|
|
Любое взаимодействие, тренд и особенно «общие настроения» вполне могут быть синтетическими — созданными, чтобы незаметно изменить ваше восприятие мира.
|
|
Джейк Рензелла, преподаватель, директор по компьютерным наукам, UNSW Sydney, и Влада Розова, научный сотрудник в области прикладного машинного обучения, Университет Мельбурна.
|
|
Источник
|