Терроризм - явление психическое или социальное?
|
Отвечает врач-психотерапевт, консультант "Аномалии" Валерий Николаевич Трофимов Терроризм можно считать конкретным проявлением одного из качеств, присущих психике, - агрессивности. |
Кому-то она присуща в большей, кому-то в меньшей степени. Как известно, агрессивность имеет место и у животных. В частности, при непосредственной угрозе жизни особи, ее потомству, территории, пище, она может спасаться бегством или переходить к нападению. |
Обе эти формы поведения для человека - атавизм. |
В цивилизованном человеческом сообществе люди стараются договариваться, а не бить друг друга по физиономии. |
Но если не выработаны и не принимаются всеми членами сообщества формы конвенционального (договорного) разрешения конфликтов, то вполне возможен возврат к атавистическим вариантам отреагирования. То есть уровень агрессии - проблема социальная, отражающая уровень культуры, достигнутый тем или иным сообществом людей. Это относится не только к агрессивности или избеганию, но и к сексуальным, пищевым инстинктам - вплоть до форм реализации простых физиологических отправлений, которые люди осуществляют отлично от собак, кошек и т.д. Так, несмотря на высокий уровень культуры российского дворянства, сейчас мало кого, наверное, восхищает обычай дуэлей. На дуэли погибли Пушкин, Лермонтов. Вряд ли найдутся люди, которые будут утверждать, что это хорошо. |
Можно по-разному относиться к дуэли, но это чистейшей воды атавизм - решать конфликт через агрессию. |
Но террорист - это нечто большее. Он часто приносит в жертву своим идеалам невинных людей, тем самым разрушая и свою психику, и свои идеалы. |
См. стр. 7. |
Злободневная тема Насилие - это атавизм, увы, присущий человеку Чем чреваты акты массового терроризма? |
В случае его тактической, скажем так, сиюминутной эффективности - повторимыми попытками разрешения конфликтов подобным способом. |
Кроме того, у рядового, никем не защищенного обывателя, возникает чувство страха за свою жизнь, которая в глазах государства, видимо, не представляет существенной ценности, поскольку оно эту жизнь эффективно не защищает. |
Обыватель - сознательно или бессознательно - делает вывод о том, что цивилизованные, правовые способы разрешения проблем не срабатывают. Тем самым и он сам как бы получает санкцию на атавистические варианты отреагирования. Еще, наверное, он задается вопросами: кому и, главное, зачем я плачу такие налоги? а можно ли доверять руководителям этого государства? А надо ли вообще считаться с какими-либо нравственными условностями, если другие их нарушают и добиваются при этом реализации своих интересов? |
Подмечено, что жертвы терроризма (естественно, выжившие) подсознательно отождествляют себя с агрессорами и, как ни удивительно, идеализируют их. Это происходит из-за того, что в ходе тер.акции значительно страдают самолюбие, самооценка жертвы. И тогда, как бы реабилитируя в собственных глазах себя и пережитые унижения, жертва возвеличивает, а порой и облагораживает агрессора, заставляя забывать о его изначально безнравственном, жестоком плане прикрытия беззащитными людьми для удовлетворения своей цели. |
Терроризм провоцирует явления социального хаоса, нравственного одичания, искажение норм поведения и представлений членов сообщества. |
Что делать? |
Самое банальное - профилактика. Успеха можно достичь только посредством принципиально правового разрешения конфликтов с привлечением экспертов-социологов и психологов, а не только военных. С учетом максимально широкого количества факторов - национальных, социальных, экономических, психологических, исторических и т.п. - следует стремиться к выработке корректных, цивилизованных, эффективных норм человеческого общежития. |
Аномалия 3,1996 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|