Тайна легендарного витрувианского человека Да Винчи
|
|
Лондонский стоматолог, возможно, разгадал многовековую математическую головоломку, скрытую в одном из самых известных анатомических рисунков в мире - "Витрувианском человеке" Леонардо да Винчи. Это открытие позволяет предположить, что культовое изображение отражает тот же дизайнерский замысел, который часто встречается в природе.
|
|
Выполненный пером и тушью рисунок обнаженной мужской фигуры в двух наложенных друг на друга позах, с руками и ногами, заключенными в круг и квадрат, был создан эрудитом эпохи Возрождения около 1490 года. Это исследование идеальной человеческой формы, частично основанное на трудах римского архитектора Марка Витрувия Поллиона, который считал, что человеческое тело имеет гармоничные пропорции, как хорошо спроектированный храм.
|
|
Он предположил, что человеческая фигура может идеально вписаться в круг и квадрат, но не представил математической основы для этого геометрического соотношения. Да Винчи решил эту задачу, но не объяснил, как именно.
|
|
На протяжении более 500 лет оставалось загадкой, как ему удалось добиться такого идеального соответствия на одном из самых изучаемых рисунков в мире. Именно оно породило множество теорий и идей, таких как золотое сечение (1,618...). Но ни один из них не соответствовал фактическим измерениям.
|
|
|
|
Однако новое исследование лондонского стоматолога Рори Мак Суини, опубликованное в журнале Journal of Mathematics and the Arts, наконец-то дает некоторые ответы на вопросы о геометрическом методе да Винчи.
|
|
Скрытый треугольник
|
|
В статье описывается скрытая деталь витрувианского человека, а именно равносторонний треугольник между его ногами, о котором говорится в примечаниях да Винчи к рисунку. Анализ показал, что эта форма соответствует треугольнику Бонвилла, воображаемому равностороннему треугольнику в анатомии зубов, который определяет оптимальную работу челюсти человека.
|
|
Использование треугольника в оформлении помогло получить соотношение между стороной квадрата и радиусом круга 1,64 к 1,65. Это очень близко к особому числу 1,633, которое встречается в природе для создания наиболее эффективных конструкций.
|
|
Мак Суини считает, что это не случайно, и предполагает, что да Винчи в совершенстве понимал идеальную конструкцию человеческого тела задолго до появления современной науки.
|
|
"Геометрические построения Леонардо успешно отразили фундаментальные пространственные отношения в облике человека, продемонстрировав поразительную точность его ренессансного видения математического единства между человеческой фигурой и природным порядком".
|
|
Статья Мака Суини не просто удовлетворяет 500-летний академический зуд. Полученные результаты могут вдохновить на новые подходы в стоматологической анатомии, дизайне протезов и черепно-лицевой хирургии. Они также могут подтолкнуть к дальнейшим исследованиям искусства эпохи Возрождения, чтобы получить научные открытия, которые веками оставались скрытыми.
|
|
Источник
|