Самая древняя находка в Средиземном море
Судя по характеру груза, это были торговые суда, которые везли в Египет греческие амфоры для вина и оливкового масла. Скорее всего, небольшая флотилия попала в сильный шторм. Исследователи морских глубин, изучая восточную часть Средиземного моря, обнаружили на дне остовы пяти античных кораблей, груженных амфорами. Древние ладьи пошли на дно более двух тысяч лет назад. Историки были уверены, что в те давние времена мореплаватели из стран средиземноморского бассейна плавали только вдоль берега, потому что еще не отваживались выходить в открытое море. Но найденные морские суда опровергают эту точку зрения. Они находятся далеко от берега, примерно на середине расстояния от острова Родос до Александрии.
С весны 1999 года фирма «Наути-кос», специализирующаяся на обследовании морского дна в поисках затонувших судов, искала израильскую подводную лодку, пропавшую 31 год назад. Эти поиски оказались исключительно удачными: мало того что израильскую лодку тоже в конце концов отыскали, сонары (гидролокаторы) «Наутикоса» «нащупали» на морском дне множество интересных объектов. На глубине 3048 метров, в так называемой впадине Геродота, сонары наткнулись на какие-то странные предметы. На дно спустили видеокамеру с дистанционным управлением и отчетливо увидели на экранах остовы древних кораблей и целый холм из античных амфор. Позднее амфоры подсчитали: их оказалось две с половиной тысячи! В этих амфорах перевозили и хранили вино, оливковое масло и другие жидкие продукты.
Гоманда поискового судна передала отснятый видеоматериал I Институт морской археологии Техасского университета, чтобы ученые определили научную ценность находок. По форме и отделке амфор специалисты датировали их III веком до н. э. Количество лежащих на дне судов - пять - тоже указывало на этот исторический период, потому что тогда принято было формировать именно такие караваны торговых судов.
Несмотря на то, что корабли с амфорами оказались необычайно далеко от берега и затонули на большой глубине, их конструкция и размеры, по-видимому, ничем не отличаются от обычных греческих судов, плававших вдоль берегов.
|ервый из найденных кораблей уже успели более основательно обследовать. Он, судя по расположению обломков, погрузился в морскую пучину вертикально, а потом накренился на левый борт. Со временем деревянная конструкция судна утратила прочность и частично развалилась под тяжестью груза. Сквозь дыру в прогнившей обшивке левого борта амфоры выкатились наружу.
На правый борт не давил груз, его просто разрушила морская вода. Груз деревянного судна, состоявший из 2500 греческих амфор, оказался
на дне и образовал большую овальную гору, примерно 25 на 15 метров. Точно установлено происхождение шести сосудов для вина. Среди них есть амфоры, сделанные на греческих островах Кос и Родос. По расположению пяти свинцовых якорей удалось точно установить, где был нос корабля. В те времена якорь состоял из деревянных веретена и лап. Для увеличения веса в деревянные части вставляли куски свинца, а снаружи якорь обивали свинцовыми полосами. Возле кучи амфор нашли пять таких свинцовых «ошейников» и три свинцовых колодки. Во время плавания якоря закрепляли на передней палубе, значит, примерно там и заканчивался размытый за тысячелетия морской водой нос деревянного корабля.
смещения для команды находились обычно в кормовой части судна. Там, где у затонувшего корабля предположительно была корма, нашли одну миску и черпак, вероятно, с камбуза.
Но что в этой подводной находке было совершенно необычным, так это металлический котел, стоявший на самой вершине хол-*ма из амфор. Две с лишним тысячи лет этот котел выполнял функцию своеобразного и очень надежного «накопителя» донных отложений. Океанографы из Техасского университета пытаются разработать методику анализа этих отложений без разрушения их природного состояния. Если бы удалось взять из котла пробу от-«*• ложений, это
был бы ценнейший материал для изучения изменений, происшедших в Средиземном море за две тысячи лет.
Низкая температура воды на большой глубине создала удовлетворительные условия для сохранения некоторых деревянных деталей корабля. Два небольших куска дерева - одна палубная балка и обломок обшивки - это пока все, что нашли от передней части левого борта корабля. Судя по относительно хорошему состоянию дерева, можно надеяться, что заваленный холмом из амфор левый борт еще цел.
«Эта находка произвела революцию в наших представлениях о торговых связях в первых веках до нашей эры, - говорит Том Детвеллер, вице-президент корпорации «Наути-кос». - Мы не знаем, что там еще лежит. Может быть, мы найдем под грудой амфор такие инструменты и приборы, которые заставят нас увидеть древние цивилизации в новом свете и ответят на многие вопросы».
Еще несколько остовов древних кораблей пока не удалось осмотреть - все-таки большая глубина создает огромные трудности в обследовании подводных находок. До их детального изучения нельзя с уверенностью сказать, что эти корабли затонули одновременно. Возможно даже, что они принадлежат к разным историческим эпохам.
В любом случае эта исключительная находка неопровержимо доказывает, что две тысячи лет назад в открытом море плавали торговые морские суда! Многие историки и археологи до сих пор не хотят в это верить. Академическая наука придерживается мнения, что средиземноморские мореплаватели плавали тогда вдоль берегов, от одной гавани до другой, потому что в то время они еще не имели никакого понятия о морской навигации.
Но теперь ясно, что некоторые моряки знали, как определять путь в открытом море, и умели бороться со штормами.
основное назначение корпора-1ции «Наутикос» - выполнять вспомогательные работы для американского военно-морского флота. А «между делом» он совершает выдающиеся открытия в глубинах океанов и морей. Так, например, «Наутикос» отыскал японскую подводную лодку 1-52, потопленную американцами в Атлантическом океане во время Второй мировой войны. Эта лодка направлялась в Европу и, по некоторым сведениям, везла в нацистскую Германию 20 миллионов долларов золотом. К великому разочарованию поисковой экспедиции, ни единой крупицы этого золота пока что не найдено. Зато нашелся огромный японский авианосец «КАГА», который пошел ко дну во время битвы под Мидуэй.
Средиземноморское открытие «Наутикоса» стало сенсацией - это самая древняя находка на глубине более трех тысяч метров.
Галина СИДНЕВА
НЛО 26(190),2001
|
|