Пещера чудес Коске
|
История – самая непредсказуемая наука – так гласит молва. Ещё в середине XIX в. учёные умы полагали, что искусство и первобытность - понятия несовместимые. Действительно, какое искусство, когда наши предки не могли слепить горшок, чтобы вскипятить воду? Поэтому когда испанец Марселино де Саутуола в 1880г. опубликовал сообщение о том, что на скалистых стенах в пещере Альтамира в своём поместье в Кантабрии он обнаружил наскальную живопись, созданную, вероятно, в доисторическую эпоху, научное сообщество попросту обвинило его в подлоге. Якобы изображения современные, и созданы они были художником, другом Саутуолы, одно время гостившим у него в замке. |
Но, вопреки ожиданиям учёных, за находкой Саутуолы последовали другие, в других пещерах, игнорировать их становилось уже невозможно, и спустя двадцать с небольшим лет существование палеолитической живописи было признано научным фактом, а честное имя испанского идальго восстановлено. Правда, сам идальго до этого не дожил. С тех пор количество вновь открытых пещер, где была найдена палеолитическая живопись, выросло до нескольких сотен. |
![]() |
Вспомнил ли о судьбе Саутуолы аквалангист Анри Коске, когда спустя более сотни лет, в 1991г., нашёл наскальную живопись на стенах открытой им пещеры на Лазурном берегу? В любом случае, судьба французского дайвера сложилась иначе. Впервые Анри Коске обнаружил эту пещеру в 1985г., погрузившись в воды Средиземного моря в небольшой бухте в департаменте Буш-Дю-Рон, неподалёку от Марселя. Всё побережье между Марселем и местечком Касси изрезано такими скалистыми бухточками, которые французы называют calangue, поэтому вся местность получила название Calanques – Каланк. Собственно, большая часть палеолитических изображений обнаружена в приморских районах Франции и Испании, где климат благоприятствует сохранению наскальной живописи в многочисленных пещерах. |
Эти благословенные места из года в год притягивают туристов, спелеологов, аквалангистов, и кажется, что всё здесь давно уже известно и открыто, но морское побережье всё-таки преподносит исследователям сюрпризы. Обнаружив на глубине тридцати семи метров вход в заполненный водой подземный коридор, Анри Коске и не предполагал, какие удивительные открытия ждут его внутри. До этого, однако же, было ещё далеко. Коридор оказался поднимающимся вверх и очень длинным – длина его составляла около 175м. Чтобы преодолеть это расстояние, дайверу пришлось погружаться раз за разом в течение шести лет. Когда же в 1991г. он наконец достиг противоположного конца коридора, то оказался в подземном зале c шириной больше пятидесяти метров. Зал находился выше уровня моря и был лишь слегка подтоплен. Там он обнаружил множество нарисованных и процарапанных в стене изображений – здесь были лошади, олени, бизоны, отпечатки рук… С противоположной от входа стороны Коске обнаружил шахту, тёмную пропасть. Глубина её составляла порядка 14-ти метров. |
Анри Коске поспешил сообщить о своём открытии учёным. Времена Саутуолы давно миновали, исследователи обратили на пещеру пристальное внимание и присвоили ей имя её первооткрывателя. Теперь она известна во всём мире как пещера Коске. Но как попасть туда специалистам, если даже опытному ныряльщику понадобилось шесть лет, чтобы преодолеть 170-метровый проход? Выход был найден. В пещеру отправилась группа аквалангистов, которой с пришвартовавшегося неподалёку судна руководил крупнейший французский эксперт по наскальной живописи – Жан Клотт. Аквалангисты доставили в подземный зал необходимую аппаратуру, с помощью которой оператор сделал множество прекрасных фотографий. Ещё были взяты пробы краски, чтобы можно было провести радиоуглеродный анализ и установить возраст рисунков. Так на археологической карте Франции появился новый объект. |
Вновь открытая пещера притягивала искателей приключений, но не все страницы истории её изучения были радостными. Летом 1992г. трое аквалангистов, желавших добраться до палеолитических чудес, погибли. После этого случая вход в пещеру закрыли. Сегодня доступ туда могут получить лишь специалисты, занимающиеся изучением первобытного искусства. Кроме собственно изображений удивительный грот задал своим исследователям ещё один вопрос: как же получилось, что палеолитические художники работали в пещере, вход в которую находится под водой на глубине 37-ми метров? Ответ на самом деле достаточно прост. Около 9-10 тыс. лет назад на Земле закончилась эпоха последнего оледенения и огромные ледяные массы стали таять. В результате уровень мирового океана значительно поднялся. В те времена, когда создавались рисунки, вход в пещеру находился на суше, в 11-ти километрах от берега. |
Когда рисунки были должным образом изучены, выяснилось, что по возрасту их можно разделить на две группы. Те, что постарше, были созданы 27-28 тысяч лет назад, а самые «молодые» - 18-19 тысяч лет назад. Вообще, самые древние находки, явно носящие следы деятельности человека – камни со следами искусственной обработки – были найдены в местечке Кооби-Фора в Кении, в слое почвы вулканического происхождения, возраст которой оценивается почти в 3 миллиона лет. Поэтому считается, что эпоха палеолита – древнего каменного века – началась около трёх миллионов лет назад. А поздний палеолит длился от 11-ти до 35-ти тысяч лет назад. В это время люди уже жили на всех континентах, и именно к этому периоду относятся первые памятники искусства, в том числе наскальная живопись и многочисленные женские статуэтки – «палеолитические венеры». Около 11-ти тыс. лет назад для человечества наступает новая эпоха – люди учатся обрабатывать землю и изготавливать глиняную посуду. А в 5-4-ом тысячелетии до н.э. в долине Нила и в Месопотамии зарождаются первые цивилизации. Итак, вся живопись, найденная в пещере Коске, была создана во времена верхнего палеолита. |
Большую часть «древней» группы рисунков составляют отпечатки рук. Всего их насчитали 55 штук, возраст их около 28 тысяч лет. Все они находятся в восточной части пещеры, ими отмечен путь от входа к большой шахте. Сделаны они либо чёрной, либо коричневой краской. Краску в то время изготовливали на основе натуральных красителей – мела, охры, угля, которые смешивались с животным жиром. Технологически эти «руки» создавали двумя разными способами: либо окунали руку в краску, а затем прикладывали к скале, либо рисовали «по трафарету», т.е. прикладывали к влажной стене чистую руку, а вокруг неё разбрызгивали ртом или при помощи костяной трубочки краску, разведённую в воде или в виде порошка. |
Самая странная особенность этих нарисованных рук – отсутствие фаланг на нескольких или даже всех пальцах, кроме большого. Такие «обрезанные» руки найдены и в других пещерах и до сих представляют для учёных загадку. Что это значит? Действительно ли пальцы отсутствовали или были просто загнуты? И зачем? Когда такие изображения были впервые найдены в пещере Гаргас, родоначальник современной науки о первобытности аббат Анри Брейль предположил, что отсутствие фаланг пальцев объясняется увечьем. |
Это казалось логичным – первобытные племена жили в весьма суровых условиях и могли потерять пальцы в результате ранения, гангрены или обморожения. Но по мере открытия новых изображений эта версия теряла сторонников – маловероятно, чтобы сходные особенности отпечатков рук, найденных в разных местах, объяснялись просто случайностью. Кроме того, установлено, что ни одна из известных болезней не может повредить пальцы таким образом – ведь большой палец всегда цел. |
Предположение о том, что пальцы просто загибали, тоже вызывает сомнения – в этом случае краска, попавшая под загнутые фаланги, должна была оставлять на стене специфические следы. Возможно, фаланги были намеренно ампутированы в сакральных целях, и рисунки представляют собой послание на непонятном нам условном «языке» или связаны с каким-то ритуалом. |
Люди палеолита добывали пропитание охотой, и, вероятно, вся палеолитическая живопись связана с охотничьими ритуалами, недаром предметом изображения палеолитического художника обычно становились животные. Самый главный аргумент против такой версии состоит в том, что до сих пор не найдено останков людей времён верхнего палеолита, у которых были бы ампутированы фаланги пальцев. |
Изображения животных разбросаны по всему залу, их более сотни и они относятся к разным периодам. Среди них есть более древние, возраст которых 24-26 тыcяч лет, есть помоложе – около 18 тысяч лет. Выполнены они в контурной манере, как правило, чёрной краской. Есть и рельефные изображения, они не нарисованы, а вырезаны в поверхности скалы. Грива животных часто прорисована штрихами, короткими параллельными линиями. |
Такие рисунки уже нельзя создавать просто руками, краску наносили с помощью кисточки, состоявшей из трубчатой кости, на кончике которой закрепляли пучок шерсти. Размеры этих «полотен» - полметра – метр в длину, самым большим оказался бизон в восточной части зала, его длина 1 м 20 см. Кроме бизонов по стенам пещеры Коске гуляют лошади – больше тридцати штук, серны, олени, лани, каменные козлы, разные представители семейства кошачьих. Характерная особенность этих древних картинок - животные на них массивные и «пузатые», у них часто большие животы и непропорционально тонкие ноги. |
Ещё одна черта, которая часто вообще встречается у палеолитических изображений – стандартный приём, когда рога – бизона, оленя, козла – изображаются спереди, анфас, хотя само животное нарисовано в профиль. Подобные мелочи очень занимают исследователей, ведь именно они приоткрывают дверку в мировосприятие древнего человека. Но самые интересные изображения в нашей подводной пещере – морские животные. Здесь есть рыбы, тюлени, медузы (или осьминоги). Особенно позабавили и озадачили учёных странные существа, нарисованные на стене в северной части зала. У них большие круглые тела, маленькие головы и забавно торчащие в стороны конечности - то ли лапы, то ли крылья. В этих загадочных созданиях узнавали и черепах, и пингвинов, и даже динозавров. |
Сегодня исследователи наконец пришли к общему мнению – палеолитический художник запечатлел бескрылую гагарку. Эта птица ныне вымерла, вернее сказать, истреблена, но она встречалась в Европе ещё в XIX столетии. Бескрылая гагарка и вправду очень напоминала пингвина, она не умела летать и лучше чувствовала себя в воде, чем на суше. Есть в пещере изображения, истолковать которые не могут до сих пор - загадочные животные, геометрические фигуры. В восточной части зала прорезанные в скале линии напоминают упавшего навзничь человека, протягивающего вверх руки и приподнявшего ноги. |
У некоторых «выгравированных» животных есть интересная особенность: их тело пронзает один или несколько стержней, похожих на копьё или стрелу, с зазубренными, словно бы оперёнными кончиками. Таких животных исследователи называют «ранеными». Однако маловероятно, чтобы таким образом действительно изображали стрелы – находки археологов свидетельствуют, что лук был изобретён только в 9-ом тысячелетии до н.э. |
Открытие Коске – далеко не последнее, уже после него найдены были новые памятники наскальной живописи, в том числе росписи пещеры Шове, которые считаются самыми древними из известных современным людям. А где-то рядом прячутся ещё не открытые пещеры, которые скрывают в своих переходах немало сюрпризов. |
http://www.geo.ru/node/42178 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|