Новый цифровой 3D—анализ убедительно доказывает, что Туринская плащаница, которую многие долгое время считали погребальной одеждой Иисуса, скорее всего, была создана не в результате контакта с телом реального человека, а на самом деле была создана как форма средневекового религиозного искусства.
Исследование, опубликованное в журнале Archaeometry, было проведено бразильским экспертом по цифровой графике и 3D-дизайнером Сисеро Мораесом. Используя бесплатные программы для моделирования, такие как MakeHuman, Blender и CloudCompare, Мораес смоделировал, как одежда будет двигаться на двух типах форм: полноразмерном человеческом теле и скульптуре с низким рельефом - плоской поверхности с неглубокими рельефными участками.
На Туринской плащанице размером 14,5 на 3,7 фута находится едва различимое изображение человека с ранами, которые, по-видимому, были нанесены при распятии. На протяжении веков считалось, что в нее было завернуто тело Иисуса, когда он умер более 2000 лет назад. Однако происхождение плащаницы вызывает споры с тех пор, как она впервые появилась в 14 веке. Проведенный в 1989 году радиоуглеродный анализ позволил установить, что плащаница была изготовлена в период средневековья, между 1260 и 1390 годами нашей эры. Хотя более поздние исследователи оспорили эти выводы, предположив, что образец, возможно, был взят с отремонтированного участка ткани, проблема остается нерешенной.
В недавнем цифровом тесте, проведенном Мораесом, изображение, полученное, когда ткань была фактически накинута на 3D—модель человека, выглядело искаженным — более широким и бесформенным - из-за того, что ткань обтекает объем. Это искажение называется “эффектом маски Агамемнона”, названным в честь широкой золотой погребальной маски, обнаруженной в Микенах, древнегреческом археологическом памятнике. С другой стороны, отпечаток от барельефной скульптуры очень похож по форме и размерам на Туринскую плащаницу.
“Рисунок контакта, созданный с помощью барельефной модели, более соответствует изображению на плащанице”, - написал Мораес в своем исследовании. “Он демонстрирует меньшее анатомическое искажение и большую точность наблюдаемых контуров”.
Он описал, как небольшая скульптура, возможно, сделанная из дерева, камня или металла, могла бы стать отличным кандидатом на роль формы. Тепло или пигмент могли быть нанесены только на рельефные участки поверхности, чтобы создать отпечаток на ткани. Таким образом, утверждал Мораес, этот метод объясняет гладкое, плоское изображение, которое можно найти на плащанице, в отличие от искаженного результата, который можно получить, обернув ткань вокруг реального человеческого тела.
Мораес подчеркнул, что, хотя остается отдаленная вероятность того, что изображение могло быть сделано с реального тела, имеющиеся данные подтверждают мнение о том, что Плащаница была художественным произведением. Он не исследовал сам использованный материал и процесс, но пришел к выводу, что артефакт лучше всего интерпретировать как погребальный предмет и “шедевр христианского искусства”.
Это художественное изображение соответствует времени. В средние века в Европе были распространены барельефные изображения религиозных деятелей, особенно на надгробных плитах. В то время художники обычно занимались мелкой резьбой.
Хотя исследование Мораеса не пытается разгадать тайну возраста плащаницы, оно проливает новый свет на то, каким образом могло быть создано изображение.
Его находки не опровергают религиозную интерпретацию, а предлагают научный взгляд на одну из самых загадочных религиозных реликвий в мире. Независимо от того, является ли Туринская плащаница средневековой подделкой или священной реликвией, она является непреходящим символом и тайной, которую продолжают исследовать современные технологии.