Развитие космического туризма
|
|
14 апреля 2025 года Blue Origin отправила шестерых женщин — Айшу Боу, Аманду Нгуен, Гейл Кинг, Кэти Перри, Кериэнн Флинн и Лорен Санчес — в суборбитальное путешествие к краю космоса. Заголовки газет называли это историческим моментом для женщин в космосе. Но, как специалист по туризму, я остановилась — не потому, что сомневалась в их опыте, а потому, что сомневалась в их языке. Они были астронавтами или космическими туристами? Это различие важно не только для точности, но и для понимания того, как опыт, символизм и мотивация формируют современные путешествия.
|
|
В исследованиях туризма мои коллеги и я часто задаемся вопросом, что мотивирует путешествия и делает их значимыми. Эти женщины пересекли границу, покинув поверхность Земли. Но они также вступили в спор о символическом аспекте: размытой грани между астронавтом и туристом, между научными достижениями и опытом куратора.
|
|
Этот полет был связан не только с высотой, на которую они поднялись, но и с тем, что он означал. Поскольку коммерческие космические полеты становятся все более доступными для гражданских лиц, все больше людей присоединяются к космическим полетам не в качестве ученых или специалистов миссий, а в качестве приглашенных гостей или платных участников. Грань между астронавтом и космическим туристом становится все более размытой.
|
|
|
|
В своей собственной работе я исследую, как путешественники находят смысл в том, как оформляются их путешествия. Изучение туризма может помочь понять, как такие впечатления, как полет Blue Origin, разрабатываются, продаются и в конечном итоге воспринимаются путешественниками и туристической индустрией.
|
|
Итак, были ли эти пассажиры астронавтами? Не в традиционном смысле этого слова. Они не были отобраны в соответствии со строгими протоколами подготовки НАСА и не проводили исследований на орбите.
|
|
Вместо этого они принадлежат к новой категории: космическим туристам. Это участники продуманного символического путешествия, которое отражает, как коммерческие космические полеты меняют представление о том, что такое полет в космос.
|
Космический туризм как нишевый рынок
|
|
Космический туризм берет свое начало в 1986 году с запуска космической станции "Мир", которая впоследствии стала первой орбитальной платформой для приема непрофессиональных астронавтов. В 1990—х и начале 2000-х годов "Мир" и его преемник, Международная космическая станция, принимали нескольких гражданских гостей, финансируемых из частных источников, в первую очередь американского бизнесмена Денниса Тито в 2001 году, которого часто называют первым космическим туристом.
|
|
С тех пор космический туризм превратился в нишевый рынок, предлагающий кратковременные полеты к границе земной атмосферы. Хотя пассажиры рейса NS-31 не покупали билеты на самолет, их впечатления совпадают с теми, что предлагаются коммерческими компаниями, занимающимися космическим туризмом, такими как Virgin Galactic.
|
|
Как и другие виды нишевого туризма — оздоровительные туры, исторические маршруты или экстремальные приключения, космические путешествия привлекают тех, кого привлекает новизна, эксклюзивность и статус, независимо от того, приобрели ли они билет.
|
|
Эти суборбитальные полеты могут длиться всего несколько минут, но они дают нечто гораздо более продолжительное: престиж, возможность рассказать историю о себе и ощущение причастности к чему-то редкому. Космический туризм предлагает возможность побывать в местах, где мало кто бывал, а не в самом пункте назначения. Для многих даже 10-минутный полет может стать важной вехой в жизни.
|
|
Мотивация туристов и эволюция космического туризма
|
|
Теория "подталкивай и притягивай" в исследованиях туризма помогает объяснить, почему люди могут захотеть отправиться в космические путешествия. Побуждающие факторы — внутренние желания, такие как любопытство, стремление сбежать или стремление к славе, — вызывают интерес. Привлекательные факторы — например, желание увидеть Землю сверху или испытать ощущение невесомости — усиливают привлекательность.
|
|
Космический туризм включает в себя и то, и другое. Он подпитывается внутренним стремлением совершить что-то экстраординарное и внешней привлекательностью эмоционального опыта с высокой степенью хореографии.
|
|
Эти рейсы часто брендируются — не обязательно с помощью ярких логотипов, но с помощью сюжетных линий и дизайнерских решений, которые придают им культовый характер. Например, хотя ракета New Shepard, на которой путешествовали женщины, не имеет отдельной эмблемы, на ней сбоку жирным шрифтом выделено название компании Blue Origin. Пассажиры надевают индивидуальные летные костюмы, позируют для предполетных фотографий и получают полетные нашивки или сертификаты - все это создано в соответствии с ритуалами профессиональных космических полетов.
|
|
То, что продается, - это опыт "астронавта на один день": эмоционально мощный, визуально привлекательный и насыщенный символизмом. Но, согласно туристической классификации, эти путешественники являются космическими туристами — участниками подготовленной краткосрочной экскурсии.
|
Опыт представления и маркетинга
|
|
Фотография с полета Blue Origin, на которой шесть женщин поднимаются на борт ракеты, была оформлена как символ победы — момент женской силы, созданный для наглядности и празднования, - но при этом она была тщательно подготовлена.
|
|
Это был не первый случай, когда женщины отправлялись в космос. С момента своего создания НАСА отобрало 61 женщину в качестве кандидатов в астронавты, многие из которых внесли новаторский вклад в космическую науку и исследования космоса. Салли Райд, Мэй Джемисон, Кристина Кох и Джессика Меир не только побывали в космосе — они прошли подготовку в качестве астронавтов и внесли значительный вклад в науку, инженерное дело и длительные полеты. Их путешествия стали историческими достижениями в освоении космоса, а не просто интересными моментами в туризме.
|
|
Признание их наследия важно, поскольку коммерческие космические полеты создают новые виды уникальных, специально разработанных впечатлений, которые в большей степени зависят от работы средств массовой информации, чем от научных достижений.
|
|
Полет Blue Origin не был научной миссией, а скорее был оформлен как символическое событие. В сфере туризма компании, маркетологи и СМИ часто устраивают подобные представления, чтобы максимально привлечь к себе внимание. SpaceX применила аналогичный подход к своей миссии Inspiration4, превратив частный орбитальный полет в глобальное медиа-событие, дополненное документальным фильмом Netflix и эмоциональным повествованием.
|
|
Полет Blue Origin создавал ощущение прогресса, одновременно совмещая роли астронавта и гостя. Для Blue Origin символическое значение было значительным. Запустив первый экипаж, состоящий исключительно из женщин, в суборбитальный космос, компания смогла заявить о себе как об исторической вехе, которая привела ее к инклюзивности, без затрат, сложностей и рисков, связанных с научной миссией. Таким образом, они привлекли огромное внимание средств массовой информации.
|
Туристическое образование и медиаграмотность
|
|
В современном мире космические путешествия - это прежде всего история, которую рассказывают о полете. От тщательно подобранных визуальных эффектов до постов в социальных сетях и освещения в прессе - во многом смысл этого путешествия определяется маркетингом и средствами массовой информации.
|
|
Понимание этого процесса важно не только для ученых или инсайдеров отрасли, но и для представителей общественности, которые следят за этими поездками по материалам маркетинговых служб компаний и средств массовой информации.
|
|
Другая теория в области изучения туризма описывает, как с течением времени развиваются туристические направления — от исследования к развитию, а затем к массовому внедрению. Многие виды туризма начинаются с этапа изучения, доступного только богатым или с хорошими связями. Например, грандиозный тур по Европе когда-то был обрядом посвящения для аристократов. Его наследие помогло сформировать и развить современный туризм.
|
|
В настоящее время космический туризм находится на стадии изучения. Он дорогой, эксклюзивный и доступен лишь немногим. Инфраструктура для его поддержки ограничена, и компании все еще экспериментируют с тем, как должен выглядеть этот опыт. Это еще не массовый туризм, это больше похоже на популярную игровую площадку для начинающих пользователей, привлекающую внимание средств массовой информации и вызывающую любопытство с каждым запуском.
|
|
Технический прогресс, экономические сдвиги и изменение культурных норм могут расширить доступ к уникальным местам назначения, которые поначалу казались недоступными большинству туристов. Космический туризм может стать следующим направлением развития индустрии туризма в этом направлении. То, как это будет организовано сейчас — кто поедет, как будут отмечены участники и как будут рассказаны их истории, — задаст тон в дальнейшем. Понимание этих поездок помогает людям увидеть, как общество упаковывает и продает вдохновляющий опыт задолго до того, как большинство людей смогут позволить себе присоединиться к путешествию.
|
|
Источник
|