Китай представил новый космоплан
|
|
Стремление Китая покорить новый рубеж в освоении космоса было в центре внимания на выставке Space Tech Expo Europe в Бремене, Германия, где базирующаяся в Пекине компания Space Transportation, также известная как Lingkong Tianxing Technology, объявила о разработке прототипа сверхзвукового космического самолета, получившего название “Куантяньхоу” или “Летающая обезьяна”.
|
|
Подробности о Cuantianhou остаются ограниченными. Однако масштабная модель, представленная на выставке Space Tech Expo, по дизайну очень напоминает прототип сверхзвукового пассажирского реактивного самолета компании Yunxing, хотя и имеет меньшую, почти идентичную форму.
|
|
Амбициозный проект, о котором впервые сообщило Space News, направлен на то, чтобы революционизировать доступ в космос с помощью универсального высокоскоростного аппарата, способного совершать горизонтальные взлеты и посадки.
|
|
Примечательно, что и космический самолет Cuantianhou, и коммерческий пассажирский реактивный самолет Yunxing имеют поразительное сходство с культовым американским SR-71 Blackbird, что заставляет задуматься: является ли это прорывом в аэрокосмических инновациях или еще одним примером того, как Китай просто копирует американские разработки?
|
|
В конце октября компания Space Transportation объявила об успешном завершении испытательных полетов прототипа Yunxing. Согласно сообщениям китайских СМИ, Yunxing задуман как сверхзвуковой коммерческий самолет, способный развивать скорость до 4 Махов — более 1535 миль в час.
|
|
|
|
Обладая скоростью, более чем в два раза превышающей скорость единственного в мире успешного сверхзвукового пассажирского реактивного самолета Concorde, Yunxing смог доставить пассажиров из Пекина в Нью-Йорк менее чем за два часа, совершив революцию в сфере путешествий на дальние расстояния. Компания планирует запустить в первый полет первый полномасштабный сверхзвуковой пассажирский реактивный самолет Yunxing к 2027 году.
|
|
"Юньсин" рассчитан на размещение до 50 пассажиров. Однако Фан Дэн, генеральный менеджер по космическим перевозкам, сообщил SpaceNews, что новый космоплан Cuantianhou рассчитан всего на двух пассажиров и будет оснащен полностью автономным управлением полетом.
|
|
По словам Фана, первый испытательный полет Cuantianhou состоится в 2025 году. Прототип продемонстрирует возможности для полетов в ближнем космосе, включая высокоскоростной горизонтальный взлет и посадку, во многом похожие на обычный самолет. Такая конструкция устраняет необходимость в традиционных ракетных пусковых установках и системах эвакуации, предлагая более универсальное и многоразовое решение для космических полетов.
|
|
Помимо заявленных различий, точные различия между Юньсином и Куантяньхоу остаются неясными. На самом деле, на более ранних снимках коммерческого реактивного самолета Yunxing, опубликованных компанией Space Transportation, изображена та же масштабная модель, что и космический самолет Cuantianhou, представленный на выставке Space Tech Expo Europe. Примечательно, что на этих изображениях на фюзеляже отчетливо видно название “Cuantianhou”.
|
|
На английском языке название “Cuantianhou” переводится как “Летающая обезьяна”, а “Юньсин” означает “путешествие по облакам”.
|
|
Изображения и схемы Yunxing и Cuantianhou безошибочно напоминают SR-71 “Blackbird”, культовый американский разведывательный самолет, дебютировавший в 1960-х годах. Известный своим изящным фюзеляжем с заостренным носом и треугольными крыльями, Blackbird был спроектирован таким образом, чтобы достигать непревзойденных скоростей и высот, что закрепило его статус в истории авиации как самого быстрого реактивного самолета, когда-либо построенного.
|
|
После почти трех десятилетий эксплуатации SR-71 был снят с вооружения ВВС США в 1998 году. Однако, согласно сообщениям, компания Lockheed Martin тайно разрабатывает его гиперзвуковой преемник - SR-72.
|
|
Китайский космический самолет Cuantianhou во многом позаимствовал конструкторское наследие Blackbird. Его острый угловатый профиль оптимизирован для минимизации сопротивления воздуха на гиперзвуковых скоростях, а двухдвигательная компоновка повторяет мощную двигательную установку SR-71.
|
|
Визуальное сходство между Cuantianhou и SR-71 настолько велико, что трудно не предположить, что дизайн американского самолета—разведчика не вдохновил китайских инженеров и не оказал на них прямого влияния.
|
|
Несмотря на то, что SR-71 был чудом своего времени, заявленная цель Space Transportation при создании Yunxing и Cuantianhou - превзойти своего предшественника в функциональности и масштабах.
|
|
В отличие от Blackbird, который был разработан для разведки во времена холодной войны, компания Space Transportation заявляет, что ее новый сверхзвуковой самолет предназначен для коммерческих и научных целей.
|
|
В случае успеха Cuantianhou позволит Китаю выполнять ранее недостижимые задачи с использованием обычных самолетов. Это могут быть суборбитальные перевозки из точки в точку, позволяющие пассажирам или грузам пересекать земной шар всего за несколько часов, или быстрое развертывание спутников, что имеет решающее значение в условиях геополитической напряженности или стихийных бедствий.
|
|
Кроме того, многоразовый характер Cuantianhou отличает его от традиционных одноразовых ракетных систем, что соответствует растущему стремлению к экологичности в освоении космоса. Самолет обещает снизить эксплуатационные расходы и сократить время между полетами за счет горизонтальной посадки на взлетно-посадочную полосу, подобно вышедшему из эксплуатации космическому шаттлу.
|
|
Анонс Cuantianhou состоялся в то время, когда разработка космических самолетов набирает обороты во всем мире. Американские компании, такие как SpaceX и Sierra Space, а также европейские инициативы стремятся создать надежные многоразовые космические аппараты. Проект космических перевозок подчеркивает решимость Китая закрепиться на этой конкурентной арене.
|
|
Однако некоторые утверждают, что подход Китая к инновациям в аэрокосмической отрасли часто предполагает тиражирование существующих технологий, а не разработку новых. В дополнение к сходству Cuantianhou с SR-71, сверхсекретный экспериментальный космический самолет многоразового использования Китая “Шенлун” или “Божественный дракон”, по-видимому, является настоящим клоном не менее загадочного американского космического аппарата Boeing X-37.
|
|
Поразительное сходство между новейшими китайскими самолетами и американскими образцами вызывает опасения по поводу потенциальной кражи интеллектуальной собственности и шпионажа, что может еще больше обострить напряженность в отношениях между Пекином и Вашингтоном.
|
|
Аэрокосмические амбиции Китая также оказались под пристальным вниманием на геополитической арене. Критики предупреждают, что его технологии двойного назначения, предназначенные как для гражданских, так и для военных целей, могут привести к эскалации напряженности в условиях растущей конкуренции в “холодной войне” между США и Китаем за господство в космической сфере.
|
|
Несмотря на свои амбициозные планы, компания Fan признает, что космические перевозки сталкиваются с рядом серьезных проблем при реализации своего космического самолета Cuantianhou.
|
|
Разработка летательного аппарата, способного выдерживать экстремальные температуры и нагрузки при гиперзвуковом полете, требует передовых материалов и инженерного опыта. Потребность в высокоточных навигационных и двигательных установках усложняет проект еще на один уровень.
|
|
Национальные правила, касающиеся сверхзвуковых полетов, представляют собой еще одну серьезную проблему для коммерческих целей космических перевозок. Например, гражданским воздушным судам в Соединенных Штатах запрещено превышать скорость 1 Маха (приблизительно 761 миль в час) над сушей. Американские компании, стремящиеся провести испытания сверхзвуковых самолетов, должны получить специальное разрешение на полеты от Федерального управления гражданской авиации (FAA), что усложняет разработку таких технологий с точки зрения регулирования.
|
|
“Одна большая проблема - это технология, а другая большая проблема, на самом деле, это политика, авиационная политика разных стран”, - сказал Фан. “Так что в будущем мы должны проделать гораздо больше работы над этим”.
|
|
В конечном счете, прототип многоразового космического самолета Cuantianhou является частью более широкой стратегии Китая по доминированию в растущем коммерческом космическом секторе. Разработанный для высокоскоростных суборбитальных полетов, аппарат призван снизить стоимость космических путешествий, обеспечивая при этом гибкую транспортировку спутников, грузов и даже пассажиров по требованию.
|
|
Если космоплан оправдает свои обещания, он может проложить путь к новой эре недорогого, устойчивого и универсального доступа к космосу. Однако вопросы об оригинальности его конструкции и более широких последствиях для международной аэрокосмической конкуренции, скорее всего, останутся.
|
|
Источник
|