Конспирологи утверждают, что одно гигантское судно было заменено на другое за страховые деньги. Когда "Титаник" затонул в 1912 году, это потрясло мир. Разрушение такого технически замечательного корабля со всей очевидностью продемонстрировало ограниченность человеческих инноваций. Но теория заговора, которая появилась в сети в последние годы, в том числе на Reddit, заставляет задуматься: действительно ли затонул "Титаник"?
Мы знаем. Это звучит безумно. Но будьте терпеливы.
Похоже, все согласны с одним фактом: 15 апреля 1912 года в ледяных водах Северной Атлантики действительно затонул корабль, и около 1500 пассажиров, находившихся на борту этого судна, погибли. Теория заговора просто предполагает, что "Титаник" на самом деле не был тем техническим чудом, которое обещала компания-учредитель судна, "Уайт Стар Лайн".
Скорее всего, компания White Star Line поменяла корабли для рейса из Саутгемптона в Нью-Йорк, и судно, заявленное как первоклассный "Титаник", на самом деле было более старым судном - "Олимпиком". Более того, теория заговора предполагает, что вся катастрофа произошла из-за неудачной страховой аферы.
J.P. Morgan и расцвет крупных лайнеров
Британская White Star Line столкнулась с жесткой конкуренцией в Англии и по всему миру. На местном уровне у нее было ожесточенное соперничество с пароходной компанией Cunard Steamship Company, Ltd., которая в 1906-07 годах отправила в свой первый рейс крупнейшие на тот момент в мире пассажирские суда "Лузитания" и "Мавритания".
Чтобы конкурировать с "Лузитанией" и ее напарником, "Уайт Стар Лайн" вступила в гигантскую войну кораблей. Компании не привыкать к подобным сражениям, но “Лузитания” и "Мавритания" Cunard превосходили корабли так называемой "Большой четверки" White Star в вооружении по скорости. На этот раз у компании была дополнительная поддержка.
В 1902 году "Уайт Стар" стала собственностью Международной торговой морской компании (IMM), холдинговой компании, финансируемой известным финансистом Дж.П . Морганом. С разрешения Моргана председатель правления "Уайт Стар" Дж. Брюс Исмей начал работу над тем, что стало известно как корабли олимпийского класса. Даже если бы они не могли сравниться по скорости с "Лузитанией", корабли класса "Олимпик" превзошли бы корабли "Кунард": они были бы еще больше и роскошнее. В эксплуатацию были введены три судна: "Олимпик", "Титаник" и "Британик".
"Олимпик" был построен первым и, как однофамилец линейки, считался головным судном. Его первый рейс широко освещался, а первые несколько рейсов были безоговорочно успешными. Но всего лишь во время пятого рейса судно столкнулось с серьезной проблемой.
20 сентября 1911 года, проходя мимо военного судна "Хоук", "Олимпик" неожиданно повернул. Застигнутый врасплох, оба корабля потерпели крушение. Тяжело раненный "Олимпик" смог доковылять до порта. Позже в ходе судебного разбирательства ответственность за инцидент была возложена на компанию White Star Line.
Заговор начинается
Все вышесказанное, по общему мнению, является фактом. Крушение "Олимпика" - это то, где пути расходятся.
Сторонники теории заговора утверждают, что после крушения "Олимпик" стал экономической катастрофой. Судебный процесс означал, что ремонт не будет покрыт страховкой, и компания не получала денег, пока находилась в доках. Итак, компания пошла на уступки: ее недавно построенное второе судно получило название "Олимпик", в то время как поврежденное старое судно было переименовано в "Титаник".
В конце концов, настоящий "Олимпик" (ныне тайно эксплуатируемый как "Титаник") был бы затоплен в результате несчастного случая, после которого "Уайт Стар Лайн" смогла бы получить страховую выплату, соответствующую совершенно новому кораблю, - и все это время корабль, первоначально построенный как "Титаник", продолжал бы существовать. Единственное, что разрушило план, - это айсберг.
Другие сторонники теории заговора выдвигают более гнусную причину крушения: за подменой стоял Дж.П. Морган, стремившийся использовать некачественный корабль, чтобы утопить своих врагов на борту.
Сторонники обеих теорий указывают на ряд зацепок: "Титаник" не допустил публичного осмотра перед своим отплытием, опасаясь, что эксперты обнаружат в нем замаскированный "Олимпик", утверждают теоретики.
И еще есть иллюминаторы. В популярном посте на Reddit рассматриваются фотографии строящегося "Титаника" и "Титаника в его первом рейсе", и обнаруживается, что вторая фотография подозрительно изменилась и похожа на "Олимпик".
Есть множество других деталей. Например, отдельные утверждения указывают на то, что на дне моря покоится "Олимпик", а не оригинальный "Титаник".
Заговор не сходится
Исследователи "Титаника" Стив Холл и Брюс Беверидж опубликовали книгу на эту тему ""Титаник" или "Олимпик": какой корабль затонул?" Они также участвовали в написании других книг по истории "Титаника", в том числе "Титаник: Великолепный корабль". Эти двое продолжают аргументацию в пользу иллюминатора.
“”Олимпик“, - пишут они, - как и ”Титаник", первоначально был оснащен такими же 14 иллюминаторами в левой части бака, но позже были установлены два дополнительных иллюминатора; они появились там в марте 1912 года".
Историк Марк Чирнсайд также уделил серьезное внимание вопросу о том, почему именно произошла замена. В 2005 году он рассмотрел довод о том, что судно было намеренно потоплено, чтобы получить страховые выплаты. Цитируя Исмея, “Титаник”стоил 7 500 000 долларов" и, насколько я понимаю, был застрахован "на 5 000 000 долларов". Это подтверждает американский вице—президент IMM Филип А. С. Франклин, который подтвердил, что сумма страхового полиса составила 5 миллионов долларов.
“Если бы существовал сговор, можно было бы ожидать, что страховой полис был бы изменен таким образом, чтобы покрыть всю стоимость судна”, - пишет Чирнсайд. “В сложившейся ситуации ”Уайт Стар" могла рассчитывать на возмещение только двух третей стоимости судна".
При ближайшем рассмотрении ни одна из претензий на "Олимпик" и "Титаник" не может сравниться с теми феноменальными усилиями, которые потребовались для замены: эти два корабля не были абсолютно идентичными. На “Титанике” было "уникальное кафе и расширенный ресторан с обслуживанием по меню", пишет Чирнсайд, и он был модифицирован с учетом предыдущего опыта компании в "Олимпике".
Тем временем агентство Associated Press сообщило, что обломки "Титаника" были обнаружены с уникальным строительным идентификационным номером судна (CIN); 401 является неопровержимым доказательством того, что это не было злополучным прикрытием.
Но это еще не все. “Просто невозможно выдать годовалый корабль за новый”, - говорит Чирнсайд, указывая на ряд небольших различий между ними, в том числе на “дополнительные стальные пластины, которые были установлены на опорных плитах двигателей Olympic”, добавленные в 1911 году и до сих пор существующие в дальнейшие проверки проводились в 20-е и 30-е годы. Когда британское министерство торговли провело расследование на "Титанике", таких табличек обнаружено не было.
Дело не в том, что "Титаник" или владелец Джей Пи Морган были вне подозрений — Морган продемонстрировал феноменальную власть над США еще при жизни, разрешив банковский кризис 1907 года практически в одиночку. (Так уж случилось, что крушение "Титаника" привело к тому, что IMM стал редким финансовым провалом Моргана, обанкротившимся два года спустя.)
Но в этом инциденте было физическое доказательство того, что Морган изменял денежную систему. Никакие конкретные доказательства заговора Титаника не могут сравниться с доказательствами, представленными историками.