Верующие видят лицо Иисуса на Туринской плащанице
|
|
Туринская плащаница была предметом восхищения как верующих, так и скептиков с тех пор, как о ее существовании впервые было сообщено в 14 веке. На полотне, о котором идет речь, по—видимому, изображены лицо и тело взрослого мужчины с длинными волосами и бородой - очень похоже на стиль, в котором традиционно изображали Иисуса Христа примерно с VI века н.э. Эти очертания, хотя и слабо различимые невооруженным глазом, становятся неоспоримыми при просмотре на фотографическом негативе. Таким образом, теперь почти нет сомнений в том, что лицо, которое люди видят на Туринской плащанице, действительно является намеренным изображением, а не обманом зрения, каким иногда могут оказаться некоторые другие экстатические религиозные видения. Вопрос, напротив, в том, как возникло это впечатление.
|
|
Теперь, благодаря одному целеустремленному исследователю и некоторому программному обеспечению с открытым исходным кодом, мы, возможно, наконец-то нашли ответ. Те, кто верит в подлинность реликвии, предполагают, что это была та самая ткань, в которую было обернуто тело Иисуса после его распятия, и его божественная природа оставила этот вечный отпечаток на его облике.
|
|
Но против этой гипотезы уже давно выдвигаются возражения, и не только в светской среде. Пожалуй, самое известное разоблачение Туринской плащаницы было сделано Жаном Кальвином, французским богословом XVI века, который стал основоположником кальвинизма. В своем трактате о реликвиях он почти насмешливо реагирует на утверждения о божественном происхождении Плащаницы, спрашивая: “Как это возможно, что те священные историки, которые тщательно описывали все чудеса, произошедшие после смерти Христа, не упомянули о таком замечательном явлении, как сходство тела о нашем Господе, оставшемся на оберточной бумаге? Этот факт, несомненно, заслуживал того, чтобы его зафиксировали”.
|
|
|
|
Кальвин приводит несколько библейских причин, почему этого не могло произойти — от того факта, что никто из учеников никогда не упоминал о том, что видел такой отпечаток на плащанице, до того, что римские солдаты были не в самых дружеских отношениях с последователями Христа, поэтому вряд ли они позволили бы им это сделать. скрыться с таким священным предметом. Кроме того, отмечает он, святой Иоанн сказал, что Иисус был похоронен “по обычаю иудеев”. Если бы это было так на самом деле, тело и голова были бы обернуты двумя отдельными тряпками, а не одной.
|
|
“Короче говоря, - заключил Кальвин, - либо святой Иоанн - лжец, либо все, кто хвастается обладанием святым сударем, уличены во лжи и обмане”.
|
|
Кальвин не зашел так далеко, чтобы выдвинуть альтернативную теорию. Возможно, он не хотел вдаваться в подробности. Возможно, он был просто слишком занят, чтобы тратить время на эту тему — ему нужно было много написать (и, по крайней мере, дать показания против одного еретика, которого скоро предадут огню).
|
|
Или, может быть, у него просто не было доступа к программному обеспечению с открытым исходным кодом, такому как Blender.
|
|
К счастью, у Сисеро Мораеса — исследователя и 3D—дизайнера из Бразилии - оказалось под рукой это программное обеспечение. И он использовал это, чтобы проверить теорию, впервые выдвинутую Уолтером Маккроуном в 1980-х годах: изображение на Туринской плащанице - это вовсе не слепок, а скорее “вдохновенная живопись”, возможно, частично выполненная с использованием скульптуры с низким рельефом, а не полноценной трехмерной фигуры.
|
|
В основе этой теории лежит одна идея: если бы ткань получила свою маркировку в виде трехмерной фигуры, изображение лица и тела на развернутой ткани выглядело бы сплющенным и искаженным.
|
|
Чтобы доказать это, Мораес создал модель в программе MakeHuman с параметрами “мужчина, взрослый, ?33 года, худощавый, ?1,80 м ростом”. Затем он перенес эту модель в бесплатное программное обеспечение Blender с открытым исходным кодом, чтобы доработать детали, чтобы они соответствовали рисунку на Туринской плащанице.
|
|
Затем Мораес сравнил, как выглядела бы ткань, обернутая вокруг этой трехмерной модели (по сравнению с тканью, наложенной на скульптуру с низким рельефом), и какой рисунок получился бы в обоих случаях.
|
|
Модели Мораеса продемонстрировали, что, когда трехмерный объект действительно оставляет следы на куске ткани, эти пятна “создают более прочную и деформированную структуру по отношению к источнику”. То, что вы видите, когда смотрите на оттиск человеческого лица на куске ткани, - это сглаживание трехмерного объекта.
|
|
Если бы вы взяли, скажем, глобус, намазали его чернилами и обернули тканью, то, развернув этот лист, вы бы увидели изображение, которое сильно отличалось бы от округлой формы глобуса.
|
|
Но если вы не хотите пачкать свой идеальный глобус, то можете просто посмотреть видео, которое Мораес снял в качестве дополнения к своим заметкам об исследовании. Любой желающий может проверить это на себе, намазав лицо пигментированной жидкостью и накрыв его тканью или бумажным полотенцем.
|
|
Подробная информация о находках Мораеса была опубликована в статье для Archaeometry, в том числе упоминаются все использованные Мораесом программы. В ней делается вывод, что изображение на Туринской плащанице почти наверняка является произведением средневекового искусства, а не подлинным отпечатком, оставленным умирающим человеком.
|
|
Источник
|